Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное право РФ






· Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и метод регулирования. Система КП

Конституционное право занимает центральное место среди всех иных отраслей права, подтверждением этому служит, например, то, что смена Конституции, как правило, ведет к изменению всего законодательства.

Особенностью предмета правового регулирования в Конституционном праве является то, что регулированию подлежит широкий круг отношений. Если трудовое право регулирует конкретно трудовые отношения, то Конституционное право занимается в различных сферах: политической, социальной, духовной и пр.

По сути, Конституционное право охватывает 2 основные сферы общественных отношений:

· Устройство государства и государственной власти (властеотношения);

· Охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и государством).

Существует иная (альтернативная) классификация сфер общественных отношений, урегулированных нормами КПРФ:

· Принципы, на которых строится государство и общество (по сути, Основы конституционного строя);

· Правовое положение человека и гражданина, его отношения с государством;

· Федеративные отношения между РФ и ее субъектами;

· Система органов государственной власти и местного самоуправления, их полномочия.

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но в то же время и другими отраслями права: уголовное, административное и др. Главная особенность конституционного права здесь заключается в том, что оно устанавливает нормы основополагающего характера, которые впоследствии уже реализуются и конкретизируются в других отраслях права.

Устройство гос. предполагает не только установление принципов, на которых создаются те или иные органы, но также установление взаимодействия между органами гос., а также государством и иными публичными институтами.

Для разграничения различных отраслей права, кроме предмета правового регулирования, используется метод (как правило, используется диспозитивный и императивный, а далее, на основе их соотношения между собой разграничиваются отрасли права).

Методы конституционного права:

· Императивный – предписывает поступать конкретным и только этим образом (представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ);

· Диспозитивный – предоставляет определенный уровень свободы субъектам, предлагая им поступать по нескольким альтернативным вариантом, либо как они захотят в рамках принципов права (Президент может принять отставку Правительства).

Кроме этих двух основных методов правового регулирования используются также дополнительно и другие методы:

· Управомочение – наделение различных органов какими-либо полномочиями;

· Обязывание – Правительство обязано подать в отставку в результате подачей Государственной Думой двух вотумов недоверия в течении 3 месяцев;

· Запрещения – запрет проведения митингов и демонстраций без согласования с органами государственной власти;

· Репрессивные – используются в исключительных случаях, такие как депортация;

· Координации – например, согласительные процедуры;

· Субординации – подчинение некоторых министров непосредственно Президенту.

Систему конституционного права составляют различные институты, в том числе:

· Основы конституционного строя – основной, базовый институт конституционного права, в свою очередь делится на субинституты:

· Основные принципы отношений человека и государства;

· Устройство государства и государственной власти;

· Права и свободы человека и гражданина – наиболее крупный институт конституционного права, в целом можно разделить на следующие субинституты:


· Гражданство;

· Права и свободы человека;

· Пределы осуществления прав человека и гражданина;

· Гарантии реализации прав человека и гражданина;

· Федеративное устройство;

· Институт государственных органов и органов местного самоуправления:

· Президентская власть;

· Исполнительная власть;

· Законодательная власть;

· Судебная власть и прокуратура;

· Государственная власть в субъектах;

· Избирательное право;

· Муниципальное право;

· Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.


Система конституционного права, разделяясь на различные институты, тем ни менее не создает непроницаемые барьеры между своими составляющими, более того, все институты конституционного права взаимодействуют между собой.


· Конституционное право как наука

Наука конституционного права исследует те теоретические проблемы, на которых впоследствии строится отрасль конституционное право.

К числу таких проблем относятся:

· Народное представительство;

· Суверенитет;

· Федерализм;

· Автономии;

· Государственная власть;

· Гражданское общество;

· Формы государственного и территориального устройства;

· Правовой статус личности.

Источники конституционного права – труды российских и зарубежных ученых, конституции и иные конституционные акты, а также результаты воздействий конституционно-правовых норм (практика).

Методы науки Конституционного права:

· Исторический – изучение действия Конституционного права в различные исторические эпохи;

· Сравнительно-правовой – сравнение конституционного права РФ и ЗС;

· Системный – каждая отрасль права представляет собой систему, с помощью данного метода устанавливаются различного рода взаимоотношения между институтами Конституционного права;

· Конкретно-социологический – изучение воздействия Конституционного права в конкретной сфере жизнедеятельности;

· Статистический – изучение эффективности воздействия норм Конституционного права на общественные процессы.

