Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достижения в области физиологии, оказавшие влияние на развитие психологического знания




По мнению историков психологии, к числу наиболее значимых для психологии физиологических открытий могут быть отнесены: выявление различий между сенсорными и двигательными нервами; доказательство (на примере зрительного восприятия) того, что материальное воздействие на соответствующий орган, приводящий к возникновению ощущения, воспроизводит только свойства самой нервной системы; доказательство неразрывной связи организма с внешней природой, основанием которой выступает рефлекс, понимаемый не как механико-физический процесс (как считали Декарт и Гартли), а как биологический (так считал выдающийся чешский анатом и физиолог Й. Прохазка).
В 1811 г. английский анатом, физиолог и хирург Чарльз Белл (1774-1842) публикует полученные опытным путем анатомические данные, свидетельствующие о том, что передние корешки спинного мозга содержат только двигательные, а задние корешки - только сенсорные нервные волокна. Почти одновременно с Беллом в 1822 г. к подобному выводу приходит и французский физиолог Ф. Мажанди (1783-1855). Таким образом, опровергалось мнение о том, что нервные волокна неспециализированны относительно сенсорной и моторной функций. Переход нервного импульса по афферентным нервам (чувствительным волокнам) через спинной мозг на эфферентные нервы (двигательные волокна) получил название закона Белла - Мажанди. Тем самым получило научное подтверждение соответствие между структурой и функцией. Это позволяло объяснить механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для медицины), это открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности. Данный вывод способствовал постепенному формированию представлений о локализации рефлекторных путей и лег в основу классического учения о рефлексе как принципе работы спиннномозговых центров в отличие от высших отделов головного мозга.
Второе открытие было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результат будет один и тот же - специфический для каждого из них эффект. Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света. На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858), член Прусской (1834) и иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук, сформулировал " закон специфической энергии органов чувств": никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань, не обладает. Тем самым утверждался принцип специализированности нервных элементов, раздражение которых дает только один эффект - ощущение.
Выводы Мюллера укрепляли естественно-научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ощущений от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства самого нервного субстрата. Этот принцип помогал объяснить различия в модальностях ощущений: для каждого из них предполагался свой вид " энергии" нервов. Он лежал в основе многих продуктивных идей, выдвинутых позже. Однако он не давал возможности объяснить возникновение более общих форм чувственного познания, в частности пространственных образов вещей. Мюллер полагал (опираясь на идеи Канта), что пространственная схема является априорной, присущей сознанию изначально. Мюллер как бы " физиологизирует" этот взгляд, превращая пространство из формы чистого созерцания, какой оно являлось у Канта, в свойство телесного органа (сетчатки глаза), способного порождать пространственные ощущения. На поверхности сетчатки располагаются двухмерные образы, а ощущение глубины возникает благодаря тому, что зрительные ощущения объединяются с осязательными. Таким образом, пространственные ощущения оказывались прирожденными, изначально данными человеку. Подобные взгляды были названы нативизмом. Предпосылкой возникновения нативизма явились не только кантовские идеи, но и господство " анатомического начала" в физиологии. Его сторонники видели причины различий между ощущениями в анатомических различиях нервных путей (волокон и стволов). А это с неизбежностью приводило к выводу, что основные сенсорные единицы и отношения между ними являются прирожденными в противоположность эмпиризму, отводящему главную роль в формировании этих ощущений индивидуальному опыту.
Наконец, еще одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии центральной нервной системы и легло в основу ставшей очень популярной френологии (от греч. phren - душа, рассудок, ум). Его автор -австрийский анатом Франц Галль (17581-1828) предложил " карту головного мозга", согласно которой различные способности " размещены" в определенных участках мозга. Галль впервые попытался разместить в извилинах больших полушарий все " умственные силы" и качества, какими их изображала психология способностей. Кора головного мозга - а не его желудочки - стала рассматриваться как субстрат психической деятельности. Он руководствовался идеей о том, что в коре головного мозга есть специализированные зоны, отвечающие за осуществление тех или иных психических функций. Это, по мнению ученого, влияет на форму черепа - чем более развита соответствующая зона мозга, тем более выпуклым оказывается соответствующее место на черепе и тем в большей мере развита и определенная психическая функция. Таким образом, появляется возможность определять по " шишкам", насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции. Следовательно, по топологии черепа, ощупывая его, можно было, по мнению Галля и его учеников, выявлять степень развития соответствующих способностей человека. И - в конечном итоге - выявлять индивидуально-психологические особенности человека (Хрестомат. 8.1). Френология, при всей ее фантастичности, привлекала внимание исследователей к экспериментальному изучению размещения (локализации) психических функций в головном мозге. Тем более что эта идея хорошо сочеталась с выводами Ч. Белла, Ф. Мажанди и других ученых о том, что есть совпадение между строением органа и реализуемыми им функциями.
