Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрение в Совете Федерации






Поступивший из Государственной Думы закон в срок не более 24 часов отправляется вместе с сопроводительными документами членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации определяет комитет или комиссию ответственные за рассмотрение ФЗ. Комитет или комиссия дает заключение по закону, член Совета Федерации вправе представить для изучения проект закона в субъекте РФ. При наличии замечаний по ФЗ вправе набрать ответственный комитет.

Совет Федерации одобряет или отклоняет ФЗ. Закон рассматривается на заседании Совета Федерации. Начинается оно с разглашения заключения соответствующего комитета, затем предоставляется слово представителю Правительства РФ для оглашения слова Правительства. Обязательному рассмотрению здесь подлежит заключение общественной палаты РФ.

Решение об одобрении принимается большинством голосов. Совет Федерации может одобрять или отклонять закон без проведения обсуждения и с обсуждением. Вопрос об обсуждении выносится на голосование. Для ФЗ это простое большинство голосов, для ФКЗ – ¾ голосов.

В отношении Совета Федерации действует еще и такое правило: ему предоставляется 14 дней для рассмотрения закона, в ч. 4 ст. 105 Конституции РФ содержится правило, что закон считается одобренным в том случае, если он не был рассмотрен в течение 14 дней. Статья 106 Конституции РФ устанавливает перечень вопросов, по которым закон подлежит обязательному рассмотрению, это вопросы налогов, бюджета, таможни, войны и мира и т. д., а также все ФКЗ.

Здесь возникает вопрос, применимо ли правило статья 105 для законов, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Ответ содержится в Постановлении КС РФ от 23 марта 1995 года N 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ»: перечисленные законы должны быть обязательно рассмотрены в Совете Федерации, если этого не произошло в течение 14 дней – закон считается неодобренным. Все эти законы в любом случае должны быть предметом рассмотрения Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации об отклонении закона может содержаться предложение о создании согласительной комиссии для преодоления разногласий Совета Федерации и Государственной Думы, а также поручение по поводу того, кто подготовить и отправить в Государственную Думу поправки к отклоненному ФЗ.

В случае одобрения Советом Федерации закона, он отправляется в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования.

Если ФЗ отклонен Советом Федерации, он отправляется на заключение в ответственный комитет палат, по итогам рассмотрения ФЗ комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления с предложением:

· Снять ФЗ с рассмотрения.

· Принять ФЗ в ранее принятой редакции

· Создать согласительную комиссию.

Комиссия создается Советом Федерации или с его согласия в составе сопредседателей от Государственной Думы и Совета Федерации, а также других членов палат. Согласительная комиссия принимает решения раздельным голосованием депутаций Государственной Думы и депутаций Совета Федерации.

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации. Если решение не принимается, то согласительная комиссия прекращает свою работу, и у Государственной Думы остается только два первых варианта поведения.

ФЗ в редакции согласительной комиссии, а также заключительный протокол, сопоставительная таблица вносятся на повторное рассмотрение в Государственную Думу. И тогда ФЗ в такой редакции считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Государственной Думы, затем он направляется в Совет Федерации. Если ФЗ не получает большинства голосов, то ставится вопрос о принятии закона в ранее принятой редакции. В ранее принятой редакции закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов Государственной Думы. Повторно принятый Государственной Думой закон в течение 10 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, а также уведомляется Председатель Совета Федерации.

· Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат Федерального Собрания

Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, причем принятый ФЗ в данном контексте может означать разные варианты.

Порядок опубликования установлен ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания».

Официальным опубликованием считается первая публикация закона в Российской Газете, Парламентской Газете или Собрании Законодательства РФ или первом размещении на официальном интернет-портале правовой информации – https://www.pravo.gov.ru.

Рассматриваемая стадия считается последней при условии, что Президент подписал закон, однако в соответствии со статьей 107 Конституции РФ Президент обладает правом отлагательного вето – он может отклонить ФЗ с указанием мотивов. Однако отклонением ФЗ не считается возвращение Президентом ФЗ в соответствующую палату Федерального Собрания РФ в случае нарушения процедуры принятия закона. Если она была нарушена, но формально закон принят, то Президент имеет право вернуть закон в ту палату, из которой он поступил, и это не есть отлагательное вето.

