Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Екатеринаii великая






Ее нередко сравнивают с Петром Великим. Но есть одно принципиальное отличие ее преобразований от петровских: Екатерина II кротко и спокойно продолжила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно в целях “европеизации” страны. Екатерина II предпочитала силу убеждения, а не жесткую и жестокую хватку своего кумира. Князь П. А. Вяземский однажды остроумно заметил: “Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских”. А переделывать надо было. Недаром в оде Ломоносова на воцарение Екатерины II Петр I, встав из гроба и обозревая что произошло в России со времени его смерти, с гневом говорит:

На то ль воздвиг я град священный,

Дабы врагами населенный

Россиянам ужасен был?

На пути к трону. Будущая российская императрица, урожденная София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, появилась на свет в захолустном в ту пору городе Штеттин (Пруссия). Отец ее – ничем не примечательный князь Христиан-Август – преданной службой прусскому королю сделал неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор.

Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии и др, Большую часть своей жизни Екатерина Великая находилась в России и только детство и отрочество – в Германии. Но именно за эти 14 лет великая императрица сформировалась как личность, здесь в нее были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым ее на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая ее хорошие манеры и вежливость. И это, по мнению историков, оказало положительное влияние на русское высшее общество.

В 1744 г. она с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и объявлена невестой великого князя Петра Федоровича — будущего императора Петра III. Они обвенчались в 1745 г., но лишь спустя 9 лет в 1754 г. Екатерина родила сына, будущего императора Павла I. Пока ее муж развлекался дрессировкой собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи. Читала и писала на немецком, французском и русском, но делала много ошибок. Впоследствии она призналась одному из своих секретарей, что “могла учиться русскому только из книг без учителя”, так как “тетка Елизавета Петровна сказала моей гофмейстерше: полно ее учить, она и без того умна”.

Завоевание трона. После смерти Елизаветы Петровны императором автоматически становится ее наследник ПетрIII. Но он был крайне непопулярен в России из-за явного предательства ее интересов. Во время русско – прусской войны Петр III регулярно передавал информацию о расположении и планах российских войск врагу — прусскому королю Фридриху II, которого боготворил.

Непопулярна была и внутреняя политика нового императора; многих возмущало и то, что он публично третировал и оскорблял свою жену. Словом, и личность и деятельность Петра III вызывали всеобщее негодование; об этом говорили открыто и желали перемен на престоле. Многие считали, что во главе империи может быть поставлен когда-то коронованный трехмесячный сынок Анны Леопольдовны Иван VI, теперь уже 20-летний юноша, томящийся с младенческого возраста в одиночной камере Шлиссельбургской крепости. Но зревший в среде гвардейцев (при молчаливом согласии ряда вельмож) заговор по свержению Петра III был нацелен на передачу власти не законному монарху Ивану VI, а нравившейся гвардейцам Екатерине Алексеевне. Круг заговорщиков группировался вокруг нескольких братьев Орловых. Вряд ли можно сомневаться, что за спиной гвардейцев стояла сама Екатерина, распоряжаясь всеми пружинами рискованного дела, но оставаясь совсем в тени не только от посторонних глаз, но и от глаз самих участников заговора. После ареста одного из заговорщиков (капитана Пассека) было решено рискнуть и действовать не медля. События в конце июня 1762г. развивались так.

Петр III, который уже несколько дней пребывал в Ораниенбауме, должен был встретиться с Екатериной в Петергофе 28-го июня. Но за пару часов до его прибытия туда, Екатерина вдруг уехала в столицу. Опираясь на гвардейские полки, она провозгласила себя самодержицей, а своего супруга низложенным. Петра III эти события застали врасплох. Он медлил, ничего не предпринимая, в то время как преданные императрице войска окружали петергофский дворец и император, оказавшейся в плену у собственной жены, безропотно подписал составленный её сторонниками манифест об отречении. «Он позволил свергнуть себя с престола как ребенок, которого посылают спать» — заметил прусский король Фридрих II.
Низложенного императора доставили в Ропшу под усиленное наблюдение участников заговора Ф.Барятинского, А.Орлова, П.Пассека и пр. Охранники угадали тайное желание императрицы — 6 июля 1762 г. внук Великого Петра был ими убит. А Екатерина стала окончательно правящей российской императрицей. Думаю, этого ей было недостаточно, нужны гарантии, что не будет поворота вспять. Вот почему она вновь и вновь интересуется был ли заключен церковный брак Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Если “да”, то понятна тревога: не обнаружится ли где-нибудь более законный чем она претендент на престол. Отсюда и повышенное внимание к появлению “княжны” Таракановой, о чем будет рассказано дальше. А тут еще на Востоке разгорелось обширное и жестокое крестьянское восстание (1773–1775 гг.), вождь которого донской казак Емельян Пугачев, выдавая себя за Петра III, на начальном этапе одержал ряд побед. Пришлось решать море жизненнно важных вопросов безопасности и стабильности страны. Все они были успешно решены, а войска, во главе с видными военачальниками (А.В.Суворов и др.), подавили Пугачевский бунт.

