Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика 1907-1914 гг.






Революция 1905-1907 гг. заставила царизм заняться обновлением изрядно обветшавшего строя, без представительных учреждений монархия уже была не в состоянии решать ни внутри-, ни внешнеполитические проблемы. Согласно Основным законам 1906 г. Россия становилась дуалистической монархией: вся исполнительная власть по-прежнему сосредоточивалась в руках императора (члены Совета министров во главе с его председателем назначались царем и не были подотчетны Думе), а законодательная власть осуществлялась императором и общероссийским законодательным представительством. Законодательное представительство было двухпалатным. Низовая палата – Государственная дума – формировалась согласно избирательному закону. Верхняя палата – Государственный совет – состояла из равного числа назначаемых императором и выборных членов. Государственный совет в силу принципов своего формирования являлся органом представителей крупного землевладения и верхов буржуазии и надежно охранял царизм от реформ. Значительный перевес дворянства и верхов буржуазии в Думе обеспечил новый избирательный закон 1907 г.

Отсутствие однофракционного большинства обусловило зависимость голосования от октябристов, ставших " партией центра". Если они голосовали с правыми, складывалось право-октябристское большинство (около 300 чел.), совместно с прогрессистами и кадетами – октябристско-кадетское (свыше 250 чел.). Существование двух блоков в Думе позволяло главе правительства П.А. Столыпину проводить политику лавирования между помещиками и крупной буржуазией.

Создание такой системы, получившей название третьеиюньской политической системы, или " третьеиюньской монархии", должно было обеспечить фактическую неограниченность власти, умело использующей в своих интересах как общую контрреволюционность дворянства и буржуазии, так и противоречия между ними. Вместе с тем факт создания и функционирования законодательных палат означал существенные перемены в системе государственного управления России, которые ознаменовали собой попытку эволюции российской государственности от самодержавной монархии к буржуазной. Такой путь эволюции абсолютистской власти и совокупность определенных форм и методов управления, присущих данной стадии развития государства, получили название бонапартизма. Бонапартизм возникает в условиях, когда не выполнены задачи буржуазного переустройства общества, но уже существует реальная угроза натиска рабочего класса на все имущие слои (в том числе и на буржуазию), и характеризуется лавированием государственной власти между различными общественными группами и политическими силами, отказом буржуазии от решительных притязаний на политическую власть в надежде на проведение постепенного буржуазного реформирования существующим политическим режимом, сосредоточением государственной власти в руках бюрократии, существенной самостоятельностью исполнительной власти, не ответственной перед парламентом, ограничениями законодательных полномочий представительного учреждения в пользу монарха.

Изначально в политической системе " третьеиюньской монархии" были заложены противоречия, имевшие тенденцию к обострению. Прежде всего это противоречие между поместным дворянством и буржуазией. Краеугольным камнем разногласий внутри третьеиюньского режима, вызвавшим наиболее острые политические столкновения, были вопросы о назначении и месте Думы в государственной политической системе и судьбе реформ, заявленных кабинетом П.А. Столыпина, – аграрной реформы, реформ местного управления и суда, народного образования и др.

Царизм в новой системе отводил Думе роль " говорильни", но никак не равной себе силы. Нормальным законодательным путем правительству Столыпина не удалось провести ни одного сколько-нибудь значительного преобразования, что красноречиво свидетельствовало о нежизнеспособности системы. Столыпин вынужден был откладывать проведение реформ и идти на значительные уступки. Аграрную реформу " спасло" лишь то, что ее осуществление началось в рамках чрезвычайного законодательства еще в ходе революции осенью 1906 г.

Аграрная реф-ма.. Цели: 1.создание крепкого крестьянского хоз-ва, основанного на частной собственности. 2.распустить общину.

Указ утвердил создание частной крестьянской собственности на землю, поощряя образование отрубного и хуторского хозяйства, не посягая при этом на помещичье землевладение. Одним из компонентов аграрной политики стала также политика переселения крестьян на окраины страны. Столыпинская аграрная реформа способствовала развитию производительных сил, дальнейшей специализации земледелия и росту его интенсификации, Было положено начало юридическому оформлению прав собственности на землю многочисленного класса мелких земельных собственников. Столыпинская аграрная реформа укрепила положение сельской буржуазии: кулаки не только поставляли половину товарного хлеба на внутренний рынок, но и начинали осваивать через участие в кооперативах внешний рынок. Однако! Реформа " споткнулась" о крестьянскую и помещичью психологию, бюрократические методы ее проведения. Основным же камнем преткновения явилось уравнивание в правах крестьянина-собственника с дворянством.

Третьеиюньская система не оправдала тех надежд, которые возлагали на нее сторонники постепенного буржуазного реформирования. Крах бонапартизма в России был предопределен. Потерпели провал попытки создания прочного политического и экономического союза поместного дворянства и буржуазии. В России, в отличие от Западной Европы, отсутствовал многочисленный средний класс, который объективно заинтересован в стабильности и реформизме и мог стать прочной основой политики лавирования. Столыпинские преобразования, которые должны были ускорить процесс его формирования, потерпели крах. Государственная дума как инструмент буржуазного реформирования России оказалась несовершенна. Потому и была распущена.

Начало формы

Конец формы

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.