Также право вето Президента может быть преодолено. Оно не распространяется на ФКЗ и законы о поправках к Конституции РФ, поскольку для принятия таких законов используется квалифицированное большинство, способное преодолеть право вето Президента. Если Президент отклоняет ФЗ, то палаты вновь рассматривают этот закон. Такой закон направляется в Государственную Думу на рассмотрение ответственного комитета, который рассматривает мотивы Президента. Затем Государственная Дума принимает решение:

· Согласиться с Президентом РФ и снять закон с рассмотрения.

· Принять ФЗ в редакции, предложенной Президентом РФ.

· Создать Специальную комиссию для выработки соответствующей требованиям Президента редакции закона.

· Принять ФЗ в ранее принятой редакции.

В случае принятия решения о создании Специальной комиссии эта комиссия представляет на повторное рассмотрение закон в согласованной редакции, и он принимается большинством депутатов Государственной Думы.

Если закон принимается в ранее принятой редакции, то он принимается не менее чем 2/3 депутатов и в течение 5 дней направляется в Совет Федерации, который может поставить на голосование вопрос об одобрении ФЗ в ранее принятой редакции без обсуждения или провести обсуждение. Такой ФЗ, одобренный в Совете Федерации, направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Законы подлежат опубликования в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ. ФКЗ и ФЗ вступают в силу на всей территории РФ по общему правилу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок.

Акты палат парламента направляются на публикацию не Президентом РФ, а председателем соответствующей палаты парламента.

· Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ

Существуют следующие виды контрольных полномочий Совета Федерации:

· Бюджетно-финансовый контроль;

· Контроль деятельности исполнительной власти;

· Контроль сферы государственного управления;

· Контроль, связанный с осуществлением советом федерации кадровых назначений;

· Контроль в сфере обороны и безопасности;

· Контроль в области внешней политики.

· Бюджетно-финансовый контроль.

Конституцией РФ предусмотрена возможность Совета Федерации влиять на бюджетно-финансовую политику путем принятия законов о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании. Косвенно контрольные полномочия реализуются Советом Федерации через Счетную палату, которая образуется обеими палатами парламента.

Счетная палата ежеквартально проверяет ход исполнения бюджета и представляет Совету Федерации и Государственной Думе отчет об этом. Контроль государственных финансов - важный аспект общих контрольных полномочий Совета Федерации как представительного органа.

· Контроль деятельности исполнительной власти.

Контроль деятельности исполнительной власти, к которому можно отнести нормы, содержащиеся в пп. “б”, “в”, “д” п. 1 ст. 102 (б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; (в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; (д) назначение выборов Президента РФ;

· Контроль сферы государственного управления

Контроль сферы государственного управления выражается в полномочиях Совета Федерации:

· По отрешению Президента от должности.

· Согласованию кандидатур дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

· Назначению на должности, которые не относятся к системе исполнительной власти (судей высших судов, Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов). Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ.

· Контроль в сфере обороны и безопасности

В сфере обороны и безопасности Совет Федерации наделен полномочиями в обязательном активном режиме рассматривать федеральные законы, которые касаются статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Контроль в этой сфере реализуется посредством процедуры рассмотрения и одобрения Советом Федерации соответствующих федеральных законов.

Верхняя палата решает следующие вопросы:

· О возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России.

· Об утверждении указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

· Рассматривает расходы на оборону, которые установлены федеральными законами о федеральном бюджете;

· Рассматривает указы Президента РФ о привлечении Вооруженных Сил страны, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;

· Рассматривает принятые нижней палатой федеральные законы в области обороны.

· Полномочия в области внешней политики

Полномочия в области внешней политики принадлежат в основном Президенту РФ, однако значительными полномочиями в данной сфере располагает также Федеральное Собрание. Возможность оказывать влияние на кадровый состав дипломатической службы России - существенный элемент контрольной деятельности верхней палаты. В соответствии с п. “г” ст. 106 Конституции Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.