Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытое министерство.






Реализация механизмов и принципов открытости и подотчетности федеральных министерств и ведомств через внедрение Стандарта открытости. В первую очередь это подразумевает предоставление органами власти открытых данных, экспертизу и общественный контроль (в том числе через работу общественных советов) за принимаемыми решениями, прозрачность закупок и расходов, представление публичных деклараций целей и задач и публичных отчетов об их исполнении.​

Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти утвержден соответствующим распоряжением Правительства РФ. Стандарт обязателен к внедрению федеральными министерствами и ведомствами в свою работу, и он призван обеспечить повышение уровня информационной открытости министерств и ведомств; их подотчетность; расширение возможностей участия общества в разработке и экспертизе решений органов власти; развитие механизмов общественного контроля.

Стандарт содержит Концепцию открытости, которую дополняют методические рекомендации по реализации принципов открытости, а также методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. В Стандарте открытости предусмотрен набор основных механизмов и инструментов. Этот перечень может дополняться, в том числе по усмотрению министерств и ведомств.

К основным механизмам (инструментам) открытости относятся:

- работа с референтными группами ведомства;

- принятие планов деятельности на 2013–2018 годы и годовой публичной декларации целей и задач;

- размещение информации о деятельности, в том числе на сайте ведомства;

- публичная отчетность;

- независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения;

- обеспечение понятности нормативно-правового регулирования;

- работа с открытыми данными;

- взаимодействие с общественным советом;

- взаимодействие со СМИ;

- работа с обращениями граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества.

Ежегодно Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства проводит мониторинг открытости и публикует его результаты. В соответствии с методикой мониторинга и оценки составляются соответствующие рейтинги открытости федеральных министерств и ведомств.

Открытые данные (ОД) в широком смысле – это та часть раскрываемой органами государственной власти и местного самоуправления информации, которая отвечает требованиям:

· свободы доступа;

· свободы использования;

· автоматической обработки (машиночитаемости).

Механизмом внедрения ОД в практику государственной работы в России является одноименный проект «Открытые данные» («ОД»), осуществляемый под эгидой Открытого правительства. Как важный элемент этот проект встраивается в механизм обеспечения общего принципа открытости правительства и, шире, – всего государства.

Целью проекта «ОД» является реализация экономического и социального потенциала открытых данных, находящихся в распоряжении государства, путем вовлечения их в оборот негосударственного сектора. По сути речь идет о содействии формированию информационного общества и экономики знаний.

Комплекс задач, который решается в рамках проекта:

· помочь бизнесу увидеть в открытых данных источник своего роста;

· примирить чиновников с необходимостью открытия данных;

· вовлечь IT-сообщество в разработку приложений на основе ОД;

· заинтересовать граждан в использовании этих приложений.

Проект «ОД» является одним из механизмов реализации Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Правительством РФ (N 93-р от 30 января 2014 г.).

Сфера ОД регулируется в основном:

· Указом Президента РФ (№ 601 от 7 мая 2012) «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

· Федеральным законом (№ 149-ФЗ, вступил в силу 27 июля 2006) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

· Федеральным законом (№ 8-ФЗ, вступил в силу 9 февраля 2009) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

· Федеральным законом (№ 112-ФЗ, вступил в силу 1 июля 2013) «О внесении изменений в Федеральный закон " Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон " Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"»;

· Распоряжением Правительства РФ (№ 1187-р от 10 июля 2013), утвердившим перечень общедоступной информации, обязательно раскрываемой в форме открытых данных. Этот перечень включает семь наборов:

1. Наименования территориальных органов и представительств (представителей) федерального органа исполнительной власти за рубежом (при наличии).

2. Наименования подведомственных организаций (при наличии).

3. План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год.

4. Результаты плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, а также результаты проверок, проведенных в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях.

5. Статистическая информация, сформированная федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным планом статистических работ, а также статистическая информация по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок.

6. Сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы, имеющихся в федеральном органе исполнительной власти и его территориальных органах.

7. Реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

Открытие иных наборов данных носит факультативный характер.

Первый системный «подход к снаряду» в области ОД был осуществлен в 2012–2014 гг., когда была принята и реализована Концепция открытых данных Российской Федерации, заложившая институциональные, правовые и технологические основы системы ОД, включая:

· разработку методической и нормативной документации;

· принятие основных инструментов паспортизации, регистрации и публикации открытых данных;

· принятие первых планов раскрытия государственных и муниципальных данных;

· ввод в эксплуатацию Единого портала открытых данных РФ https://data.gov.ru/.

Согласно ныне действующей «дорожной карте» 2015–2016:

· в 2015–2016 годах федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) должны по определенному графику раскрыть около 300 приоритетных социально значимых наборов данных, сгруппированных в 27 тематических направлений (эта задача решается с существенным опережением графика: к сентябрю 2015 года на федеральном уровне опубликовано более 5000 наборов); в частности, речь идет о результатах ЕГЭ, статистике по рынку труда и средних уровнях оплаты труда по сферам занятости, мониторинге цен на недвижимость, оплате труда и имуществу государственных служащих и т.д.

