Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация форм обучения математике






В учебном процессе важную роль играют формы организации или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса.

Формы обучения – виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения.

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.

Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений.

Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии и др.) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор.

Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют преодолению отставания отдельных учащихся и ускоренному продвижению других.

Функции форм обучения многообразны: обучающее-образовательная, воспитательная, организационная, психологическая, развивающая, интегрирующая, дифференцирующая, систематизирующая, структурирующая, комплексирующая, координирующая, стимулирующая.

Формы обучения неотделимы от форм контроля, к которым относятся: контрольная работа, зачет, защита реферата, экзамены, собеседование, защита темы и др.

 

2. Урок – основная форма обучения

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.

Урок – логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представляет собой форму организации деятельности учителя и учащихся.

Урок – это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание – Госстандарт и школьные программы.

Урок состоит из компонентов:

- цель;

- содержание;

- средства и методы;

- организация учебной деятельности.

Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. В соответ­ствии с целью урока отбирается содержание обучения, и, прежде всего, содержание урока. Определить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, методиче­ские пособия, дидактические материалы, методические рекоменда­ции и др.

Учебный процесс предполагает органическое единство средств, ме­тодов и приемов работы с организационными формами обучения. Ка­ждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.

Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, исполь­зуя при этом различные формы организации деятельности учащих­ся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности высту­пают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях. Ог­ромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, ко­торые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие лич­ности школьника.

Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы приходим к понятию структура урока. Число компонентов общей структуры урока, основная дидактическая цель которого — ознакомле­ние учащихся с новым материалом, всегда неизменно — их три:

1. Актуализация прежних знаний и способов действий.

2. Формирование новых знаний и способов действий.

3. Применение полученных знаний на практике. Используя понятие структура урока математики, важно выделить из множества возможных основные этапы урока:

1. Постановка цели урока перед учащимися.

2. Ознакомление с новым материалом.

3. Закрепление нового материала: а) на уровне воспроизведения ин­формации и способов деятельности; б) на уровне творческого приме­нения и добывания знаний.

4. Проверка знаний, умений и навыков.

5. Систематизация и обобщение изученного материала. Отдельный урок — это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьного курса. Но, с другой стороны, урок в даже каждый его этап, — это нечто целое, законченное.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.