Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов






  1. Дифференциальная психология
  2. Интеллигенция
  3. Педология
  4. Поведенчество
  5. Профессиография
  6. Психоанализ
  7. Психотехника
  8. Реактология
  9. Рефлексология
  10. Соотносительная деятельность

Вопросы для самопроверки

  1. Какие два этапа отношений между государством и интеллигенцией в первые послереволюционные годы можно выделить?
  2. Чем было обусловлено возрастание интереса к психологии в первые послереволюционные годы?
  3. Как понимался предмет педологии?
  4. Перечислите основные методологические установки поведенчества.
  5. В чем состояла, по мнению В.М. Бехтерева, суть комплексного подхода к изучению психики человека?
  6. В чем проблематика и основное содержание методологических дискуссий 20-30-х гг. в отечественной психологии - реактологической и рефлексологической?
  7. Как понимал предмет психологии В.М. Бехтерев?
  8. В чем состояли особенности развития психоанализа в советской психологии?
  9. Как происходила ликвидация отечественных прикладных направлений психологии в 30-е гг. XX столетия?
  10. Укажите основные итоги развития отечественной психологии в 20-30-е гг. XX столетия.
  11. Перечислите основные методологические положения, разработанные в послереволюционный период развития советской психологии и составившие ее теоретическое основание.