 


· Конституционно-правовые нормы: понятие, виды и особенности

Конституционно-правовые нормы – выраженные в Конституции РФ, а также иных ФЗ, общеобязательные правила поведения, защищенные принудительной силой государства.

Особенности нормы Конституционного права:

· Основополагающий характер – нормы других отраслей права обязаны базироваться на нормах Конституционного права, а также не могут им противоречить;

· Повышенная стабильность – нормы КПРФ изменяются намного сложней, чем нормы других отраслей, предусматривается специальная процедура для их изменения;

· Специфичные источники – источниками норм КПРФ являются по большей части Конституция РФ, а также ФКЗ, ФЗ, остальные нормативные акты в меньшей степени;

· Своеобразие видов норм – нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-декларации;

· Специфичность субъектов правоотношений – не конкретные субъекты, а часто очень абстрактные (народ, государство);

· Особенности структуры – обычно имеются гипотеза и диспозиция, санкции редко.

Нормы Конституционного права можно классифицировать по самым различным основаниям:

· По содержанию:

· Нормы, закрепляющие основы конституционного строя;

· Нормы, устанавливающие правовой статус президента;

· Нормы, закрепляющие статус органов государственной власти;

· Нормы, характеризующие основные принципы федеративного устройства;

· Нормы, устанавливающие основы местного самоуправления;

· Нормы, закрепляющие права человека и гражданина;

· По функциям:

· Регулятивные – устанавливают как, что, каким образом действует, то есть устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений;

· Охранительные – вступает в силу в случае нарушения регулятивных норм, в основном это нормы запреты, по сути, устанавливают меры юридической ответственности;

· Специализированные – на основании данных норм правоотношения не возникают, эти нормы присоединяются к регулятивным и охранительным в результате правового регулирования. К таким нормам относятся:

· Общие нормы – фиксирование в общем виде определенных правоотношений;

· Нормы-дефиниции – дают определения тем или иным терминам;

· Нормы-декларации – устанавливают принципы, задачи;

· Оперативные – устанавливают порядок изменения норм;

· Коллизионные – нормы устанавливают то, какие нормы должны использоваться в случае коллизий

· По способу воздействия:

· Управомачивающие;

· Запрещающие;

· Обязывающие;

· По степени определенности содержащихся предписаний:

· Императивные – устанавливают конкретный вариант поведения;

· Диспозитивные – предоставляют определенный уровень свободы;

· По характеру:

· Материальные – устанавливают правила поведения;

· Процессуальные – основанные на материальных нормах процедуры осуществления;

· По времени действия:

· Постоянные – действуют постоянно;

· Временные – устанавливаются только на определенный промежуток времени;

· Исключительные – устанавливаются в исключительных случаях: ЧП, стихийное бедствие.

 


· Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты

В нормах Конституционного права могут содержаться положения об ответственности, правда, зачастую это не является конституционно-правовой ответственностью, а имеет отсылочный характер в иные отрасли законодательства:

· Уголовное право – нарушение избирательного законодательства;

· Административное право – лишение должности;

· Гражданское право – возмещение ущерба государством.

Конституционно-правовая ответственность, в отличие от остальных видов ответственности, зачастую несет моральный характер.

Существуют ее различные формы:

· Роспуск:

· Законодательного (представительного) органа государственной власти;

· Представительного муниципального органа;

· Отзыв депутата представительного органа избирателями;

· Лишение депутата депутатской неприкосновенности представительным органом;

· Импичмент Президенту РФ;

· Вотум недоверия Правительству РФ;

· Увольнение Председателя Правительства или отдельных министров;

· Отрешение от должности или приостановление деятельности главы субъекта или муниципального образования;

· Ликвидация общественного объединения;

· Отказ в приеме в гражданство.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционно-правовое нарушение.

Субъектами конституционно-правовой ответственности могут быть:

· Государство в целом – как субъект, возмещающий ущерб;

· Органы государства, муниципальных образований, а также должностные лица;

· Общественные объединения;

· Граждане.

Привлечение к конституционно-правовой ответственности может осуществляться судебным и внесудебным путем, в том числе и с помощью непосредственной демократии.

