Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки гражданского общества






Тема 1. Гражданское общество: понятие, структура, признаки, функции

Цели и задачи изучения темы: формирование представления о признаках, предпосылках формирования, структуре гражданского общества.

Образовательные результаты освоения темы см. в рабочей программе.

Понятие и признаки гражданского общества

В большинстве развитых государств формирование гражданского общества носило объективный и в значительной степени стихийный характер, а содержание и структура этого типа общества определялись национально-историческими этноконфессиональными и даже традиционными, а также географическими и климатическими условиями жизни. Поэтому в современной как отечественной, так и зарубежной политико-юридической науке отсутствует сколь-нибудь единое однозначное толкование этого социального феномена.

В любом случае становление гражданского общества в любой стране по времени совпадает с освобождением человека от тотальной власти над ним государства независимо от формы, в которой она до этого осуществлялась (в виде крепостного права, шариата, военной, фашистской или социалистической диктатуры и т.д.), и заключается в создании в обществе различных преимущественно неполитических публичных структур, представляющих собой разнообразные объединения граждан и формы их деятельности. Так или иначе, гражданское общество формируется и развивается параллельно с правовым государством, поэтому его системообразующие элементы получают правовое (в большинстве случаев конституционное) закрепление в виде политических партий, религиозных объединений, средств массовой информации, науки, культуры, образования, субъектов рыночных отношений, профессиональных союзов и т.п., и с точки зрения организации человеческого мира занимает промежуточное положение между частной жизнью человека и политическим обществом, каковым, по меткому определению Г. Кельзена, является государство. По существу гражданское общество призвано выражать в концентрированном виде волю большинства граждан (подданных) данной страны, избирать органы публичной власти и определять основное содержание их деятельности.

Человек – существо субъективно мыслящее, поэтому в любом обществе присутствует огромное количество различных взглядов и мнений. Причем чем более демократическим является юридический и фактический политический режим в обществе, тем большее число этих мнений и интересов в нем концентрируется. При этом возрастает вероятность конфликта этих интересов у различных членов гражданского общества.

В принципе основным регулятором и проводником этих интересов выступает государство, его органы власти. Однако это не исключает возможности участия негосударственных структур в выявлении и регулировании этих интересов. Подчеркнем, что для государства такое выявление и регулирование являются обязанностью, а для субъектов гражданского общества – правом. Разумеется, ни государство, ни тем более кто-либо другой не в силах обеспечить удовлетворение абсолютно всех интересов членов даже экономически и социально высокоразвитого общества. Об этой утопии всерьез мечтали только авторы коммунистической теории Т. Мор, Т. Кампанелло, К. Маркс и др. Поэтому в настоящее время в качестве критерия для определения интересов, подлежащих удовлетворению, можно назвать общественную значимость. Иными словами, чем больше людей – членов данного общества и общественных объединений поддерживают такой интерес, тем в большей степени он нуждается в удовлетворении.

Понятие «гражданское общество» в его узком и собственном смысле используется представителями различных наук и прежде всего – правоведения, экономической теории, политологии, социальной и политической истории, философии и социологии.

Однако есть общие признаки, выделяемые исследователями гражданского общества. Это – автономность и относительная обособленность сферы гражданской жизни людей, разнообразие потребностей и интересов, самоуправляемость и спонтанность организаций и групп, входящих в состав гражданского общества, независимость от государства и его институтов, тесная связь с экономическими формами и формами общения, характерными для современной цивилизации.

Правоведение рассматривает гражданское общество как субъект гражданского права и как сферу правового регулирования. Экономическая наука изучает экономические основы гражданского общества, функционирование и взаимодействие различных форм собственности и организации производства материальных благ. Экономика как наука призвана обеспечивать членов гражданского общества объективной и достоверной информацией об экономических проблемах. Неслучайно поэтому авторы знаменитого учебника «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю озаглавили один из своих параграфов так: «Экономикс на службе гражданского общества».

В качестве предмета изучения политологии, политических наук выступает прежде всего взаимоотношение гражданского общества и политических институтов с государством, в том числе социальные механизмы воздействия гражданского общества на государство (выборы, референдумы, демонстрации и митинги, забастовки, гражданское неповиновение).

Социальная и политическая история исследуют конкретные национальные формы гражданского общества на всех ступенях его исторического развития. В центре внимания исторической науки оказывается изучение социально-классовых конфликтов и антогонизмов, борьбы трудящихся за свое экономическое и политическое освобождение, особенностей взаимодействия гражданской и политической сторон общественной жизни на различных этапах исторического процесса.

В социологии изучаются конкретные формы и механизмы функционирования гражданского общества как целостного феномена социальной жизни. Социологический ракурс рассмотрения гражданского общества характеризуется направленностью на выявление реальных противоречий его современного состояния и развития.

