Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашние задания






Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъ­емлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забыва­ние, развить индивидуальные склонности, дарования и способно­сти учеников. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Она опирается на самодеятель­ность, сознательность, активность и инициативу самих детей. Пра­вильно организованная домашняя самостоятельная работа весит в развитии учеников не меньше, чем работа в классе.

Домашняя самостоятельная работа выполняет важные дидак­тические функции, а именно:

— закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

— расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;

— формирование умений и навыков самостоятельного выполне­ния упражнений;

— развитие самостоятельности мышления путем выполнения ин­дивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программно­го материала, но отвечающего возможностям учеников;

— выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и под­готовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки и т. п., для изучения новых тем на уроках.

Обычно домашняя самостоятельная работа школьников оформ­ляется в виде учебных заданий. Виды домашних заданий:

— работа с текстом учебника (чтение, понимание, выписывание непонятных слов, выражений);

— выполнение упражнений, решение задач;

— выполнение графических работ (рисование, заполнение кон­турных карт и т. п.);

— практические работы по наблюдению за животными, растения­ми, явлениями природы;

— проведение простых самостоятельных опытов;

— заучивание наизусть.

Последние десятилетия ознаменованы пересмотром целесообраз­ности домашней самостоятельной работы школьников. Распростра­нились призывы работать без домашних заданий, которые многими учителями были восприняты как прогрессивный шаг в гуманиза­ции школьных отношений. Однако серьезных доказательств беспо­лезности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая прак­тика и педагогические законы, доказывающие, что если дома зна­ния, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения. Не отказываться, а умело руко­водить этой работой будет педагог. Он не будет задавать домашних заданий первоклассникам — уроки по предметам у них каждый день и знания не забываются. Он будет облегчать выполнение домаш­них заданий ученикам 2—4-х классов, строго соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников.

Нормативы максимальных нагрузок

Класс   1-й 2-й 3-й 4-й
Количество уроков в школе 3-4   4-5 5-6
Домашняя работа (кол-во часов) Нет     1, 5

 

Кроме того, практикуя домашнюю самостоятельную работу, учителя будут:

— настойчиво стимулировать ее самостоятельное и тщательное выполнение;

— давать домашнее задание при полном внимании всего класса;

— проводить инструктаж выполнения домашних заданий;

— больше практиковать творческие работы, которые вызовут ин­терес школьников;

— индивидуализировать и дифференцировать задания;

— учитывать посильность заданий;

— систематически проверять выполнение домашних заданий в классе;

— поддерживать связь с родителями по этому вопросу.

Распространенным недостатком является то, что на уроках учите­ля мало внимания уделяют вопросам самостоятельности учения. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сооб­щаются наспех. Педагоги редко ориентируют школьников на труд­ности, с которыми те могут столкнуться при выполнении домаш­них заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа часто оказывается неуправляе­мой и мало эффективной.

Лучшие учителя добиваются усвоения детьми правил работы дома:

1. После возвращения из школы пообедай, отдохни на свежем воздухе или выполни поручения родителей по хозяйству.

2. Выполняй домашние задания в установленное распорядком дня время.

3. Имей постоянное место работы. Убери с рабочего места все, что не относится к выполнению домашних заданий. Подготовь пись­менные принадлежности.

4. Продумай план работы.

5. Выполняй сначала более сложные задания, а легкие выполняй потом.

6. Повтори сначала правила, а потом приступай к выполнению уп­ражнений, решению задач и примеров.

7. Работай по плану, не торопись.

8. Делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату.

9. В конце проверь, все ли ты сделал правильно.

10. Собери в сумку книги, тетради — все необходимое для школы.

Без тщательно продуманной, регулярно и система­тически выполняемой самостоятельной работы учеников невозмож­но достичь высокого качества обучения. Домашние задания в началь­ных классах позволяют формировать у школьников умение работать самостоятельно, развивают познавательные интересы. Учитель будет придерживаться правил руководства домашней самостоятельной работой, сделает ее необходимой и привлекательной для учеников.

В инновационных технологиях существует вид домашней работы, рассчитанной на долгосрочный труд, например, в течение года. Дается задание – решать задачи из выбранного учителем сборника (множество их предлагается в магазинах), фиксируя решение в тетрадях, а информацию о выполненной работе на специальных листах. Это помогает учителю быстро осуществить контроль, а у ученика вызывает интерес, так как на листе изображена какая-либо фигура, которую он «заполняет». Такая работа имеет большое воспитательное значение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.