 


· Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, объекты, субъекты

КПО – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права на основе прав и обязанностей, предусмотренных данными нормами.

КПО обладает теми же признаками, что и любое другое правоотношение, но, кроме того, обладает и собственной спецификой:

· Возникают в сфере регулирования КПРФ;

· Особенности субъектного состава – некоторые субъекты не могут быть участниками никаких иных правоотношений, кроме конституционных;

· Конституционные правоотношения, являясь по сути политическими отношениями, могут существовать и без наличия юридической конструкции;

· Отличаются большим разнообразием, зачастую связи между субъектами устанавливаются через другие правоотношения;

· Большинство КПО не уточняют субъектный состав («вся обязаны», «каждый имеет право»);

· КПО являются базовыми отношениями для всех остальных.

Структура любого правоотношения включает в себя субъекты и объекты, на которые направлены действия субъектов:

· Субъекты – государство, органы государства и должностные лица, народ и иные социальные общности, граждане и другие физические лица, органы местного самоуправления, депутаты и пр.;

· Объекты – то, по поводу чего возникают КПО:

· Государственная граница и ее территория;

· Материальные блага – природные ресурсы, средства государственной казны;

· Поведения людей;

· Деятельность органов государственной власти или местного самоуправления, должностных лиц;

· Правовые акты – при рассмотрении в судах;

· Личные неимущественные блага (личные права, такие как свобода, жизнь, достоинство).

Основанием возникновения конституционного правоотношения является юридический факт, которые бывают разных видов:

· События – независящие от воли факты, например, стихийное бедствие;

· Действие – зависящий от воли факт, делятся на акты и поступки:

· Юридические акты – такие факты, которые порождают правоотношения нацеленно, согласно воле субъекта;

· Юридические поступки – факты, порождающие правоотношения случайно, зачастую даже вопреки воли субъекта.

КПО могут быть классифицированы по разным основаниям:

· В соответствии с предметом (смотреть Вопрос №1);

· По степени обобщенности:

· Общие – правовые состояния, то есть не зависят от конкретной ситуации (гражданство);

· Конкретные – отношения, связанные с конкретной ситуацией при конкретных действиях субъектов (выход в гражданство);

· По факту существования во времени:

· Статические – существуют постоянно и возникают с момента введения соответствующей правовой нормы;

· Динамические – возникают в результате действий субъектов, в будущем могут снова возникать неоднократно, но только в результате повторных действий субъектов (участие избирателей в голосовании);

· По юридическому значению:

· Материальные – устанавливают права и обязанности субъектов (право ГД принимать законы);

· Процессуальные – устанавливают каким образом осуществляются права и обязанности (порядок при котором ГД принимает законы);

· С точки зрения времени существования:

· Постоянные – действуют постоянно, хотя, потенциально могут прекратиться (гражданство);

· Временные – действуют на протяжении некоторого временного отрезка (комендантский час в связи с ЧП).

 


· Источники конституционного права РФ: понятие и виды

· Декларации

Например: «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г., «Декларация о языках народов России» от 25 октября 1991 г., «Декларация прав и свобод человека и гражданина» от 22 ноября 1991 г.

Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия.

· Конституция

Конституция РФ является Основным законом РФ, именно на основании ее базируется все современное российское законодательство.

· Законы о поправках к Конституции РФ

Источником конституционного права может быть и такой правовой акт, как закон РФ о поправках к Конституции РФ, вносимых в порядке, предусмотренном ее ст. 136. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван. Он определен при толковании ст. 136 Конституции РФ Конституционным Судом. Его особенность по сравнению с другими источниками - временный характер собственного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию.

· ФКЗ

Этот вид законов впервые предусмотрен Конституцией 1993 года. Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции РФ. По своей юридической силе ФКЗ занимают промежуточное место между Конституцией РФ и обычными ФЗ. Отличается от ФЗ:

· По юридической силе - федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3).

· По предметам ведения – принимаются только в случаях, прямо указанных в Конституции.

· По порядку принятия – более жесткий в конституционных законах (ст.108, ч.2).

· По возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето – Президент РФ не имеет право отклонить их (ст.107, ч.3).