Социальная философия акцентирует свое внимание на познании общих (всеобщих) свойств и характеристик гражданского общества во всей совокупности его связей (причинных, функциональных, тематических) с другими явлениями социальной жизни. Она решает такие проблемы, как исследование природы, принципов существования этого общества, условий и предпосылок его взаимодействия с государством, другими социальными институтами.

Таким образом, социология и социальная философия, в отличие от частных социальных наук, изучающих отдельные стороны, аспекты, исторические особенности гражданского общества, делают предметом своего познания его всеобщие и конкретно-всеобщие формы. В рамках философского и социологического познания гражданское общество определяется как форма общения (форма общественных отношений), общественная (социальная) организация, социальная система, целостный социальный феномен.

Актуальность теоретических и практических аспектов понятия «гражданское общество» обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества – экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод. В основе этих успехов – развитие и активизация деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успех приходит там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, т.е. развивается и совершенствуется гражданское общество.

С точки зрения происхождения понятие «гражданское общество» является производным от двух других понятий – понятия «общество» и термина «гражданский». Поэтому интерпретацию понятия следует проводить по двум основным направлениям: определение гражданского общества через родовое понятие «общество» и через указание специфических признаков термина «гражданский».

Как известно, понятие «общество» в его современном понимании появилось сравнительно недавно. В античной и средневековой социальной мысли использовались в основном его аналоги – понятия «государство» и «община». Лишь в конце XVIII – начале XX в. это понятие приобретает свой современный смысл, отличный от смыслов государства и политической жизни. Его окончательное научное признание происходило по мере превращения социологии как науки об обществе в самостоятельную область знания.

В современной научной литературе понятие «общество» употребляется в двух основных значениях. Так, в словаре «Современная западная социология» оно определяется как в широком, так и узком смысле: «в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: структурно или генетически определенный а) тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или б) относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) этой устойчивой целостности».

Термин «гражданский» происходит, как известно, от латинского слова «civilis». В русском языке его синонимом является термин «цивильный». Этот термин получил свое распространение в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения и понятия. Например, «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и др.

В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова) термин «гражданский» имеет четыре основных значения.

Первое значение термина связано с его юридическим толкованием. Гражданский – значит относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом. В этом значении термин «гражданский» используется как прилагательное к другим юридическим понятиям – «право», «кодекс», «процесс» и т.д. Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не подконтрольной напрямую государству жизни людей. Сюда включают такие отношения, как отношения частной собственности, имущественные и наследственные, семейные и родственные.

Второе и третье значения термина «гражданский» указывают на существующие в обществе различия собственно гражданской жизни и военной, с одной стороны, гражданской жизни и церковной, с другой стороны. В первом случае термин «гражданский» характеризует штатскую, не военную жизнь людей. Примером тому могут служить понятия «гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок» и др. Во втором случае этот термин характеризует светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие или одновременно с церковными обрядами. Например, такие выражения, как «гражданский брак», «гражданская панихида».

Четвертое значение термина «гражданский», выделяемое в Толковом словаре Д.Н. Ушакова, сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина. Он обозначает все то, что свойственно истинному гражданину и служит прилагательным к выражениям «гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество». Понятия «гражданин», «гражданственность» являются производными от указанного значения термина «гражданский». Они характеризуют всякого сознательного и активного члена общества, подчиняющего свои интересы служению обществу, исполнению общественного долга.

С этой точки зрения гражданское общество представляет собой общество свободных и ответственных граждан, сознательно управляющих делами государства и добросовестно выполняющих свой долг.

Еще одно, пятое значение этого термина исторически связано с ростом и укреплением городов. Этим термином обозначали раньше объединения людей, живущих в городах и осуществляющих тесную экономическую и культурную связь с окружающим сельским населением. Так, например, можно встретить вместо обычно употребляемого понятия «городская община» понятие «гражданская община».

Начиная с XVIII в. термин «гражданский» используется также для характеристики общественных явлений, конфликтов, противостояний. Уже давно вошли в научный оборот такие выражения, как «гражданская война», «гражданское неповиновение», «гражданское сопротивление», «гражданский мир», «гражданское согласие» и др. Эти понятия характеризуют гражданское общество как автономную, во многом стихийную силу, способную разрушить или сохранить устоявшийся социальный порядок, олицетворением которого выступает государственный строй.

Кроме того, этим термином обозначают в наши дни разнообразные общественные движения, организации, существующие наряду или в противовес государственным институтам и политическим партиям. Примером его употребления являются такие выражения, как «гражданское движение», «гражданский форум», «гражданская инициатива». Термин «гражданский» в указанном значении употребляется как аналог термина «общественный».

