Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей




Моральная философия становится центром гуманистических знаний. В ней четко обозначаются новые идеи формирующейся светской этики. Главные ее проблемы - проблема достоинства человека, его свободы, путей и факторов его совершенствования.
Акцент делается не на происхождении, а на индивидуальных достоинствах человека. Особое внимание уделяется этике, которая разрабатывает проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности личностного самосовершенствования человека.
Дается новая оценка труда, творчества, волевой активности личности. Яркий пример - трактат Поджо Браччолини (1380-1459) о благородстве человека (1440). В нем доказывается, что труд - одно из главных условий достоинства человека, основа развития общества и культуры, утверждается приоритет активной жизни сравнительно с созерцательной, уединенной. Браччолини отмечает, что даже в древнем Риме занятия торговлей, сельским хозяйством не считались зазорными. Наоборот, благороден, по его мнению, созидающий человек.
Не отрицая значения знатности рода, Браччолини делает акцент на личной добродетели, достигаемой самим человеком в труде, в праведных делах. Он указывает, что истинное благородство является плодом индивидуальной добродетели, завоевывается собственными силами, а не чужой работой, и источником его является активная деятельная жизнь человека. Одновременно он резко критикует праздность, оценивая ее как проявление безнравственности (Хрестомат. 5.1).
Об этом же пишет Леон Баттиста Альберти (1404-1472), для которого предметом размышления и воспевания является " человек деятельный". Он осуждает мнение Эпикура о том, что высшее счастье - " ничегонеделание", утверждает, что самый большой порок - безделие, никчемность. Созерцание без действия оценивается им как лишенное всякого смысла. Альберти опирается на идею стоиков: " Человек природой устроен так, чтобы быть и мудрым и производящим". Мыслитель категоричен в своем убеждении: " человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить", чтобы " упражняться в вещах великих и славных… чтобы использовать совершенства добродетели, и таким образом добывать счастье". Основное предназначение человека, его главное отличие от животного - в его созидательной способности, в творчестве. Последнее понимается им широко: от труда ремесленника до научной и художественной деятельности.
Труд оценивается Альберти как источник морального подъема: " В праздности люди становятся слабыми и ничтожными". Деятельность, наоборот, раскрывает возможности человека, воспитывает и просвещает его: " Искусство жить постигается в деяниях" (Хрестомат. 5.2).
Идею личного совершенства отстаивал также известный гуманист, один из основателей Платоновской академии во Флоренции Кристофоро Ландино. " Быть или не быть благородным, зависит от самого человека, его разума, воли, нравственного совершенства". С благородством не связаны титулы, родовитость, - доказывал он.
Утверждается культ разума и знания: человек должен развивать способность к самопознанию, знанию мира, свои творческие начала.
Выдвигается идея о возможности самосовершенствования индивида и общества путем освоения культуры и исторического опыта человечества.
Проблеме достоинства человека, его превосходствам, возможностям посвящает специальный труд " О достоинстве и превосходстве человека" (1450) Джанноцо Манетти (1396-1459) (Хрестомат. 5.3). Он описывает все, что выделяет человека из других живых существ, говорит о его высоких возможностях. Человек, пишет он, - смертный, возвышающийся над другими существами разумом, безграничны его творческие возможности и потенциалы.
Отстаивая интересы человека, Манетти активно выступает против аскетизма. Он развивает идею о богатстве эмоционального мира человека, в силу чего он имеет право на чувственные удовольствия. Это был новый взгляд на человека, впервые утверждающийся в общественной мысли, так как античность приносила чувственность в жертву разуму, а средневековая схоластика отрицала ее с позиций идеи аскетизма как низменное и греховное проявление человека.
Представляют интерес также идеи Пико делла Мирандола Джованни (1463-1494), итальянского философа гуманиста, сторонника аверроизма, автора трактата " Речь о достоинстве человека" (1486) (Хрестомат. 5.4). Основа его взглядов - антропологическое учение о свободе воли человека как главном свойстве его достоинства.. Человек, по его мнению, обладает абсолютной свободой самоформирования. Он - основа и узел мира, связывающий материю и дух. " Ничего нет более замечательного, чем человек", - пишет мыслитель. Как самодеятельное существо человек сам определяет путь своего развития. Он может силой разума как подняться до высоты мирового интеллекта, так и опуститься до уровня низменных тварей. Отсюда делается важный вывод - человек ответственен за свободу определения своего жизненного пути, за свои действия. Соответственно главные средства воспитания - развитие знаний, разума, познаний в области моральной философии и философии природы.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.