К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы: " Об Уполномоченном по правам человека в РФ" (1997 г.), " О Конституционном Суде РФ" (1994 г.) и др.;

· ФЗ

Источниками конституционного права являются обычные федеральные законы, если они регулируют конституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установления системы органов государственной власти и местного самоуправления, их формирования и принципов деятельности, распределения полномочий по осуществлению властных функций, а также закрепляют различные формы правовой связи человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другого государства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденного переселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение, охрану и защиту таких прав.

Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы РФ. Среди федеральных законов выделяются кодексы.

Кодексы - это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизацией правовых предписаний (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Земельный кодексы и др.). Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам

· Указы и распоряжения Президента РФ.

Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, что соответственно определяет их «подзаконность», т.е. они могут быть отменены федеральным законом. Указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными.

Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента РФ или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это, прежде всего, акты непосредственного применения Президентом какого-либо закона. По кругу лиц и по времени действия они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции. В случае возникновения вопросов, требующих оперативного решения, Президент издает указы по отдельным моментам, относящимся к полномочиям парламента, которые действуют до того момента, пока не будут изданы соответствующие федеральные законы.

Указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что: 1) отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования; 2) такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам; 3) их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем.

Распоряжения Президента достаточно редко носят нормативный характер. Но, например, распоряжение Президента РФ «О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне» от 16 апреля 2005 г. в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 21 июля 1993 г. " О государственной тайне" утверждает прилагаемый перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, тем самым внося существенную нормативную корректировку.

· Постановления и распоряжения Правительства РФ

Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции). Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

К числу источников конституционного права мы относим только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Нормативные правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства должны быть официально опубликованы. Постановления Правительства РФ являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению РФ и её субъектов.

· Нормативные акты иных органов исполнительной власти

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус и многие другие отношения конституционного характера регламентируются подзаконными нормативными правовыми актами, такими как постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Верховного Суда РФ и др. Все эти акты должны пройти обязательную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

· Договоры

К договорам относятся как международные, так и внутригосударственные. Первые заключаются с другими суверенными государствами, вторые между РФ и ее субъектами.

· Законы субъектов РФ

Субъекты РФ имеют право принимать собственные законы, а также конституции (уставы), которые не должны противоречить федеральной конституции и федеральным законам.


· Конституция: понятие, сущность, объекты конституционного регулирования. Виды конституций

Под конституцией (от лат. constitutio - установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

По форме, Конституция – юридический документ.

Современное значение конституция приобрела более 200 лет назад, тогда, в период буржуазных революций, в Европе принимаются первые Конституции: Конституция США 1787 г., Франции и Польши 1791 г.

Основные способы принятия конституций:

· Референдум;

· Парламент;

· Учредительное собрание;

· Дарование конституции монархом

Конституции могут быть классифицированы по различным основаниям:

· По форме:

· Писанные;

· Неписанные;

· Комбинированные;

· По способу внесения изменений:

· Мягкие;

· Жесткие;

· По соответствию законодательству:

· Действительные;

· Фиктивные;

· По субъекту принятия:

· Дарованная;

· Народная.

Сила конституции – в обеспечении хотя бы минимального баланса всех групп общественных запросов, такого баланса, который, даже будучи во всем справедливым, удерживает людей от агрессивных способов отстаивания собственных интересов. В этом и заключена глубинная сущность конституции.

В сущности современной конституции России заложены общедемократические начала. Это народная конституция, принятая народом на референдуме, а не установленная государством.

Конституция РФ по своей сущности как конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа РФ, выраженной путём всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходя из признания высшей ценностью человека, его прав н свобод.

Объектами конституционного регулирования является те общественные отношения, на которые распространяет свое действие Конституция.

Исторически сложилось, что все Конституции регулировали всегда 3 объекта: права и свободы человека и гражданина, структура государственной власти и взаимоотношения органов между собой, а в федеративных государствах – устройство федерации.

Новым для Конституций стало регулирование экономики, особенно активно данный объект был задействован в Конституциях тоталитарных стран, которые проводили полный, всеобъемлющий контроль экономической деятельности.

Важно отметить, что Конституция регулирует данные объекты не в целом, а лишь устанавливает определенные принципы их деятельности, которые впоследствии уже регламентируются в иных нормативных актах государства.

