Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение гипотезы деморализации для подготовки психотерапевтов






То обстоятельство, что все психотерапевтические процедуры сопровождаются примерно одинаковым лечебным эффектом, отнюдь не должно означать, что подготовка психотерапевтов становится необязательной. Навыки психотерапевта можно уподобить таланту музыканта. Не каждый может стать виртуозом, но — за исключением тех, кто лишен музыкального слуха, — каждый может научиться играть на инструменте и, упражняясь, улучшать технику исполнения. Точно так же владение одной или неск. методиками поддерживает чувство собственной компетентности в психотерапевте и, следовательно, веру в него больного — психол. состояние, являющееся решающим для успеха всех психотерапевтических подходов. Чувство компетентности поддерживает тж уверенность психотерапевта перед лицом неизбежных неудач, с к-рыми сталкиваются практики во всех школах терапии. Наконец, лишь при постоянном искусном применении специфических методик психотер. м. б. обнаружены скрытые ранее благотворные эффекты применительно к различным клиническим состояниям или типам личности.

В идеале, в программе подготовки должно быть заложено неск. форм психотер., для того чтобы дать обучающемуся возможность выбрать то, что наиболее созвучно его устремлениям. Чем больше навыков освоит психотерапевт, тем лучше, но в любом случае он должен сохранять убежденность в том, что для большинства, если не для всех пациентов, избранный метод будет не менее эффективным, чем альтернативные подходы.

См. также Психотерапия, Исследование психотерапии

Дж. Д. Франк

 

Эффекты экспериментатора (experimenter effects)

 

При проведении эксперимента исследователи выдвигают гипотезу, общий смысл к-рой сводится к тому, что одна или несколько переменных будут иметь определенный исход. Представители наук о поведении разрабатывают свои эксперименты с целью проверки подобных гипотез и устранения по возможности наибольшего числа конкурирующих объяснений. Одним из таких конкурирующих объяснений яв-ся эффекты экспериментатора, относящиеся к категории посторонних факторов, к-рые могут сказываться на результатах исслед., скрывая влияние изучаемой переменной или переменных. Было выявлено и изучено несколько важных эффектов экспериментатора.

Иногда экспериментаторы, — обычно не стремясь к этому, — влияют на изменение поведения в направлении своих ожиданий. Этот феномен получил название ошибки экспериментатора (experimenter bias). Иллюстрацией здесь может служить случай с Умным Гансом — лошадью, к-рая била о землю копытом правильное число раз, когда ей предлагались примеры на сложение, вычитание, умножение, и задавались различные вопросы. В начале XIX столетия немецкий психолог Оскар Пфунгст обнаружил, что Ганс реагировал на почти неуловимые, непреднамеренные визуальные подсказки — в особенности на едва заметные движения головой, — к-рые совершали, сами того не ведая, хозяин и тренер этой лошади.

Исслед. Розенталя и др. психологов показали, что ошибка экспериментатора чрезвычайно распространена в экспериментах. Их работы говорят о том, что исследователи — подобно тренерам лошадей — часто совершают непреднамеренные подсказки испытуемым через изменение выражений лица и тона голоса. Дабы уменьшить влияние такой ошибки, психологи-исследователи пытаются максимально сократить взаимодействия между экспериментатором и участниками исслед. Иногда они предъявляют инструкции с использованием аудиозаписей. Иногда они просят чел., не осведомленного о содержании гипотез или характере эксперим. условия, в к-ром находятся испытуемые, и не имеющего личной заинтересованности в результате исслед., провести это исслед.

Вторая категория эффектов экспериментатора концентрируется вокруг внимания — сколько и какого типа внимание уделяют экспериментаторы группам в своих исслед.. Ф. Ротлизбергеру и Уильяму Диксону принадлежит приоритет в открытии факта, что внимание оказывает существенное влияние на результаты эксперимента. В 1930-х годах они изучали способы повышения производительности труда на заводе Хоторна, принадлежавшем компании «Вестерн Электрик» в городе Чичеро, штат Иллинойс. В одной из частей исслед. пятерых работниц этого завода поместили в отдельное помещение, систематически изменяя такие факторы как периоды отдыха, количество рабочего времени и условия оплаты. Ротлизбергер и Диксон обнаружили, что производительность труда этих женщин в целом возрастала — даже когда условия труда существенно ухудшались. Они высказали предположение, что причиной подобных результатов явилось повышенное к ним внимание — объяснение, к рое сегодня часто оспаривается.

Большинство исследователей пытаются защитить свои работы от эффектов непропорционально уделяемого внимания к.-л. одной группе. Они также пытаются оказывать каждой из групп в своем исслед. внимание одного типа. При проведении экспериментов часто вводятся условия плацебо для обеспечения того, чтобы испытуемые обеих, экспериментальной и контрольной, групп, получали один и тот же тип внимания и, следовательно, имели общие ожидания.

См. также Контроль в эксперименте, Ошибки оценщика, Хоторнский эффект, Экспериментальные методы

Л. Л. Давидофф

Я_

Я-концепция (self-concept)

 

На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к., к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и др. профессиональных мыслителей на Я-к.

С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед.

Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были в стороне от общего направления научной психологии в США.

Детские психологи начали изучать развитие соц. познания — знания о других и о себе в отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно, что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я.

Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции, конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста, соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение как важные факторы в определении результатов.

Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н. бессознательной Я-к.

1. Личная Я-к. (personal self-concept). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ., поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность, расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная идентичность и такое чувство, как «быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на протяжении определенного времени».

2. Социальные Я-к. (social self-concepts). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими.

Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам собственного Я индивидуума, какими он видит их.

3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one's personal self-concept). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле.

4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding one's social self-concepts). Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других.

5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3.

6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к. (evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for one's social self-concept). Т. е., это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.