Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы контроля. Парламентский запрос адресуется широкому кругу субъектов от руководителей федеральных органов исполнительной власти до глав муниципальных образований по






Парламентский запрос адресуется широкому кругу субъектов от руководителей федеральных органов исполнительной власти до глав муниципальных образований по вопросам, которые входят в компетенцию этих и других органов и должностных лиц.

Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. В практике работы обеих палат Федерального Собрания эта форма активно используется. Регламент Совета Федерации допускает проведение как открытых, так и закрытых слушаний. На открытых слушаниях вправе присутствовать представители средств массовой информации и общественности.

Круг должностных лиц, которые участвуют в открытых и закрытых слушаниях:

· Президент РФ,

· Руководители палат федерального собрания,

· Председатель правительства,

· Члены совета федерации,

· Депутаты государственной думы,

· Члены правительства,

· Другие высшие должностные лица страны,

· Руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

Парламентские слушания характеризуются двумя основными чертами. Их назначение состоит в привлечении внимания общественности, государственных органов к проблемам большой актуальности. Какие-либо обязывающие решения по итогам слушаний не принимаются. Могут быть приняты рекомендации и иные документы, которые утверждаются комитетом или комиссией палаты, Советом палаты либо Советом Федерации. С тем, чтобы слушания сделать максимально открытыми, они освещаются в средствах массовой информации.

Контрольные функции Федерального Собрания РФ в отношении Правительства РФ, предоставленные ему Конституцией РФ, сводятся к следующему:

· Государственную Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ, однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ;

· Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

· Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля исполнения бюджета;

· Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

· Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с депутатским запросом. Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентом палат.

· К ведению Государственной Думы относится также заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

 


· Правительство РФ: функции, порядок формирования, полномочия, акты

В Правительство РФ входят около 20 человек, все остальное – аппарат Правительства. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Государственная Дума в течение недели рассматривает представленную кандидатуру и может либо дать согласие, либо не дать согласие. Если Государственная Дума отказала Президенту, то он должен в течение недели представить новую кандидатуру. Однако после 3-кратного отклонения Президент назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу. А может ли Президент предлагать одну и ту же кандидатуру в случае ее отклонения? КС РФ вынес свое решение по этому вопросу – может.

Согласно статье 113 Конституции РФ Председатель Правительства РФ руководит деятельностью Правительства РФ, он может подать заявление об отставке, которое влечет как освобождение от полномочий самого Председателя Правительства, так и отставку всего Правительства РФ. Обязанности Председателя Правительства в случае его отсутствия исполняет один из его заместителей, которые могут быть отправлены в отставку Указом Президента РФ, а также по собственному заявлению.

Статья 11 ФКЗ «О Правительстве РФ» устанавливает целый ряд ограничений, которым подвергаются члены Правительства. По сути, они не могут совмещать свои должности ни с какими другими должностями, кроме научной и преподавательской деятельности. Вместе с тем в законе сделано исключение и предусмотрено, что Председатель, его заместители и министры могут замещать должности Полномочных представителей Президента в Федеральных округах.

В действующем составе Правительства есть Председатель Правительства РФ, 2 первых заместителя, 6 заместителей и 18 федеральных министров. Количество первых заместителей и заместителей никак не закреплено в законах, что касается федеральных министров, то это не обязательно лицо, возглавляющее федеральное министерство, например, руководителем аппарата Правительства является заместитель Председателя Правительства РФ.

В целях оперативного решения вопросов образуется Президиум Правительства РФ.

Задачи, которые реализует Правительство:

· Участие в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве страны;

· Организация и контроль исполнения нормативных актов государства;

· Руководство и организация деятельности исполнительных органов в стране;

· Участие в правотворческих процессах путем подзаконного регулирования или через законодательную инициативу.

Правительство действует в пределах срока полномочий избранного Президента РФ. Оно может быть отправлено в отставку, может само уйти в отставку. Правительство слагает полномочия даже перед вновь избранным Президентом лицом, которое было Президентом в предыдущий срок.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняет Президентом, а также Президент может сам отправить в отставку Правительства, а также отставка может быть следствием выражением недоверия Государственной Думой. Сложение полномочий Правительства РФ – нормальная процедура, которая проходит без учета чьей-либо воли. Когда же речь идет об отставке – это явление негативное.

Высший орган федеральной исполнительной власти обладает достаточно широким кругом полномочий, в связи с этим выделяют общие и специальные полномочия. Общие - закреплены в статье 13 ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство РФ в пределах своих полномочий:

· Организует реализацию внутренней и внешней политики РФ.

· Осуществляет регулирование в социально-экономической сфере.

· Обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов.

· Формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

· Реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

· Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

· Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

· Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Специальные полномочия закреплены в этом же ФКЗ, их довольно таки много распределяются они по сферам управления – со статьи 14 по 22.