Таким образом, объектами конституционного регулирования по Конституции РФ являются:

· Права и свободы человека и гражданина – глава 2 Конституции РФ;

· Федеративное устройство – глава 3 Конституции РФ;

· Устройство государственной власти – Главы 4-7 Конституции РФ;

· Местное самоуправление – глава 8 Конституции РФ;

· Экономическая сфера – ст.8 Конституции РФ;

· Внешнеполитические отношения – ст.15 Конституции РФ;

· Экология – ст.42 Конституции РФ


· Юридические свойства и функции конституции

Выделяют различный набор функций конституции. Большинство ученых сходятся на следующем перечне функций:

· Учредительная – конституция является основой, базой для всего последующего законодательства;

· Организаторская – конституция устанавливает «правила игры» по которым действует все государство;

· Внешнеполитическая – выражается в 2 направлениях:

· Основы взаимодействия РФ и других государств устанавливаются именно Конституцией РФ;

· За пределами территории РФ Конституция является основным ориентиром для других государств;

· Идеологическая – конституция закладывает основы мироздания;

· Юридическая – конституция по своей форме является юридических документов, основным законом, нормы конституции имеют прямую силу.

Конституция РФ 1993 года является писаной. Она принята в виде отдельного моноакта на референдуме. Подавляющее большинство положений Конституции РФ изменяются в жестком порядке, за исключением внесения в ее статью 65 новых наименований субъектов Федерации.

Основные свойства:

· Прямое действие – Конституция РФ имеет прямое, непосредственное действие (ст. 15, ч.1; ст. 18). Заранее нельзя нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, следовательно, в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для закрытия «белых пятен». Также прямое действие осуществляется при ситуации, когда имеющиеся правовые нормы не соответствуют ей. Прямое и непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав.

· Верховенство – В силу ст.4, ч.2; ст.15, ч.1 Конституции РФ ни один акт, от кого бы он не исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства вытекает и то, что законодатель должен максимально разворачивать содержание любых конституционных норм.

· Высшая юридическая сила – При столкновении нормы Конституции РФ и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции (ст.15, ч.1). Часть 4 этой статьи гласит, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, но приведенное правила в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также законы о поправках к ней.

· Стабильность – заключается в усложненном порядке внесения изменений в конституцию, что характеризует ее как жесткую конституцию.

· Конституция в конституции – высшая юридическая сила Конституции РФ в целом дополняется особой ролью в ней Главы 1 «Основы конституционного строя». Положениям главы 1 не могут противоречить любые другие положения Конституции. Эту главу еще иногда именуют Конституцией в Конституции.

· Особый порядок охраны – все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции РФ. Однако в стране учрежден и действует специализированный орган конституционного контроля – Конституционный суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного суда относится официальное толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

· Содержательные особенности – сюда относится сжатое, но комплексное закрепление в Конституции РФ устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями, учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима.

· Структурные особенности – Конституция РФ включается преамбулу (хотя с формальной точки зрения ее нет, а содержится лишь введение) и два раздела, каждый из которых имеет самостоятельную нумерацию. В первом из них 137 статей, разбитых на 9 глав. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из 9 пунктов.

· Действенность Конституции – Согласно марксистской концепции существуют реальные и фиктивные Конституции, либо отдельные статьи законов. Основываясь на этом, можно сказать, что отдельные положения Конституции могут быть оценены как реальные («О статусе президента), другие остаются еще в значительной степени фиктивными («О правах и свободах людей»).

 


· Развитие отечественной Конституции

В истории РФ насчитывается пять конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г.

Сроки действия прежних конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.

Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, свойственные каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности - сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Общие черты всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики закрепленных в них государственно-правовых институтов.

Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.

· Это был прогрессивный шаг в сравнении с предыдущими законами, с предыдущим монархическим строем;

· Наиболее идеологизированная из всех – имела открыто классовый характер, полностью отрицались такие как концепции как народ носитель суверенитета, власть утверждалась за Советами, а некоторые лица лишались прав вообще;

· Большое число норм-целей, потому как она закрепляла не уже существующий общественный и государственный строй, а тот строй, к которому государство стремилось;

· Положения Конституции выходили за рамки внутригосударственного регулирования, цели распространялись на весь мир;

· Открытое признание применение насилия для утверждения принципов социалистического строя;

· Была в значительной своей части несовершенной с точки зрения юридической техники.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Причинами замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя закрепляла, что " союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции". Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван " измененным текстом Конституции".