Френологические воззрения критиковались как идеалистически, так и материалистически ориентированными исследователями. Идеалисты критиковали Галля за подрыв постулата о единстве и нематериальности души. Материалисты же, в частности французский физиолог П. Флуранс (1794-1867), не отступая от учения о мозге как органе мысли, показывали, что френология не выдерживает экспериментальной проверки. Используя метод экстирпации (удаления) отдельных участков центральной нервной системы, а в ряде случаев воздействуя на центры наркотиками, Флуранс пришел к выводу, что основные психические процессы - восприятие, интеллект, воля - являются продуктом головного мозга как целостного органа. Мозжечок координирует движения, в продолговатом мозгу находится " жизненный узел", с четверохолмием связано зрение, функция спинного мозга состоит в проведении по нервам возбуждения. Работы Флуранса сыграли важную роль в разрушении созданной френологией мифологической картины работы мозга.
В России начало XIX в. связано с формированием основ анатомо-физиологической науки. Так, в 1802 г. Петр Андреевич Загорский (1764-1846) издает первый в России оригинальный учебник по анатомии человека " Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке" в двух книгах, который переиздавался в 1802-1830 гг. пять раз, Ефрем Осипович Мухин (1766-1850) в 30-е гг. XIX столетия разрабатывает и реализует в учебном процессе курс анатомии на русском языке, Даниил Михайлович Велланский (1774-1847) переводит на русский язык произведения крупных западно-европейских медиков, в том числе руководство по физиологии Й. Прохазки. Все это свидетельствовало о востребованности отечественной наукой передовых знаний о работе нервно-анатомических структур человека.
Создание основ материалистического направления в отечественной физиологии прежде всего связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807-1849) - основоположника московской физиологической школы. После защиты диссертации он в 1833-1835 гг. работает в лаборатории И. Мюллера, а по возвращении издает учебник " Физиология, изданная для руководства своих слушателей" (1836) - первый отечественный учебник физиологии. А.М. Филомафитский был одним из первых пропагандистов экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Мудров Матвей Яковлевич (1772-1831), выдающийся отечественный врач-клиницист, особое внимание уделял данным объективного внешнего осмотра (пальпация, перкуссия, аускультация) и лабораторным исследованиям больного и впервые в России ввел в клиническую практику опрос больного, тем самым заложив основы анамнестического метода, соединяя в формировании картины болезни объективные и субъективные методы.
Несмотря на то, что все указанные исследователи были медиками и специально не занимались психологической проблематикой, их научная, практическая и педагогическая деятельность способствовала становлению отечественной психофизиологической школы, которая к концу века стала одной из ведущих в разработке психологии на подлинно научных основах (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и др.).
Таким образом, своей лабораторной экспериментальной работой физиологи и медики - люди естественно-научного склада ума - вторгались в область, которая издавна считалась заповедной для философов как " специалистов по душе". В итоге психические процессы перемещались в тот же ряд, что и видимая под микроскопом и препарируемая скальпелем нервная ткань, их порождающая. Оставалось, правда, неясным, каким образом совершается чудо порождения психических продуктов, которые человек не может увидеть, собрать в пробирку и т.д. Тем не менее выяснялось, что эти продукты даны в пространстве. Подрывался исходный метафизический постулат, считавшийся со времен Декарта самоочевидным: душевные явления отличаются от всех остальных своей непространственностью.
И тем не менее, несмотря на то, что естествознание в первой половине XIX в. уже достаточно далеко ушло от механической картины мира, господствовавшей в XVIII в., а на смену лапласовскому механическому детерминизму и чисто динамическому принципу объяснения причинности в ней, по существу, пришли статистические закономерности развития, новая картина мира еще не была создана (Развитие естествознания…, 1977. С. 139).
Эта задача была окончательно решена во второй половине XIX в. когда наука, в том числе и психология, от описания предметов и явлений и их систематизации, перешла к анализу процессов, выявлению законов и взаимодействий в природе. Перечисленные открытия исследователей-естествоиспытателей в области рефлекторной теории, учений об органах чувств и головном мозге закладывали основы новых естественно-научных открытий второй половины XIX в., которые и сыграли определяющую роль в обособлении психологии от философии и преобразовании ее в самостоятельную область научного знания.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.