Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка психологических кадров в годы войны




Анализируя развитие психологической науки в Советском Союзе в годы войны, необходимо остановить внимание читателей и на таком немаловажном вопросе, как подготовка кадров для работы в области психологии.
После 1936 г., когда были закрыты педологические отделения в учебных институтах, подготовка психологов в стране в значительной мере сворачивается. В качестве основных, базовых структур подготовки психологических кадров остаются лишь кафедры педагогики в педагогических институтах. Однако, поскольку это была все-таки не специализированная, не профильная подготовка психологов, объем учебных часов, выделяемых на изучение психологических дисциплин, был ограничен. Поэтому выпускники этих кафедр далеко не всегда получали фундаментальную и глубокую психологическую подготовку.
И в этой связи, создание именно в годы войны психологических кафедр и отделений в Московском и Ленинградском университетах (а в 60-е гг. на их основе и факультетов психологии), занимающихся специализированной подготовкой профессиональных психологов, не только позволило существенно повысить качество образования психологов, но и свидетельствовало об общественной потребности в кадрах специалистов-психологов. При этом необходимо отметить, что в годы войны продолжалась работа по совершенствованию учебных программ и учебных курсов по психологии. Так, за период 1941-1945 гг. кафедра психологии Ленинградского педагогического института разработала новые учебные программы таких учебных дисциплин, как: психология учения, психологический практикум (на 17, 39, 68 учебных часов), история психологии, психология дошкольника, психология школьника (и специальные семинарские занятия к этому курсу).
В годы войны продолжалась и даже интенсифицировалась подготовка психологов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В начале 1940 г. в Москве было всего два специализированных Ученых Совета, которые принимали к защите диссертационные исследования по психологии (в Московском педагогическом институте и в Педагогическом институте им. К. Либнехта), а в Ленинграде - один (Ленинградский педагогический институт им. Герцена) (см. об этом: Медынский Е.Н., 1941. С. 42). К концу войны ситуация существенно меняется. По сведениям А.Д. Добровой, в 1944 г. уже только в Москве насчитывается 9 институтов, получивших право принимать к защите диссертации по психологии (Научно-исследовательский институт дефектологии, Институт физической культуры, Педагогический институт иностранных языков и др.). Характерно, что из 176 диссертаций по всем педагогическим наукам, защищенным в 1940-1944 гг. в Москве, 33 диссертации было защищено по психологии (т.е. почти 20%) (Доброва А.Д., 1945. С. 62-63). При этом необходимо иметь в виду, что защита диссертаций осуществлялась и в педагогических институтах других городов. Так, в 38 педагогических институтах страны (за исключением московских) только за год (1942-1943 гг.) было защищено по психологии 9 докторских диссертаций (из 25 всех защищенных докторских диссертаций) и 7 кандидатских диссертаций (из 28 защищенных). Кроме этого, 8 диссертаций подготовлено к защите (Доброхотов С.П., 1944. С. 47). Поэтому безусловно права А.Д. Доброва, когда пишет: " Если мы примем во внимание еще некоторое количество диссертаций, которые были представлены к защите, но по различным причинам не прошли или не были поставлены на защиту, то мы можем утверждать о значительном росте научно-исследовательской работы в области педагогических наук (которые, напомним читателю, включали и психологию -примеч. авторов). Научная мысль не переставала работать и в период Великой Отечественной войны" (Доброва А.Д., 1945. С. 62-63).

  • Таким образом, подводя итоги организационно-структурным преобразованиям в сфере психологической науки и ее кадровому обеспечению, необходимо сделать следующие выводы:
    1. Нужды военного времени привели к значительным трансформациям в структуре управления психологической наукой. При этом акцент был сделан на его централизацию и создание широкой сети новых психологических центров и организаций научно-исследовательской, научно-методической и научно-практической ориентации.
    2. Процесс эвакуации психологических институтов и лабораторий, научных сотрудников из центрально-европейской части страны в другие, тыловые районы способствовал интенсификации научной деятельности по психологии в провинциальных учебных и клинических заведениях, пропаганде и распространению психологических знаний (см. дополнительный материал 14.12).
    3. В целом существенно окрепли организационные основы психологической науки, которые были в определенной мере поколеблены после Постановления о педологии 1936 г.
    4. Несмотря на трудности военного времени, продолжалась активная работа по подготовке специалистов-психологов, потребность в которых все более увеличивалась.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.