Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение табличных случаев сложения чисел в пределах 20






Случаи сложения и вычитания в пределах 20 включают в себя случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток и соответствующие им случаи вычитания. Например: 8 + 4, 9 + 5, 12 - 4, 14 - 5 и др. Эти случаи называются табличными, в соответствии с требованиями программы они должны быть усвоены детьми наизусть. Названные случаи сложения и вычитания по ныне действующей про­грамме изучаются не вместе. Сначала изучаются все случаи сложения, затем - вычитания.

Сложение начинает изучаться с раскрытия вычислительного приема. Суть этого приема состоит в том, что первое слагаемое дополняется до 10 (в результате чего второе слагаемое представляется в виде суммы удобных слагаемых), затем прибавляется оставшаяся часть второго слагаемого. Например:

8 + 4 = 12

/\

8 + 2+2

Перед изучением этого вычислительного приема, как и при изучении любого другого приема, необходимо провести подготовительную рабо­ту. С детьми следует повторить:

- состав чисел в пределах 10, обратив внимание на состав и числа 10 и на умение дополнить любое однозначное число до 10;

- разрядный состав чисел в пределах 20;

- случаи сложения, основанные на знании разрядного состава чисел в пределах 20.

При раскрытии вычислительного приема целесообразно использовать наборное полотно, содержащее два ряда карманов по 10 в каждом ряду.

При этом с детьми можно провести такой разговор. Учитель. Давайте решим задачу.

Задача. В одной вазе 8 красных яблок, а в другой - 5 зеленых яблок. Сколько всего яблок в двух вазах?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети. К 8 прибавить 5.

Учитель. Запишем это: 8 + 5. Надо решить этот пример. А умеем мы решать такие примеры?

Дети. Нет.

Учитель. Сегодня мы и будем учиться решать такие примеры. Ре­шить этот пример нам поможет вот эта таблица (вывешивает наборное полотно с двумя рядами карманов) и кружочки, их у меня 8 красных и зеленых (показывает детям). Посмотрите на эту таблицу.

Здесь есть кармашки. Давайте посмотрим, сколько их. Считаем все. (Дети хором считают: 10).

Решаем пример: 8 + 5. Я кладу 8 красных кружочков в кармашки верхнего ряда. Теперь нам надо добавить 5 зеленых кружков. Посмотрите, сколько кружков я могу положить еще в верхний ряд?

Дети. 2.

Учитель. Давайте запишем, как мы это делали. К числу 8 мы приба­вили 2, чтобы получить 10 (при этом оформляется запись): 8 + 5.

Откуда мы взяли 2 зеленых кружочка?

Дети. Из 5 зеленых.

Учитель. Покажем это (ставит стрелочку от 5 к 2). Сколько зеленых кружочков осталось добавить?

Дети. 3.

Учитель. Как вы узнали?

Дети. 5 это 2 и 3.

Учитель. Верно (выкладывает оставшиеся 3 зеленых кружка во вто­рой ряд наборного полотна и заканчивает запись).

Учитель. Молодцы. Давайте повторим, как мы рассуждали (повторяют).

После раскрытия вычислительного приема необходимо провести ра­боту по его усвоению. С детьми решается ряд примеров на сложение однозначных чисел с переходом через десяток, где дети учатся вести со­ответствующие рассуждения.

Затем переходим к рассмотрению всех случаев сложения этого вида. Для того, чтобы детям легче было их запомнить, их рекомендуют изу­чать небольшими группами (3-4 случая на одном уроке). При этом предполагается, что на каждом из этих уроков будет продолжаться работа по усвоению детьми вычислительного приема (умение вести рассуждения при вычислении) и даваться установка на запоминание изученных случаев. Здесь начинается работа по рассмотрению и усвоению детьми состава чисел от 11 до 20 из слагаемых. По завершении рассмотрения случаев сложения все они сводятся в таблицу, и продолжается работа по ее заучиванию. При этом учителю необходимо продумывать систему упражнений и виды работы детей на уроке, которые отличались бы разнообразием и способствовали более эффективному усвоению детьми таблицы сложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.