Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки государства. Типология государств






Государство есть необходимый способ жизнедеятельности общества, иного человечество не придумало. Любое общество имеет общие (публичные) дела, общий интерес и потребности в самосохранении, обеспечении своей жизнедеятельности. Неслучайно у Платона и Аристотеля появились от слова полис (город, государство) однокоренные понятия: политика – общие дела, «искусство жить вместе» (Платон), полиция – управление внутренними делами полиса. Само слово «государство» (англ, state, нем. staat, франц. e'tat) с XVI века употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать: государство – это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания.

Государство – это не просто организация общества, а высшая форма общности. Поколения людей прошли через несколько этапов развития. Родоплеменная общность постепенно сменилась населением – более высокого уровня общностью этно-географической, территориальной. На протяжении многих столетий население формировалось как народ.

Государство – это политическая организация общества. Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок.

Государство создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право и силу. Возможности решения общих (публичных) дел определяются наличием государственного аппарата управления, правомочием (иметь право и мочь) государственных органов власти создавать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и интересов. При этом государственные органы власти могут использовать в своей деятельности не только политико-правовые, административно-правовые методы воздействия, но и аппарат принуждения, насилия: вооруженные силы, органы госбезопасности и охраны общественного порядка, надзора и контроля. Можно сказать: государство – это организованная власть и правопорядок.

Публичная, государственная власть – преемник всей совокупности первобытных властных начал, она впитала в себя власть семьи, рода, племени, возвысилась над ними, простерлась на всю территорию государства и подчинила себе все без изъятия сферы жизнедеятельности общества. В этом плане можно говорить о том, что государственная власть – едина и верховна.

Единая государственная власть выступает как целое, разделенное на подсистемы, противостоящие друг другу и одновременно дополняющие друг друга. Формой материализации государственной власти являются структура и органы трех ветвей власти (представительной, исполнительной и судебной).

Таким образом, государство предстает как сложнейшая общественно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления.

Обобщая сущностные признаки, можно определить государство как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.

Существуют и другие определения государства.

Государство – универсальная общественно-политическая организация, наделенная публичной властью и специализированным аппаратом управления, осуществляющим управление обществом в пределах территории, на которую распространяются его полномочия.

Государство – особая организация общества, объединенного общими социальными и культурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления, безопасности и обладающая внешним и внутренним суверенитетом.

Суверенитет (нем. souvera№itat, фр. Souverai№ete – верховная власть, верховные права) – свойство государственной власти, выраженное в верховенстве и независимости данного государства, по отношению к другим властям внутри страны, а также в сфере международных отношений.

По мере утверждения демократических форм государственной власти, т.е. перехода от монархических к парламентским, стала преобладать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство – нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной территории или в разных его регионах. Народ как совокупная общность является носителем государственного суверенитета.

Наиболее существенные свойства государственного суверенитета:

- верховенство государственной власти;

- единство государственной власти;

- независимость государственной власти.

Основными проявлениями государственного суверенитета являются:

- наличие государственных границ;

- самостоятельность законодательной деятельности;

- наличие системы государственного управления;

- армия и органы безопасности;

- гражданство;

- самостоятельная экономическая и социальная политика;

- государственная символика.

Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти.

Форма государства имеет три выражения:

1. Форма правления.

2. Форма политико-административного устройства.

3. Политический режим.

Форма правления – это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании.

Среди современных форм правления выделяются монархия и республика. Принципиальное различие – в способах формирования институтов высшей власти. Монархия – власть наследственная, единоличная и бессрочная (пожизненная); республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.

Монархиями являются четвертая часть государств Земли, что свидетельствует о сохранении монархического сознания, уважения к традициям.

Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве полностью или частично принадлежит престолонаследному лицу – монарху. Все монархии подразделяются на неограниченные (абсолютные) и ограниченные.

В неограниченных монархиях верховная власть безраздельно принадлежит монарху. В современных государствах абсолютная монархия встречается крайне редко. При этом они формально считаются ограниченными, а фактически они относятся к абсолютным (Саудовская Аравия).

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборными органами. Современные ограниченные монархии называются конституционными. В современных конституционных монархиях власть монарха ограничена парламентом, который избирается населением. Конституционные монархии принято подразделять на парламентарные и дуалистические.

Большинство современных монархий являются парламентарными. В них монарх полностью ограничен в области исполнительной власти и обладает лишь частичной законодательной властью (Великобритания).

В дуалистических монархиях – монарх более сильная фигура, он ограничен только в области законодательной власти, а исполнительная власть полностью сосредоточена в его руках (Марокко).

Республика (от лат. Res publika – дело общественное) – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

К характерным признакам можно отнести следующее:

- широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов;

- участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов – всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов государственной жизни;

- разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями;

- избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени народа;

- наличие конституции и законов, утверждающих основы государственного и общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан.

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления: парламентскую, президентскую и смешанную парламентско-президентскую. Вид республики определяется тем, кто реально влияет на исполнительную власть.

Правительство в своем составе (кабинет министров, совет министров), структура и полномочия органов исполнительной власти определяются либо главой государства – президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии.

Правительство периодически отчитывается и несет политическую ответственность либо перед главой государства, либо перед парламентом, либо «двойную ответственность» и может быть отставлено соответствующим институтом. С этих позиций рассмотрим каждый из трех видов республиканской формы правления.

Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.

Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Доверие парламента – обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства только перед парламентом.

Глава правительства назначается парламентом (как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии).

Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций, в результате контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями. Если влиятельных партий немного, то исполнительная власть приобретает высокую степень стабильности и способности к принятию управленческих решений. Многопартийная система может способствовать дестабилизации, частой смене правительства, министерской чехарде.

Существует дуализм исполнительной власти: наряду с правительством, постом премьер-министра сохраняется пост главы государства – президента или монарха.

Президент в парламентской республике – «слабый» президент, т.е. избирается парламентом, а не всенародно. Можно признать, что он усваивает функции монарха: царствует, но не правит.

Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом.

Чтобы не допустить сверхконцентрации власти парламента, конституцией предусматривается механизм сдерживания и контроля его со стороны главы государства (президента или монарха), его право на роспуск парламента (или одной из его палат) в целях проведения новых выборов.

Политологи насчитывают в числе развитых стран 13 парламентских республик (Австрия, Германия, Италия, Украина и др.).

Президентская республика возникла в США и была законодательно закреплена в Конституции 1787 г. Широкое распространение получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и т.д.).

В такой республике президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Президент – «сильный», избран народом и к нему может апеллировать в случае конфликта с парламентом.

Президент одновременно является главой государства и главой правительства, значит, отсутствует дуализм исполнительной власти.

Президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров.

Парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия.

Чтобы не допустить сверхконцентрации власти у президента, конституцией предусматривается механизм сдержек и противовесов его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент президента.

Политологи насчитывают около 70 президентских государств.

Смешанная форма президентского и парламентского способов правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и сбалансирование властных полномочий президента и парламента. Для нее характерны следующие отличительные признаки.

Президент и парламент в равной степени легитимированы народом.

Оба института участвуют и в формировании, и в отстранении правительства. Правительство, таким образом, несет «двойную» ответственность.

Парламент может выразить недоверие правительству (его главе, продолжающему исполнять обязанности до решения президента).

Предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет право вето на законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией.

Исследователи насчитывают не менее 20 государств со смешанной формой правления на территории Восточной Европы и бывшего СССР.

Понятие политико-территориального устройства государства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределения власти на территории государства между центральными и региональными органами государственной власти.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из которых свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.

Унитарное государство – единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику). На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Унитарными являются большинство современных государств – Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.

Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей.

Федеративное государство, федерация – одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

К сущностным признакам федерализма относятся: государ-ствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федераций; конституционное разграничение компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Признаки федерации.

Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т.д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое. Вместе с тем, существует единая система границ и ее охраны.

Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации).

Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.

Наряду с федеральной конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и системе права.

В федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

Гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации.

Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя – является органом общенародного представительства и избирается всенародно.

Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США (1787 г.), затем в Мексике (1824 г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), России (1918 г.) и других странах. В современном мире из более чем 180 государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными, федеративная форма закреплена в конституциях 25 государств, охватывающих 50% территории планеты и в которых проживает 1/3 населения. Они сформированы, как правило, на основе территориального или национально-территориального деления.

Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет. Основные признаки конфедерации:

- отсутствие единой территории;

- неограниченное право выхода из союза;

- центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства;

- финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов членов союза;

- вооруженные силы конфедерации находятся под общим командованием;

- общая согласованная международная политика не исключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах;

- юридически все члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играет государство с более высоким военно-экономическим потенциалом.

Конфедерации обычно недолговечны – они либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. Швейцария, например, официально именуется Швейцарской Конфедерацией, хотя фактически превратилась в федерацию. Однако принцип конфедерализма может стать стимулирующим фактором современных интеграционных процессов (в развитии Европейского союза, стран СНГ и т.д.).

Политический режим представляет собой форму государствоосуществления; это характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества. Можно сказать, что это политический климат в стране, показатель того, как живется гражданину в его государстве.

Условно выделяют три типа политических режимов – демократический, авторитарный и тоталитарный. Главный критерий такого деления – наличие в стране выбора (образа жизни, рода занятий, власти, вида собственности, образовательного учреждения, лечебного заведения и т.д.) и плюрализма (множественности): политического – многопартийность, наличие оппозиции; экономического – существование разных форм собственности, конкуренции; идейного – сосуществования различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д.

Демократический режим проявляется в следующих чертах:

- признание и гарантированность на конституционном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);

- широкий перечень конституционных прав и свобод личности;

- реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства;

- признание и гарантированность на конституционном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических идеологий и программ.

Авторитарный режим предполагает:

- ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов;

- государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть – общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

- существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и гражданского общества;

- конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни.

К авторитарным режимам могут быть отнесены различные гражданские и военные хунты, олигархические и элитарные системы.

Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:

- государственная власть концентрируется у незначительной группы лиц и властных структур. Выборы и другие институты демократии, если и существуют, то формально, как декоративное украшение правления;

- государственное управление – сверхцентрализовано, государственные должности занимаются не конкурсным отбором, а назначением сверху, народ отстранен от участия в управлении;

- полное огосударствление общества – этатизм;

- тотальный идеологический контроль; господствует, как правило, одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

- допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Известно несколько разновидностей тоталитаризма: фашизм, социализм периода «культа личности» и др. Впрочем, политические режимы в «чистом виде», т.е. во всей совокупности своих черт, проявляются нечасто.

Важно отметить, что политический режим не имеет прямой зависимости от форм правления и государственно-территориального устройства. Монархия, к примеру, не противопоставляет себя демократическому режиму, а республика (Советов, например) допускает тоталитарный режим. Политический режим зависит от реального функционирования властных структур, степени гласности в их работе, процедур отбора правящих групп, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической и правовой культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.