Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства в конце ХV-середине ХVI вв.






 

Происходят изменения и в области государственного управления:

1. Во главе государства постепенно вставал Великий князь Московский. Иван III (1462-1505 гг.) принимает титул «божьей милостью государь всея Руси». В некоторых документах фигурирует даже титулатура «царь» (от слова «цесарь» - цезарь, император). Появляется пышный придворный церемониал и особые регалии монарха. В 1498 г. с их использованием впервые была предпринята первая попытка провести процедуру коронации. Отношения сюзеренитета-вассалитета бояр и князей по отношению к Великому князю сменились отношениями господства и подданства. Все крупные феодалы по отношению к государю занимали юридическое положение «холопов», не обладавших политическими правами.

2. В силу неразвитости управленческого аппарата, отсутствия самостоятельной финансовой базы и сохранения огромной политической, военной и экономической мощи крупных феодалов, монарх вынужден был опираться на них при осуществлении политической власти. При князе существовала Боярская Дума из 5-12 «введённых» бояр и около 12 «окольничих». Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государь решал вместе с Думой.

3. Центральное управление с XIV в. представляло собой несколько усовершенствованную дворцово-вотчинную систему. Под руководством «дворецкого», возглавлявшего личное хозяйство князя, состояли «путные» бояре, руководящие сокольничим, ловчим, чашничим «путями» (имуществом дворца). В их управлении (административном, судебном, финансовом) находились определённые земли и крестьяне, обслуживающие эти «пути».

Позже, с присоединением других земель к Москве, появились большой и областные (Тверской, Рязанский, Новгородский) дворцы. Однако по мере увеличения территории государства, усложнения социально-экономических и политических отношений дворцово-вотчинная система управления перестала удовлетворять потребности формирующегося централизованного государства.

Понадобились бюрократические органы с чёткой компетенцией, постоянным штатом чиновников (дьяков и подьячих), получавших жалование от государства, с формализованным делопроизводством. Они появились на рубеже XV-ХVI вв. под названием «приказов» («изб, третей, четвертей»). Всего их до середины ХVI в. появилось около 10. Сначала – это Дворец и Казна, ведавшая также архивом и внешними сношениями; затем – Разрядный, ведавший военной службой и снабжением землёй феодалов; Посольский, занимавшийся внешними сношениями; Ямской, ведавший дорогами и почтовой службой; Разбойный, занимавшийся полицейскими функциями и уголовным судом, и т.д.

4. Местное управление основывалось (как и ранее) на системе кормлений. Наместники (в уездах) и волостели (в более мелких административных единицах – волостях) назначались князем на 1-3 года из числа бояр. Для них это была форма почётной пенсии после окончания их военной службы. За исполнение своих функций (административно-полицейских, фискальных, судебных) они оставляли себе значительную часть судебных и торговых пошлин, брали добровольные и недобровольные подарки и взятки, то есть «кормились» с населения.

Наместники и волостели были слабо связаны с центральной властью и плохо контролировались ею. Поэтому государи пытались ограничить их власть «уставными грамотами», в которых указывались их полномочия и размер «корма»; разделением их функций с другими кормленщиками; подчинением их деятельности приказам в Москве. Но всё это – без особого успеха. Тогда власть вынуждена была пойти по пути выборности местной администрации. Сначала это были «лучшие люди» и «старосты», без которых кормленщики не могли осуществлять суд, а затем избранные в местных административных округах – «губах» должностные лица из дворян.

«Губные старосты» и «губные избы» со штатом чиновников занимались в основном полицейскими и судебными (по уголовным делам) функциями. Они лучше заботились о местных нуждах и были в большей степени подконтрольны центральной власти (губные старосты напрямую подчинялись Разбойному приказу в Москве).

5. В Московском государстве была введена единая валюта (рубль); еди-ная единица налогообложения – «соха»; единая армия, состоящая из отрядов, приводимых князьями, боярами и помещиками во время войн; единое законодательство (Судебник 1497 г.)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.