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 г. значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: " Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов". При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 г. имеется и в ст. 51 Конституции 1925 г.

В отличие от Конституции 1918 г. Конституция 1925 г. не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них.

Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 г. существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении " паразитических" слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 г.

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 г., заключается в следующем.

· В ней отражен факт вхождения РСФСР в состав СССР, тем самым устанавливался приоритет решений органов СССР на территории РСФСР;

· Появились положения о субъектах РСФСР в связи с их появлением

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами.

· Конституция сохранила классовую сущность, однако, в связи с ликвидацией эксплуататорских классов, был закреплен принцип равноправия граждан;

· Впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, которые, правда, были идеологически ориентированы (то есть права использовались только в соответствии с интересами трудящихся и социалистического строя в целом);

· Была закреплена руководящая роль коммунистической партии (ВКП(б) на тот момент), тем самым ярко выражался процесс сращивания партийного и государственного аппарата;

· Конституция утверждалась как конституция построенного социализма, в ней закреплялись экономические основы социализма, такие как, отмена частной собственности, установление государственного народнохозяйственного плана и пр.;

· По юридический форме приобрела более совершенный вид, четко были выделены основные государственно-правовые институты;

· Более развернуто, чем раньше, закреплены принципы вхождения РСФСР в СССР, впервые включена норма о праве сецессии, а также отдельно закреплялись предметы ведения РСФСР;

· Довольно полно отражено собственное федеративное устройство РСФСР, появились отдельные главы об органах государственной власти.

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР, как и конституции других союзных республик

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.

В первые 10 лет (до начала периода, получившего название " перестройка") вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 г., характеризовалась следующими чертами.

· Согласно Конституции, советское общество вступило в этап «развитого социализма», что означало переход из государства диктатуры пролетариата в общенародного государство. Народ был объявлен субъектом, которому принадлежит власть;

· Более откровенно и прямо отражалась роль коммунистической партии, норма о партии заключена была в гл.1 Конституции СССР;

· Принцип равенства граждан был расширен, были введены новые права, впервые закреплено положение о том, что наиболее важные вопросы выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование;

· Конституция стала более объемной, содержала 11 разделов, конституция углубила систематизацию конституционных норм;

· Повысился уровень НПА об автономных областях и автономных округах;

· Впервые в прямой форме было установлено, что РСФСР является суверенным государством

Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 г. на первом этапе ее действия.

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР " Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и " О выборах народных депутатов РСФСР", принятыми в 1989 г.

Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. наличие в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

· Отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного, исключение положений о строительстве коммунизма и таких определения как «социалистическая собственность»;

· Устранение положений о коммунистической партии как ядре политической системы, признание многопартийности;

· Признание приоритета прав человека и гражданина;

· Признание частной собственности, а также отказ от признания государственной собственности в качестве основной, допущение свободы экономической деятельности;

· Признание принципа разделения властей, введение института Президентства, установление местного самоуправления.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу, однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

 


· Конституции (уставы) субъектов РФ как источники российского конституционного права РФ

Конституции (уставы) субъектов РФ являются высшими учредительными документами на территории соответствующего субъекта РФ.

Конституции могут быть только в республиках, уставы же принимаются во всех остальных субъектах федерации.

Конституция (устав) субъекта федерации закрепляет:

· Основы взаимоотношений субъекта с Федерацией;

· Полномочия субъекта федерации;

· Организацию государственной власти субъекта;

· Организацию местного самоуправления;

· Другие вопросы.

Конституция (устав) субъекта РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным НПА субъекта, в некоторых субъектах даже создается конституционный (уставной) суд, призванный проверять иные НПА на соответствие Конституции (уставу) субъекта.

Установлен особый порядок принятия, пересмотра, внесения изменений и отмены Конституции (устава) субъекта РФ:

· Принятие отнесено к предмету ведения представительного органа субъекта, при этом решение должно быть принято не менее чем 2/3 голосов;

· Вносить предложения о пересмотре могут:

· Глава исполнительной власти (губернатор, президент);

· Депутаты представительного органа в определенном количестве (1/3, 1/5 и пр.);

· Граждане в определенном количестве;

· Постоянные комитеты представительного органа;

· КС, АС, прокурор;

· Органы местного самоуправления;

· Существуют нормы Конституции (устава), которые не могут быть изменены (своеобразные основы конституционного строя);

· Обязательное соответствие законодательству РФ.