Войны, расширение и застройка территорий. Екатерина провела две успешные войны против османских турок, в результате которых Россия окончательно закрепилась на Черном море. Были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье, принята под российское подданство Грузия. Возглавив союз России с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала и в разделах Польши, в результате которых Россия не только вернула себе западнорусские земли, утраченные в XIII веке, но и захватила исконные польские территории. Из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее царствования. Население страны увеличилось почти вдвое, а государственный бюджет – вчетверо. При ней были построены144 города. Екатерина уделяла большое внимание строительству в Петербурге, стремясь придать столице парадный вид. Благодаря ей город украсился лучшими образцами русского классицизма.

В Россию хлынул поток эмигрантов из Европы. Почти вдвое увеличилась армия, количество больших судов российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей. Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России.

Рост еврейского населения. Присоединение огромных новых территорий с сотнями тысяч тамошних евреев обострило проблему их расселения в России. Екатерина II и её окружение всегда придерживались либеральных взглядов, их, приверженцев прав человека, трудно заподозрить в предвзятом отношении к еврейскому населению страны. А всесильный фаворит царицы Г. Потемкин был не просто толерантным к евреям: он изучал их культуру, общался с равинами и покровительствовал им. К сожалению, при решении возникшей в конце 18-го века проблемы расселения «верхам» пришлось не только опираться на передовые либеральные идеи того времени, но и учитывать мнение весьма далекого от них большинства русской знати, духовенства и простого народа. Оправдывает ли это, а также условия военного времени и крестьянских бунтов установление в конце 18-го века «черты оседлости»для евреев? Думаю, нет, хотя и поныне широко публикуются и другие точки зрения (т.е.«да», оправдывает). 220 лет дикуссий все еще не примирили спорящие стороны, которые дают свои оценки сущности и последствиям принятого в 1791 году решения, таким, как ускоренное «втягива- ние» еврейской молодежи в революционную борьбу и «бомбизм», сохранение в России до 1917г. еврейской культуры и традиций, враз утраченных в СССР вместе с чертой оседлости, и др. Но это уже отдельная тема совсем другой статьи.

Престиж страны. Слова “Россия” и “русские” произносились с большим уважением во всем мире, прежде всего самой императрицей, старавшейся всюду подчеркивать положительные качества народа, который возглавила. Нередко она добивалась успеха личным примером. Так, во время эпидемии оспы, когда народ опасался делать прививки, ей и её сыну сделали их на виду у всех. И дело пошло.

Но даже при своем некотором тщеславии, она никогда не преувеличивала свое значение в истории страны: “Что бы я ни делала для России, это будет капля в море! ” – писала она. Люди, близко знавшие Екатерину, отмечали ее привлекательную внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, ее исключительно приветливый вид, простоту в обращении и деликатность. Ее правилом, по свидетельству одного из современников, было “хвалить вслух, а бранить потихоньку”.

Четкость, деловитость. После вступления на престол Екатерина сразу же установила новые порядки при дворе, подчинив свой режим государственным делам. Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6, а к концу жизни и вовсе для нее поздно – в 7 часов утра. С 8 до 11 государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Но немецкая педантичность давала о себе знать не только в этом. Ее бумаги всегда лежали на столе в строго определенном порядке. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были также постоянными. В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну.