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики, а также в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

· Осуществляет регулирование экономических процессов (нормотворческое полномочие, выраженное в постановлениях).

· Обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

· Прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. Здесь используются самые разные способы, например, перепись населения РФ, на основании которой государство строит прогнозы.

· Вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации.

· Осуществляет управление федеральной собственностью – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

· Разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

· Осуществляет общее руководство таможенным делом.

· Принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг (закупки, установление квот и т. д.).

· Формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

· Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

· Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

· Представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

· Разрабатывает и реализует налоговую политику.

· Обеспечивает совершенствование бюджетной системы.

· Принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг.

· Осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

· Осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль.

· Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.

· Разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:

· Обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности.

· Принимает меры по реализации трудовых прав граждан.

· Разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ.

· Обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики.

· Принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

· Содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

· Взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

· Разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования:

· Разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки.

· Обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

· Обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.

· Обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

· Обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

· Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.

· Организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ.

· Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

· Участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

· Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

· Разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

· Осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ:

· Осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ.

· Организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

· Обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

· Обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ.

· Принимает меры по охране Государственной границы РФ.

· Руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:

· Осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ.

· Обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях.

· В пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств.

· Отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

· Осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества. Это полномочие перекликается с валютным контролем.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов, постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Правительство обеспечивает их исполнение.

Исполнение Постановлений Правительства РФ обязательно на территории РФ. Акты Правительства нормативного характера издаются в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Порядок принятия актов Правительства устанавливается Правительством РФ, федеральными законами и т.д.

Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ. Порядок вступления актов в силу определяется Президентом РФ. Согласно Указу Президента от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства подлежат обязательном опубликованию, кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в Российской Газете и Собрании Законодательства в течение 10 дней. Согласно же ФКЗ акты вступают в силу не позднее 15 дней. Акты Правительства могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до сведения граждан посредством радио и т. д. Контроль своевременного опубликования актов осуществляет аппарат Правительства.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права и свободы граждан РФ, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Эти акты могут быть обжалованы в суд. Акты могут быть отменены Президентом РФ. Правительство РФ могут принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

 


· Конституционные основы судебной власти в РФ

В соответствии с принципом разделения властей в РФ действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему РФ.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях:

· Деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий;

· Совокупность судебных органов, т.е. судебную систему;

· Определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

· Осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в РФ в совокупности образуют судебную систему;

· Осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

· Осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

· Решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

· Правосудие - деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

· Судебный контроль - судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция).

· Конституционная юстиция заключается в контроле соответствия законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в РФ осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.

· В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Правовая регламентация основ судебной системы РФ содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и ФКЗ «О судебной системе РФ», «О конституционном суде РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «Об арбитражных судах в РФ».

Принципы судебной системы РФ:

· Единство

Суды в РФ составляют единую систему, характеризуется это следующим:

· Судебная система устанавливается в масштабах всей страны;

· Правила судопроизводства едины;

· Право и его применение едины;

· Решение судов обязательны для исполнения на всей территории государства;

· Статус судей един;

· Суды финансируются из средств федерального бюджета

· Иерархичность

Иерархичность подразумевает наличие в государстве нескольких уровней судов определенного вида.

Судебную систему РФ составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов РФ: мировые судьи субъектов РФ.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

· Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

· Федеральные суды общей юрисдикции:

· Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

· Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

· Районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

· Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

· Специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

· Федеральные арбитражные суды:

· Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ;

· Федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов РФ;

· Апелляционные арбитражные суды;

· Арбитражные суды субъектов РФ образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта РФ являются:

· Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

· Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

· Соподчиненность

Соподчиненность означает то, что нижестоящие суды должны подчиняться вышестоящим, а также то, что вышестоящие проверяет правильность применения законов нижестоящими судами.

Конституционные принципы правосудия:

· Осуществление правосудия только судом (судьей);

· Компетентность суда – для получения статуса судьи необходимо наличие множества требований;

· Беспристрастность суда – исключается рассмотрение дела судьей, находящимся в родственных связях с одной из сторон;

· Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей;

· Соединение принципов коллегиального и единоличного рассмотрения дел;

· Участие граждан в осуществлении правосудия;

· Законность;

· Обеспечение прав и свобод человека;

· Обеспечение права граждан на судебную защиту – каждый обвиняемый имеет право потребовать предоставление услуг адвоката;

· Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту;

· Равенство всех перед законом и судом;

· Состязательность сторон в процессе;

· Национальный язык судопроизводства;

· Гласность;

· Устность;

· Непосредственность;

· Непрерывность судебного заседания.

 


· Конституционный Суд РФ: место в судебной системе, структура, основные принципы деятельности

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Законодательство о Конституционном Суде состоит из Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.