Отличия конституций субъектов от уставов:

· Конституции принимаются по той процедуре, которую они сами себе установили и не нуждаются в последующем утверждении федеральными органами;

· В Конституции республики может быть установлен их государственный язык;

· Главой государства по Конституции является Президент;

· Может быть создан орган конституционного контроля – конституционный суд.

 


· Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Порядок внесения изменений в Конституцию РФ.

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в ней тоже должны требовать серьезного обоснования.

Поэтому в большинстве стран мира действует усложненный порядок изменения конституции.

Прежде всего Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия " пересмотр" Конституции и " поправки" к ней. Посвященная этому гл.9 носит название " Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Она содержит четыре статьи - 134 - 137.

В ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался.

Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65.

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: " Основы конституционного строя", " Права и свободы человека и гражданина", " Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа РФ - права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят).

Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон РФ о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998 г.

Федеральный закон " О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" < *> детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Закон РФ о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под поправкой в соответствии с Законом понимается любое изменение текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.

После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу. Только после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

Положения Конституции 1993 г. об изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей состав РФ. Статья 137 Конституции, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 1 ст. 137) и изменения наименования субъекта (ч. 2). Предусмотренные в ст. 137 вопросы не могут решаться в режиме поправки к Конституции в силу их особого характера.

Конституция в ч. 2 ст. 65 закрепляет, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом, а в ч. 5 ст. 66 устанавливает, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Упомянутые законы, пока не принятые, урегулируют порядок решения предусмотренных в этих статьях вопросов. Очевидно, что при их решении обязательным является согласие (или инициатива) субъекта РФ и поэтому здесь неприменим порядок, установленный для внесения поправки в Конституцию: голосование в палатах Федерального Собрания (положительное или отрицательное), одобрение (или неодобрение) других субъектов. Согласие субъекта не может быть преодолено несогласием палат или других субъектов.

Кроме того, следует учесть, что подобного рода изменения не затрагивают содержательных положений норм Конституции, имеющих регулирующее значение.

Что касается изменения наименования субъекта (ч. 2 ст. 137), то этот вопрос относится к исключительным полномочиям самого субъекта. Однако остался открытым вопрос о том, каким правовым актом должно быть внесено новое наименование в Конституцию. По запросу Государственной Думы о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный Суд в своем постановлении определил, что новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции указом Президента РФ. Однако Конституционный Суд определил, что изменение наименования субъекта в рамках ч. 2 ст. 137 не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и гражданина.


· Охрана и защита Конституции. Толкование Конституции

Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угрозу для конституции. Угроза также исходит от превышения полномочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государства - главы государства, парламента, правительства. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость конституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опасность государственных переворотов, ущемления прав человека.

Демократическое государство, поэтому, обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений. Наиболее грубые и опасные нарушения наказываются в уголовном порядке. Практически в любой стране предусматриваются такие составы преступления, как " заговор с целью захвата власти", " призывы к насильственному свержению государственного строя" или просто " неуважение к конституции".

Однако высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексте. В Конституции РФ говорится: " Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы" (ч. 2 ст. 15). Обязанность здесь закреплена в самой общей форме, скорее как общий принцип всей государственности, без установления ответственности за ее невыполнение. Но именно с этого начинается установление режима конституционной законности и всего правопорядка. Государство и граждане как бы договариваются строить отношения между собой на основе Конституции, принимая на себя определенные обязанности, и прежде всего - соблюдать Конституцию.

Целям охраны Конституции служит положение (ч.5 ст.13): " Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя...". Тем самым гарантируется деятельность только тех объединений, которые признают конституционные порядки.

Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительными. В Конституции РФ, например, отдельно установлены всего три основные конституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищать Отечество - ст. 57-59), в то время как она закрепляет десятки прав и свобод граждан. В других странах упоминаний о конституционных обязанностях часто и вовсе нет (США, Великобритания и др.).