Темы курсовых работ и рефератов

  1. Зарубежная деятельность психологов, насильно высланных из Советской России.
  2. Основные этапы в развитии отечественной психотехники и психотехнического движения и их характеристика.
  3. Основные этапы в развитии отечественной педологии и педологического движения и их характеристика.
  4. Поведенчество и формы его реализации в советской послереволюционной психологии.
  5. Пропаганда марксистской методологии и ее внедрение в психологические исследования.
  6. Деятельность В.М. Бехтерева по формированию советской психологической науки и обоснование им рефлексологии.
  7. Роль и значение К.Н. Корнилова в формировании марксистских основ советской психологии.
  8. Основные вехи формирования и развития психоанализа в России.
  9. Теоретические достижения послереволюционной психологии в разработке методологических основ психологии.
  10. Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку методологических проблем советской психологии.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г О современном состоянии психологической науки в СССР // Советская педагогика. М., 1941. №5. С. 106-117.
  2. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
  3. Баммель Г. Философский метод Ленина и некоторые черты современного ревизионизма // Воинствующий материализм. М., 1924. Кн.1. С. 226-261.
  4. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1926.
  5. Басов М.Я. О некоторых задачах предстоящей перестройки педологии // Рукопись (Личный фонд М.Я. Басова, Научн. Архив ИП РАН).
  6. Басов М.Я. Общие основы педологии. 2-е изд. М.; Л., 1928-1930.
  7. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.; Пг., 1921.
  8. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. М.; Л., 1928.
  9. Бехтерев В.М. Основные задачи рефлексологии труда. Пг., 1919.
  10. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб., 1911.
  11. Блонский П.П. Избр. пед. произ. М., 1961.
  12. Блонский П.П. Избр. психол. произв. М., 1964.
  13. Блонский П.П. Материалы дискуссии по педологии... // На путях к новой школе. 1932. № 6. С. 33-54.
  14. Блонский П.П. Педология. М., 1934.
  15. Блонский П.П. Реформа науки. М., 1920.
  16. Богданчиков С.А. История проблемы " психология и марксизм". (Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов) // Автореф. дис... канд. псих. наук. М., 1993.
  17. Большакова В.В. Экспериментальное изучение психологии школьников в трудах А.П. Нечаева // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990. С. 189-199.
  18. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.
  19. Брушлинский А.В. Субьект: мышление, учение, воображение (Сер. " Психологи Отечества"). М.; Воронеж, 1996.
  20. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  21. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. М., 1922.
  22. Быховский Б. Метапсихология Фрейда. Минск, 1926.
  23. Вульф М.В. К психоанализу кокетства // Современная психоневрология. 1925. № 3-4. С. 33-43.
  24. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1. С. 291-436.
  25. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1983. Т.3. С. 5-328.
  26. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм. М.; Л., 1925.
  27. Выготский Л.С.Основы педологии. Л., 1934.
  28. Гурьянов Е.С., Смирнов И.А., Соколов М.В., Шеварев П.А. Шкала Бине - Термена для измерения умственного развития детей // Работник просвещения. 1930.
  29. Давыдова М.И. Иван Дмитриевич Ермаков // Психол. журн. 1989. Т.10. № 2. С. 156-159.
  30. Дискуссия по докладу В. Рейха // Естествознание и марксизм. 1929. № 4. С. 108-125.
  31. Ермаков И.Д. Очерки анализа творчества Н.В. Гоголя. М.; Пг., 1923.
  32. За нового человека // Просвещение Сибири. 1928. №3.
  33. Залкинд А. Фрейдизм и марксизм // Красная новь. 1924. № 4.
  34. Залкинд А.Очерки культуры революционного времени. М., 1924.
  35. Залкинд А.Половой вопрос в условиях советской общественности. Л., 1926.
  36. Запорожец А.В. Умственное развитие и психологические особенности сиротских // Педология. 1930. № 2. С. 222-235.
  37. История советской психологии труда: Тексты (20-30-е годы ХХ в.). М., 1983.
  38. Итоги дискуссии по реактологической психологии // Психология. 1931. Т.4.
  39. Каиров И.А. О научно-исследовательской работе по педагогическим наукам // Советская педагогика. М., 1941. № 7-8. С. 33-40.
  40. Колбановский В.Н. Так называемая психотехника // Известия, 1936, 23 октября.
  41. Кольцова В.А., Носкова О.Г., Олейник Ю.Н. И.Н. Шпильрейн и советская психотехника // Психол. журн. 1990. Т.11. №2. С. 111-133.
  42. Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм // Под знаменем марксизма. 1923. №1.
  43. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения (" Реактология"). М., 1923.
  44. Корнилов К.Н.Современное состояние психологии в СССР // Под знаменем марксизма. 1927.№ 10-11.
  45. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М., 1986.
  46. Крупская Н.К. Материалы дискуссии по педологии // На путях к новой школе. 1932. № 6. С. 33-54.
  47. Курек Н.С. О причинах и следствиях запрета педологии и психотехники в СССР. М., 1996.
  48. Левентуев П. Политические извращения в педологии // Педология. 1931. № 3. С. 63-67.
  49. Лейбин В. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский психоаналитический вестник. 1991. №1. С. 32-55.
  50. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Под знаменем марксизма. № 3. С. 5-12 (ПСС, Т. 45).
  51. Логинова Н.А. Об институте мозга В.М. Бехтерева (к 75-летию со дня основания) // Психол. журн. 1993. № 5. С. 110-119.
  52. Ломов Б.Ф., Кольцова В.А., Степанова Е.И. Очерк жизни и научной деятельности В.М. Бехтерева // Бехтерев В.М. Объективная психология (Памятники психологической мысли). М., 1991. С. 424-444.
  53. Луначарский А.В. Из речей Н.К. Крупской, Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского, Н.А. Семашко на 1 педологическом съезде // На путях к новой школе. 1928. № 1. С. 9-14.
  54. Лурия А.Р. Психоанализ как система монистической психологии // З. Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994. С. 168-194.
  55. Минин С.К. Философию за борт // Под знаменем марксизма. 1922. № 5.
  56. Муковнин А. Итоги смотра педологии и психологии в Академии Комвоспитания им. Крупской // Педология. 1931. № 4. С. 79-89.
  57. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.
  58. На путях к новой школе // Материалы дискуссии. 1932. № 6. С. 33-54.
  59. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна, 1996.
  60. Носкова О.Г. История психологии труда в России. 1917-1957 гг.: Учебное. пособие. М.: МГУ, 1997.
  61. О педологических извращениях в системе Наркомпросов // КПСС в резолюциях и решениях сьездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985. Т.6. С. 364-367.
  62. Перепель И.А. Опыт применения психоанализа к изучению детской дефективности. Л., 1925.
  63. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону, 1996. Т.1.
  64. Рахмель Э.А. К итогам 1 Всесоюзного съезда по психотехнике и психофизиологии труда // Психология. 1931. Т.5. Вып. 2.
  65. Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. СПб., 1994. Вып.2. С. 317.
  66. Рефлексология или психология // Материалы дискуссии, проведенной методологической секцией Общества рефлексологии, неврологии, гипнотизма и биофизики с 4 мая по 10 июня 1929. Л., 1929. Сб.1.
  67. Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии // Проблемы общей психологии. М., 1973.
  68. Рыбников Н.А. Крестьянский ребенок: Очерки по педологии крестьянского ребенка // Работник просвещения. 1930.
  69. Рыжов В. Психоанализ как система воспитания // Путь просвещения. 1922. № 6.
  70. Смирнов Д.А. Общая педология. Днепропетровск, 1927.
  71. Соловьев В.К. Годичный опыт и испытание общей одаренности узбеков и методический анализ серии ВСУ РККА // Психотехника и психофизиология труда. 1929. № 2-3. С. 30-55.
  72. Сталин И.В. О некоторых вопросах истории большевизма // Пролетарская революция. 1931. № 6. С. 3-12.
  73. Степанова Е.И. В.М. Бехтерев и комплексное изучение человека // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990. С. 102-116.
  74. Сыркин М.Ю. Устойчивость социальных различий в показаниях тестов одаренности // Психотехника и психофизиология труда. 1929. № 1.
  75. Таланкин А. О повороте на психологическом фронте. М.; Л., 1931.
  76. Таланкин А. Против меньшевинствующего идеализма в психологии // Психология. 1932. № 1-2. С. 3-37.
  77. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М., 1991.
  78. Фридман Б.Д. Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма // Психология и марксизм. М., 1925. С. 113-159.
  79. Халецкий А.М. Психоанализ личности и творчества Т. Шевченко // Современная психоневрология. 1926. № 3.
  80. Шардаков М.М. Проблематика диссертаций // Советская педагогика. М., 1941. № 10. С. 78-82.
  81. Шемякин Ф., Гершонович Л. Как Троцкий и Каутский ревизуют марксизм в вопросах психологии // Психология. 1932. № 1-2.
  82. Шпильрейн И.Н. О повороте в психотехнике // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 4-6. С. 245-246.
  83. Шпильрейн И.Н. Предисловие // Руководство по психотехническому професиональному подбору / Под ред. И.Н. Шпильрейна и др. М.; Л., 1929. С. IV.
  84. Шпильрейн И.Н. Психотехника в реконструктивный период: Стенограмма доклада в Комакадемии 2 дек. 1929 г. М., 1930.
  85. Шпильрейн И.Н., Рейтынбарг Д.И., Нецкий Г.О. Язык красноармейца: Опыт исследования словаря красноармейца Московского гарнизона. М.; Л., 1928.
  86. Эткинд А. Эрос невозможного: история психоанализа в России. СПб, 1993, 1994.
  87. Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
  88. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь (Сер. " Психологи Отечества"), М.; Воронеж, 1996.
  89. Ярошевский М.Г. Павлов и американский бихевиоризм // Психол. журн. 1995. Т.16. № 6. С. 130-134.
  90. Ярошевский М.Г., Сироткина И.Е., Даниличева Н.А. Пионер деятельностного подхода // Психол. журн. 1992. Т. 13. С. 137-151.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.