Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика и языкознание




Важной областью знания, смежной с психологией, всегда была педагогика. Тесные взаимосвязи между ними, особенно интенсифицировавшиеся в XIX в., были обусловлены тем, что именно в этот период педагогика все в большей мере начинает ориентироваться в разработке своей методологии на психологическое знание. В педагогике все больше и больше утверждается идея о природосообразном воспитании и обучении человека. Так, известный щвейцарский педагог И. Песталоцци (1746-1827) на рубеже XVIII-XIX вв. специально акцентирует внимание на том, что основой воспитания должна быть природа человека, закономерности его психического развития. В психической жизни человека он отмечает пять " физико-механических" законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Именно эти законы, по его мнению, должны лежать в основе методики воспитания. Соответственно усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способности: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определенный значок. При этом особо значимую роль Песталоцци придавал наглядности в обучении. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний, а знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в какую-то форму, четко различается среди других знаний и получило свое название.
Значительная роль в развитии педагогики на основах психологии во второй половине XIX в. принадлежала русским педагогам. В 1856 г. публикуется статья известного хирурга Н.И. Пирогова (1810-1881) " Вопросы жизни", в которой обосновывается мысль о приоритете задачи воспитания личности перед обучением при подготовке будущих специалистов для работы в различных областях общественной практики. Как отмечал известный отечественный педагог К.Д.Ушинский (1824-1871), чья научная деятельность тоже пришлась на вторую половину XIX в., выводы Пирогова " пробудили спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль, а выдвинутый им принцип воспитания прежде всего человека в человеке должен стать требованием здравой педагогики, основанной на психологии" (Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11т. Т 3. 1948. С. 11, 30).
Именно Ушинскому, который признается основоположником педагогической науки в России, и удается осуществить творческое объединение педагогических и психологических идей в фундаментальном двухтомном педагогическом труде " Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869), изложив в нем целостное учение о воспитании и образовании. Используя лучшие достижения отечественной и мировой философско-психологической мысли, ученый указывает, что главная цель воспитания - духовное развитие человека, а достигнуть его невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности национального характера; подчеркивает роль деятельности (в первую очередь трудовой) в формировании характера и нравственных качеств личности; обосновывает важнейшую роль семейного воспитания как института воспитания и освоения ребенком норм общежития (социализации); выделяет три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука; считает необходимым строить обучение на основе учёта возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает достаточно ценный анализ чувствований. Несмотря на то, что труд остался незаконченным (ученый планировал издать и третий том, изложив в нем руководство по педагогике), он оказал огромное влияние на психолого-педагогическую мысль. Ушинский считается одним из предтечей отечественной детской и педагогической психологии, а его идеи просматриваются в творчестве многих известных отечественных психологов XX столетия. Поэтому у известного историка педагогики Л.Н. Моузалевского были все основания сказать: " Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор".
Еще одним источником психологических знаний во второй половине XIX в., способствовавшим формированию психологии как самостоятельной науки, явилось языкознание. С этой точки зрения, особое значение для психологии имело творчество Александра Александровича Потебни (1835-1891). Обсуждаемые в его трудах (" Мысль и язык", " Из записок по русской грамматике", " Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое") вопросы взаимосвязи языка, чувственного познания и мышления, единства сознания и языка обосновывали социальный характер языка, раскрывали проблему исторического развития человеческого сознания и подчеркивали его социальную природу, определяли язык как важнейшее условие формирования самосознания человека.
Благодаря творчеству Потебни, слово стало рассматриваться как орудие мысли, выступающее способом ее объективизации. Музыка, живопись также являются формами объективации мысли, но внелингвистическими, хотя и производными от языка. В них есть эти три аспекта: содержание (идея), внутренняя форма (образ) и внешняя форма. По мнению Потебни, развитие сознания идет от языка чувств к языку мыслей: первой ступенью духовной жизни является мифологическое сознание, следующими - художественно-поэтическое и научное. История же языка помогает проследить путь развития человеческого познания от мифа к поэтическому мышлению и от него к науке как единый процесс этого движения от языка чувств к языку мыслей.
Связь психологии с педагогикой и языкознанием означала выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная практика. В 80-х гг. XIX столетия в связи с развитием промышленного производства появляются работы по учету психики человека в труде, с чем связаны надежная работа персонала, устранение причин нарушений его деятельности, подбор и обучение людей (см. работы О.Г. Носковой). К психологии обращаются юристы, военные деятели, психиатры, физиологи.
Таким образом, параллельно с формированием психологии как самостоятельной науки начинает оформляться и ее дисциплинарная структура: на пересечении психологического знания с другими науками и в контексте решения практических, социально значимых задач, возникают первые экспериментальные разделы психологии, впоследствии оформившиеся как отрасли психологической науки.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.