Вряд ли можно предположить, что простые граждане в состоянии каким-либо образом, кроме как через участие в выборах, обеспечивать соблюдение конституционных норм, касающихся механизма власти. Но требования к гражданам соблюдать конституцию все же не сводятся к их конституционным обязанностям, а имеют более широкое конкретное содержание, которое вытекает из общего смысла, роли и функций конституции. От каждого гражданина требуется:

· Уважать конституционные права других граждан;

· Подчиняться правовым актам, изданным конституционными органами государственной власти, а также вступившим в законную силу судебным решениям и приговорам;

· Уважать конституционные порядки, ни при каких условиях, кроме необходимой самообороны, не применяя насилия.

Эти минимальные требования законопослушания абсолютно необходимы для жизнеспособности любой конституции, они должны рассматриваться как добровольно принятые на себя гражданами обязательства охранять конституцию и ее порядки. Они, как видим, носят пассивный характер, ибо предполагают только воздержание от тех или иных действий против конституции.

Но Конституция РФ предусматривает и активные формы ее охраны гражданами. Так, ч. 2 ст. 46 устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Помимо этого конституционного права Федеральным конституционным законом " О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. регламентируется право граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ. Следовательно, не только должностные лица, органы государства и общественные объединения наделяются правами по охране Конституции, но и граждане. В этом состоит важная новелла конституционной правосубъектности личности в новом Российском государстве.

Необходимо также признавать за гражданами, как и за народом в целом, еще одно важное право на активные действия по охране конституции. Речь идет о чрезвычайной ситуации, когда возникает непосредственная угроза существованию Конституции путем совершения государственного переворота. Народ, безусловно, вправе противостоять таким действиям антиконституционных сил. Об этом праве ничего не говорится в тексте Конституции РФ, но оно принадлежит народу в силу его суверенитета и естественного права. Невозможно, следовательно, придать такому праву позитивную форму, оно при любом повороте событий может звучать только как моральное оправдание действий народа, несмотря на то, что не сможет опереться на единообразное понимание всеми его слоями.

Но главная ответственность за соблюдение и охрану конституции падает все же на должностных лиц государства. В России - прежде всего на Президента, который согласно Конституции является ее гарантом (ч. 2 ст. 80). При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется " соблюдать и защищать Конституцию РФ" (ч. 1 ст. 82). Эти нормы страдают некоторой неопределенностью и вряд ли могут при всех условиях исключить политический субъективизм Президента в понимании угрозы для Конституции; неясным остается и содержание мер, которые входят в понятие " гаранта". Но тем не менее такие обязанности на Президента возложены и им добровольно приняты, что заставляет признать за ним право и обязанность самостоятельно принимать решения и действовать в соответствующих обстоятельствах.

Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Федеральное Собрание, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды. Но ясно, что как в силу своих конституционных полномочий, так и при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу конституционному строю, они обязаны действовать в соответствии с Конституцией и в ее защиту. Такая же обязанность должна быть признана в отношении Вооруженных Сил и правоохранительных органов, находящихся в ведении исполнительной власти.

Конституция предусматривает назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, что является своеобразным аналогом омбудсмена в ряде государств. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. определяет его полномочия и порядок работы. По замыслу создателей Конституции он призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий.

Особую роль в охране конституции и обеспечении ее соблюдения играет Конституционный суд. В мировой конституционной теории широко признана позитивная роль конституционного надзора со стороны судов общей юрисдикции или специальных конституционных судебных органов, проявившаяся на практике в ряде стран (США, Франция, ФРГ и др.). В бывшем СССР и России попытки создания эффективных конституционных судов дважды закончились неудачей вследствие их неспособности выявить подлинную угрозу конституционной законности. Поэтому Конституция 1993 г. и ФКЗ " О Конституционном Суде РФ" 1994 г. существенно укрепили этот институт, придав ему статус " судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства" (ст. 1 Закона).

Конституционный Суд:

· Разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных актов государства (законов, конституций республик и др.),

· Разрешает споры о компетенции,

· Дает толкование Конституции РФ,

· Осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции.

Особенно важно то, что Конституционный Суд " по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле" (ч. 3 ст. 3 Закона). Такое право предоставляет Конституционному Суду широкие возможности способствовать поддержанию и укреплению конституционного строя в России.

Нормы, устанавливающие обязанности определенных органов государственной власти по охране и соблюдению Конституции, содержатся практически во всех республиканских конституциях и уставах других субъектов РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.