Она развивала систему образования и призывала иностранцев, особенно немцев, переселяться в Россию. Находившиеся под влиянием идей Монтескье юристы составили под ее руководством “Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения” – документ, в котором явственно отразились идеи просвещенного абсолютизма. В 1775 г. Екатерина реорганизовала систему местного управления, укрепив положение политической, судейской и финансовой бюрократии, начала привлекать на свою сторону дворянство. В 1785 г. она освободила дворян от обязательной службы согласно Табели о рангах, подписав жалованную грамоту на права и вольности дворянства. Поставила вопрос об отмене крепостного права, но так и не смогла по ряду причин это осуществить (сопротивление дворянства, Пугачевский бунт, трудные войны с Турцией и др.). В итоге, вместо отмены крепостниченство даже расширилось в Украине и других окраинах страны.

Ее перу принадлежат: многочисленные беллетристические, драматургичес- кие, публицистические, научно-популярные сочинения, а также мемуары. Она переписывалась с Вольтером, Монтескье и др. просветителями (Эти контакты были полезны для проводимых ею реформ, заодно содействовали росту ее личной популярности внутри и вне России). По ее приглашению в России побывал Дидро. Ее перу также принадлежат нравоучительные сказки для детей, которые она использовала для воспитания собственных внуков.

И это все о ней… Бесчисленные высказывания во всем мире о выдающейся российской императрице Екатерине Великой свидетельствуют о незатухающем интересе к ее жизни и деятельности. В рамках этой статьи позволим себе процитировать лишь два из них: 1) В.О. КЛЮЧЕВСКОГО, видного российского историка:

”Укрепляя свою личную власть, ища популярности, она играла роль «просвещенного монарха», переустраивающего жизнь на «разумных» основаниях, следуя советам философов — французских энциклопедистов. Она была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории”;

2) САМОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ 2-Й (ВЕЛИКОЙ); эти строки взяты из текста эпитафии, написанной ею для своего будущего надгробия:

“Здесь покоится Екатерина II. Она прибыла в Россию в 1744 г., чтобы выйти замуж за Петра III. В 14 лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. 18 лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Имела друзей. Работа давалась ей легко”. (Под веселым нравом, царица, возможно, подразумевала то, что за полвека жизни в Петербурге имела пятнадцать фаворитов; простим женщине-одиночке это прегрешение, не так уж оно велико и важно на фоне ее действительных заслуг).

Напомним, что Екатерина II, поставившая в Петербурге замечательный памятник Петру Великому (автор – Фальконе), решительно отклонила предложение об установке при жизни памятника ей самой. Лишь через сто лет после её кончины памятник по проекту Микешина был сооружен в Петербурге. Думаю, все, кому посчастливилось видеть этот выдающимийся монумент, обратили внимание на то, что императрица окружена своими соратниками; это – Е.Дашкова, А.Суворов, Г.Потемкин, Г.Румянцев, А.Орлов, И.Бецкий, Г.Державин… Каждый из них – личность, достойная отдельного рассказа; именно таких людей подбирала, привлекала и всегда на них опиралась Великая российская императрица Екатерина II.

Заканчивая рассказ о ней, хотел бы высказать предположение, что Екатерина, увлеченная идеями французских энциклопедистов, искренне мечтала о “Золотом веке” для своего народа. Это подтверждают все её действия – взять в свои руки руль империи; видеть в России свою вторую родину (язык, литература, религия, множество друзей во всех слоях общества и т. п.); разработать с помощью авторов идей и реализовать реформы в политике, экономике и др. – которые, наверное, были связаны общей целью построения такого государства, где всем обеспечены свобода, счастье и материальное благополучие.

Возможно, не лишеннная тщеславия Екатерина II полагала также, что достижение этой великой цели явилось бы не только большим благом для народа, но и сделало бы бессмертным имя того, кт о первым её достиг.

Теперь-то мы знаем, что далеко не всё удалось осуществить Екатерине Что-то в её задумках было наивным, романтическим, ошибочным, что-то она сама сочла преждевременным и опасным. А, может быть, и цель и видение пути к “золотому веку” были у Екатерины II совсем другими, чем я предположил? Этого уже никому никогда со 100-процентной увереностью не узнать…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.