Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория познания и концепция врожденных идей Лейбница
В работе " Новый опыт о человеческом разуме" Лейбниц критикует теорию Дж. Локка, отвергающего врожденные идеи и уподобляющего сознание человека " чистой доске". Он не разделяет в то же время и Декартову концепцию врожденных идей. Ученый пытается определить свой, средний путь в решении этого вопроса. Он соглашается с Локком в оценке роли чувств как необходимого условия познания, но считает чувственное знание неточным и ошибочным. Истинное знание, по Лейбницу, достижимо только на основе разума и интуиции. Он критически оценивает односторонний эмпирический подход Локка, его вывод, что " нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве" и видоизменяет его: " Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве, кроме самого разума". Это означает, что душа " врождена сама себе", что интеллект и его деятельность предшествуют опыту. Лейбниц считает, что душа заключает в себе " бытие, единство, тождество, причину, восприятие, рассуждение" и другие понятия, не выводимые из чувств. То есть им признается наличие априорных идей. Но, в отличие от Декарта, он считает, что идеи находятся в разуме в зародышевом состоянии, они " врождены" как наклонности, естественные природные способности. Пытаясь установить связь эмпирического и рационального, Лейбниц отказывается от индуктивной стратегии и отталкивается от рационального как основы развития чувственного опыта. Соответственно, в самом разуме он видит причину много ошибок познания. Идеи Лейбница оказали воздействие на И. Канта, И. Гербарта, стали предметом серьезных обсуждений в научной мысли XVIII в. Продуктивными были его идеи об активности и изменчивости состояний сознания, о разных уровнях восприятия, о наличии, наряду с осознанными также бессознательных психических явлений (Хрестомат. 6.9).
Словарь терминов
- Агностицизм
- Ассоциация
- Дедукция
- Индивидуализм
- Индукция
- Интроспекция
- Контрреформация
- Монадология
- Рационализм
- Реформация
- Эмпирическая психология
Вопросы для самопроверки
- В чем суть взглядов на науку Галилея?
- Охарактеризуйте концепцию двух истин Галилея
- Какие два направления в методологии науки противостояли друг другу в исследуемый период?
- Чем отличаются резолютивный и композитивный методы познания?
- Что считает идеалом науки Ф. Бэкон?
- Какие ложные понятия, " идолы", выделяет Бэкон?
- Какому методу познания отдавал предпочтение Бэкон?
- Какие правила, которыми должен руководствоваться исследователь, чтобы достичь объективности, выделяет Декарт?
- Кто обосновал психологию как науку о сознании?
- Какие научные достижения оказали наиболее сильное влияние на Декарта?
- Кто из современников критиковал Декарта?
- Какие уровни познания выделяет Локк?
- В чем суть монадологии Лейбница?
|