Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологии. В психологии используются методы, которые можно разделить на две большие группы: описательные и экспериментальные.






В психологии используются методы, которые можно разделить на две большие группы: описательные и экспериментальные.

При использовании описательных методов наблюдатель или исследователь никогда не вмешивается в явление или ситуацию, а лишь описывает их как можно более точно.

К описательным методам относят наблюдение, опрос и тестирование. Различают следующие разновидности наблюдений: а) свободное и б) стандартизированное; в) внешнее и г) внутреннее; д) скрытое и е) открытое.

Опрос – метод, при котором опрашиваемому (респонденту) задают вопросы с целью получения информации. Различают следующие разновидности опроса: а) стандартизированный, б) свободный. в) устный; г) письменный. Их комбинация дает четыре варианта опроса: свободный устный – беседа; свободный письменный – сочинение, письмо; стандартизированный устный – интервью; стандартизированный письменный – анкета.

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Различают вербальные и невербальные тесты.

Вербальный тест – стандартизированный опросник.

Среди невербальных тестов выделяют группу проективных (от лат. projectio - выбрасывание вперед), основанных на интерпретации результатов проекции. Под проекцией понимается не только способ психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности.

Все проективные тесты содержат неопределенные или неструктурированные тестовые стимулы, такие, как чернильные пятна, расплывчатые картинки, неопределенные ситуации. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности.

Эксперимент, в отличие от наблюдения, характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя.

Различают следующие разновидности эксперимента: лабораторный, естественный, формирующий.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях, чтобы свести к минимуму все посторонние факторы, которые могут повлиять на результаты. Не все эксперименты могут быть проведены в стенах лаборатории, тогда эксперимент проводится в условиях, близких к реальным, и носит название естественного. Иногда естественный эксперимент является усложнением лабораторного.

Формирующий эксперимент (синоним: преобразующий, воспитывающий, обучающий) применяется в возрастной и педагогической психологии. Он предполагает создание определенных ситуаций и изучение их влияния на формирование личности ребенка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.