Понятие «гражданское общество» в его философско-социологическом смысле выражает целостность общественной жизни в отношении к ее политическим структурам, и прежде всего – к государству. Оно охватывает собой сферу спонтанно возникающих и появляющихся социальных (хозяйственных, семейных, правовых и прочих) связей между людьми, их объединения и институты, реализующие разнообразные потребности, интересы, ценности и цели. Понятия «гражданское общество» и «государство» теоретически расчленяют общественную жизнь на две взаимосвязанные и относительно самостоятельные стороны – гражданскую и государственную сферы. Вместе с тем следует помнить, что линия разделения гражданской и государственной жизни общества имеет во многом условный характер. В действительности эти стороны находятся в диалектическом взаимодействии и могут в известных пределах переходить друг в друга. Говоря словами К. Маркса, государство есть ни что иное как «официальное выражение гражданского общества».

Длительный период государство как субъект авторитета власти выступало единственной формой организации общественной жизни, организуя и направляя всякую социально значимую деятельность людей. Однако, как правило предполагает исключение, так и государственная деятельность предполагает возможность внегосударственной общественной деятельности, объем которой постоянно увеличивается в условиях становления индустриального общества. Пристальное внимание к этой форме общественной деятельности привело к тому, что в работах мыслителей Нового времени и философии Просвещения появляется термин «гражданское общество», оформляется его идея как своеобразный ответ на исторический вызов в форме новой проблемной ситуации, актуальность которой возрастала по мере развития индустриального общества.

Понятие «гражданское общество» появилось довольно давно, по крайней мере, раньше его идеи в современном смысле. Так, в античности оно стало понятием юриспруденции, в политической философии средневековья отражало различия с религиозными институтами, а в XVII в. – с природным, естественным состоянием. И только с XVIII в. это понятие начинает «впитывать» в себя отдельные, подчас не самые существенные черты его современного содержания. Иногда содержание совпадает с названием, как у А. Фергюсона в его «Очерках истории гражданского общества», а иногда, напротив, как у А. Смита, без упоминания термина «гражданское общество» с достаточной полнотой отражаются его сущностные характеристики. У него фигурирует общество с выраженной частной активностью, отличное от семьи, отстоящее от государства.

А. Фергюсон в качестве критерия «цивилизованности» гражданского общества ввел и кажущееся не столь важным такое понятие, как «общество рафинированных вежливых манер», «мягких нравов», не перечеркнув такое качество, как «успех коммерческих искусств, постоянно разделяющихся на части» (имеются в виду прогрессирующее разделение труда, способствующее отчуждению и «атомизации» в обществе, а также создание коммерческих ассоциаций, обладающих опасностью – коммерциализации сознания граждан).

Фергюсон заложил и основания гегелевского, а также последующего марксистского воззрения на гражданское общество – неотделимость от государства и его институтов, необходимость постоянного политического противостояния между основными группами общества для поддержания силы гражданского духа и взаимоограничения их притязаний.

В XIX в. идея гражданского общества была наиболее разработана Г. Гегелем в его «Философии права». Великий философ выделил в качестве «гражданского» часть общества – его коммерческий сектор и институты, необходимые для функционирования и защиты этой гражданской части общества. «Btirgerliche Gesselschaft» сочетало право частной собственности и автономию от государства, но автономию особого рода в целостной системе отношений «индивид – корпорация – государство», при которой индивид-гражданин не только реализовывал свои интересы через корпорацию, но и проникался самосознанием единого большого коллектива – защитника и гаранта его свободы (в рамках собственности), наилучшим образом воплощавшегося в правовой и политической форме государства. Г. Гегель показал, что, как и в античности, в новых экономических условиях индивид в гражданской части общества неотделим от государства. Государство устанавливает законы, которые ограничивают пределы активности индивидов и корпораций, но внутри этих обычно широких пределов действия определяются в соответствии с договором участников или на основе соотношения (расчета) индивидуальных или коллективных интересов. В этом смысле гражданское общество (или гражданская часть общества) автономно от государства.

Взгляды А. Смита и особенно Г. Гегеля были восприняты К. Марксом, но они же были и существенно трансформированы абсолютизацией экономического аспекта гражданского общества введением противостояния собственников и не собственников, распространением гегелевской «гражданской части» общества на все «буржуазное или капиталистическое общество». Отношения производства и собственности стали у Маркса определяющими для общества – все остальное стало производным. Для последователей Маркса автономия частей от целого, независимость от государства, плюрализм были неприемлемы и не обсуждаемы, кроме как в жестком критическом тоне. Тема гражданского общества была закрыта, а ее отдельные аспекты обсуждались лишь в связи с буржуазным обществом вообще.

