Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описательная (понимающая) психология






В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911), основатель " философии жизни". Он выступил с критикой академических философских школ и с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Свои психологические взгляды ученый изложил в работе " Описательная психология" (1894).
Деятельность В. Дильтея протекала в ситуации острых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания, так называемых наук о духе. Согласно Дильтею, все эти науки о духе должны базироваться на психологии.
Он исходил из положения о том, что все " культурные системы - хозяйство, право, религия, искусство и наука - и как внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души" и они " не могут, в конце концов, быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факты образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа" (Дильтей В., 1992. С. 322). Вследствие психологизации трактовки общества, исторического процесса и наук о духе оказывалось, что " развитие отдельных наук о духе связано с разработкой психологии".
Однако существующая психология (объяснительная - в терминологии Дильтея) была подвергнута ученым сокрушительной критике, ибо " метод объяснительной науки возник из неправомерного распространения естественно-научных понятий на область душевной жизни" (Там же. С. 338), так как естествознание рассматривалось как единственно подлинная форма научного знания. Естественно-научная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки, получает у Дильтея отрицательную оценку. Критике подвергались принципы объяснительной психологии, ее гипотезы, представления об элементах - атомах и их ассоциациях и др., которые нельзя доказать. Ее предметом не является полнота человеческой природы - объяснительная психология не может объяснить подлинную жизнь души, потому что занимается незначительными феноменами и трактует их неправильно.
В то же время описательная психология " должна исходить из развития душевной жизни, а не выводить ее из элементарных процессов… Ход такой психологии должен быть исключительно описательным", а ее предметом должны явиться развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и анализирована во всей цельности ее" (Там же. С. 327-328).
Эксперимент в психологии возможен, но только в пограничных областях душевной жизни, в центральных же - нет. Здесь позиция Дильтея сходна с вундтовской: вводя в психологию эксперимент, Вундт так же ограничивал его применение областью лишь простейших психических процессов.
Противопоставление понимания и объяснения - центральный методологический принцип описательной психологии. Это противопоставление явилось формой критики натурализации в психологическом исследовании, которая свойственна естественно-научно ориентированной психологии. Понимание как метод понимающей психологии принципиально отлично от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. Понимание не тождественно и рациональному познанию в понятиях: описательная психология обязана выяснить невозможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. Понять - значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.
Попытка Дильтея пойти в психологии по линии соотнесения структуры отдельной личности с духовными ценностями общества не создавала адекватных методических и методологических средств для изучения психики человека, поскольку, как отмечает Выготский, " развитие высших психических функций представлено в ней как чисто духовный процесс" (Выготский Л.С., 1960. С. 24), да и сами эти сферы культуры возникают " в силу чисто духовного процесса, внутреннего самодвижения духа" (Выготский Л.С., 1960. С. 35). Развитие душевной жизни, по мнению Дильтея, происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром - физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, каждое из которых стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности и, более того, " всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, ибо каждый из них… способен быть исполненным ожидающими, повышающими и расширяющими существование чувствами" (Дильтей В., 1992. С. 344). В детстве игра является необходимым проявлением жизни. В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых не испытаны. В зрелости происходит сознание действительных ценностей. В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо " с поступательным течением жизни развивается все более расчлененный склад душевной жизни, которому доступны все высшие соединения" (Дильтей В., 1992. С. 345).
Мысли В. Дильтея о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств.
По точной оценке С.Л. Рубинштейна, " в противоположность глубинной психологии Фрейда, психология Дильтея может быть охарактеризована как вершинная психология. Так же, как Фрейд, Дильтей хочет познавать психологию личности в ее глубинах. Но в отличие от Фрейда, и даже в противоположность ему, он исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях" (Сергей Леонидович Рубинштейн…, 1989. С. 349).
Идеи В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрангера (1882-1963). Ее задачей является исследование отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе) и выявление типов, или форм, смысловой направленности, получивших название " форм жизни" (предмет дифференциальной психологии как науки о духе).
От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности, которая определяется эмоциональным отношением субъекта, Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем это было у В. Дильтея, основанию. Ценности - это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир - природа, наука, искусство и т. п.

  • Э. Шпрангер выделяет шесть типов объективных ценностей:
    • теоретические (область науки, проблема истинности);
    • экономические (материальные блага, полезность);
    • эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению);
    • социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом);
    • политические (власть как ценность);
    • религиозные (смысл жизни).

 

  • В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, и обозначаемых Шпрангером как формы жизни, потому что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида:
    • человек теоретический (все его стремления направлены к познанию);
    • эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями);
    • экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни);
    • социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других);
    • политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию);
    • религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).

Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из этих психологических представлений, Шпрангер делал и ряд педагогических выводов. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.
Описательная (понимающая) психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Ее вывод о невозможности естественно-научного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Предпринятая в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс: " При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным....Понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития" (Выготский Л. С., 1960. С. 35).
Таким образом, период открытого кризиса привел к достаточно широкому развитию вариантов интерпретации сущности и задач психологического познания. Многие направления психологии впоследствии изменили свои исходные основания, трансформировавшись в научные теории с приставкой нео-: неофрейдизм, необихевиоризм и т.д. В то же время, например гештальт-психология, еще одно из важных направлений психологической мысли первой трети XX столетия, сформировавшаяся в рамках изучения проблем мышления, впоследствии трансформировалась в теорию личности, сохранив и расширив исходные постулаты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.