· в 2015 году все ФОИВ должны создать на своих интернет-ресурсах разделы открытых данных (к началу года таковых было 90%) и раскрыть приоритетные наборы (было 80%);

· должны быть подготовлены изменения в законодательство в части:

- отнесения деятельности в области ОД к социально ориентированной, субсидируемой государством (ФЗ «О персональных данных», «О коммерческих организациях»);

- введения презумпции общедоступности первичных статистических данных (ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ»).

Отчеты о реализации мероприятий «дорожной карты» все ФОИВ должны представлять в Минэкономразвития России (МЭР) ежеквартально. В свою очередь, МЭР совместно с СОД должны вести мониторинг качества и своевременности исполнения плана, а сводный отчет представить в ПК.

Основным рабочим инструментом проекта «ОД» являются Методические рекомендации (МР).

Также в рамках проекта «ОД» проводятся:

· конкурсы для разработчиков приложений на основе ОД (включая Всероссийский конкурс «Открытые данные РФ»);

· открытые заседания СОД (и иные виды публичной активности, способствующей популяризации идеи использования ОД);

· курсы онлайн-обучения раскрытию данных для чиновников разного уровня.

Открываемые данные сконцентрированы на Едином портале ОД, а также представлены на порталах отдельных федеральных (например, https://mkrf.ru/opendata/, https://www.rosminzdrav.ru/opendata, https://www.rosmintrud.ru/opendata/) и региональных/муниципальных органов власти (общепризнанными лидерами на региональном и муниципальном уровне стали Москва и Татарстан).

Разработчиком Единого портала, а также методологом работы с ним является Минэкономразвития, а за его техническую реализацию отвечает Минкомсвязи. Правительственная комиссия и Совет по открытым данным отвечают за координацию проекта и редактирование информации.

Открытый регион/муниципалитет - это открытая система управления территориями, включающая как правило несколько социальных сервисов. К примеру, в Тульской области создан портал https://or71.ru, включающий такие разделы: Реши проблему, Дороги Тульской области, Открытое ЖКХ, Антикоррупция, Прими участие, Народный бюджет, Опросы, Оценка, Экспертиза НПА, Госзакупки, Нормирование, Открой для себя, Народная карта, Открытый муниципалитет, Электронный МВД, Электронный загс, Электронный врач, Актуальные вопросы и ответы, Разрешения такси.

Открытые госзакупки. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который сменил Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Задача закона о контрактной системе – изменить принципы работы государственного и муниципального заказа, сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль. Новый закон позволит закупать более дорогие, но и более качественные товары. При этом, заказчики смогут избежать обвинения в нерациональном использовании бюджетных средств, если докажут целесообразность таких закупок.

В тоже время, нормы Федерального закона № 44-ФЗ возлагают на заказчика ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат закупки. Заказчику необходимо будет планировать, обосновывать и отвечать за эффективность закупки.

Правила планирования закупок стали более сложными и жесткими. Так, согласно новому закону вводится обязанность формирования плана закупок (как правило, на трехлетний период), плана графика-закупок (на каждый год), а также обоснования закупок (составляется для каждой закупки). По нормам закона, закупки, не предусмотренные документами планирования, не могут быть осуществлены. Расширен круг лиц, которые должны будут планировать закупки за счет бюджетных средств по правилам 44-ФЗ. Это не только государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, но и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные юридические лица. При этом бюджетным учреждениям предоставлено право «вывести» из-под действия Закона № 44-ФЗ некоторые виды закупок и осуществлять их по 223-ФЗ: это закупки за счет грантов, так называемые контракты «второй руки», а также закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Кроме того, Законом № 44-ФЗ регламентированы правила централизации закупок как на уровне публично-правового образования, так и на уровне главного распорядителя бюджетных средств.

Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено особое внимание. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. Введение в действие Единой информационной системы (ЕИС) начиная с 2016 года приведет к тому, что любой гражданин, не говоря уже об общественных организациях, сможет получать информацию о государственном и муниципальном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

Общественность получит новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сигнализировать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений.

Нормы Закона о контрактной системе закрепляют обязательность общественного обсуждения отдельных категорий закупок и устанавливают случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок.

Согласно новому закону, еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Общественное обсуждение закупок, стоимость которых составляет более 1 млрд. рублей, стало обязательным. Новый закон призван ввести дополнительные случаи обсуждения госзакупок, которые будут контролироваться обществом.

Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только закупки с закрытой формой определения поставщика и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет государственную тайну.

Бюджет для граждан - это упрощенная версия бюджетного документа, которая использует неформальный язык и доступные форматы, чтобы облегчить для граждан понимание бюджета, объяснить им планы и действия Правительства во время бюджетного года и показать их формы возможного взаимодействия с Правительством по вопросам расходования общественных финансов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.