Итак, при всех различиях в его понимании, в XIX в. термин «гражданское общество» приобрел свои главные и окончательные черты:

во-первых, это часть общества, независимая от государства (там, где это еще не было достигнуто, предполагалось движение к подобной автономии);

во-вторых, гражданское общество обеспечивает права индивидов и в частности право собственности;

в-третьих, в гражданском обществе независимо от государства действует множество автономных экономических ассоциаций и деловых фирм, конкурирующих между собой.

В подтексте оставалась связанная с качествами гражданственности идея политической сообщности. Право граждан на общественную деятельность, участие в дискуссиях и решениях по общезначимым вопросам, унаследованное от правовой и политической философии от классической античности до раннего модерна, отличало «гражданские права» от «естественных». Это было условием жизни людей в правовом обществе, жизни в соответствии с законами. Но условия, реализованные сначала в Новом Свете и распространившиеся уже в XX в. на родине идеи гражданского общества – в Европе, имели место далеко не везде и не в полной мере.

Идея гражданского общества XXI в. еще не имеет надлежащего концептуального оформления, а поэтому и не сложился тот уровень метатеории, который обеспечивает аксиоматический подход к рассмотрению заявленной проблемы. Вероятно, этим объясняются утверждения, что идея гражданского общества была всего лишь регулятивной нормой в канун буржуазных революций и не больше, а само гражданское общество оформляется только в эпоху раннеиндустриального этапа, чтобы уже во второй половине XIX в. трансформироваться в массовое общество и прекратить свое существование.

Другие авторы полагают, что идея гражданского общества никогда не обретала своего опредмеченного состояния. Она никогда не выходила за рамки идеала.

Третьи – пытаются рассматривать феномен гражданского общества в абсолютном отрыве от института государства, определяя гражданское общество как «ту ткань нашей совместной с другими жизни, которая для своего поддержания не нуждается в государстве, поскольку создается за счет низовых инициатив», опираясь на рынок и общественность.

Следует согласиться, что «онтологическим основанием гражданского общества выступают рынок и его отношения, государства – политика и ее отношения».

Как отмечается в социологии, гражданское сообщество – промышленное капиталистическое общество – не является корпоративным. Оно не представляет собой единое социальное образование, интегрированное посредством политико-государственного механизма в единую иерархическую систему статусов, каковым является докапиталистический тип общества. Г. Спенсер, много внимания уделивший именно этому аспекту в исследовании промышленного общества, подчеркивал, что промышленное общество – это общество, в котором государство и вообще все политические институты отделены от экономики и от различных социальных институтов, осуществляющих внутреннюю интеграцию. Промышленное общество представляет собой первое в истории общество, в котором присутствует развитая гражданская сфера – сфера гражданского общества – с ее институтами общественного мнения, различными свободными объединениями граждан, разнообразными гражданскими организациями. Не меньше, чем Г. Спенсер об этом писали О. Конт, Э. Дюркгейм и другие представители социологической классики.

Опыт десятков стран мира убедительно свидетельствует о том, что надежные гарантии прав и свобод человека можно создать только обоюдными усилиями демократического правового государства и развитого гражданского общества. Будучи сферой автономной, творческой самореализации индивидов, гражданское общество в своих взаимоотношениях с государством способно прибегать к использованию различных стратегий – от жесткой конфронтации до прагматичного партнерства. Однако во всех случаях оно стремится заставить государство быть максимально полезным своим гражданам, ответственно служить их интересам. Чем более зрелым становится гражданское общество, тем успешнее оно решает эту непростую задачу. Именно в этом смысле принято говорить о гражданском обществе как фундаменте демократического правового государства.

Гражданское общество – это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов.

Во-вторых, это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Большинство политологов и социологов придерживаются широкого толкования гражданского общества, справедливо полагая, что оно включает в себя социально-политические отношения и как их элемент – политические группы.

В-третьих, это совокупность негосударственных отношений в обществе. В нем, по мнению И.И. Кравченко, свободно развивается ассоциативная жизнь, или, как ее называют, публичная сфера (в отличие от приватной), сфера массовых движений, партий, группировок по интересам, убеждениям, любым другим признакам. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества.

Наконец, в-четвертых, это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Гражданское общество функционирует и развивается, следуя таким принципам:

• равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

• гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов;

• экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

• гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образовании партий и гражданских движений;

• создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

• свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

• существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает в себя законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество образует ту социальную среду обитания людей, где протекает их общественная жизнедеятельность. Ею по сути «заданы» рамки их образа жизни, черты их социального облика.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.