Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие






 

В начале XIX века Новгородская губерния занимала обширное пространство на северо-западе России и состояла из десяти административных уездов – Новгородского, Боровичского, Белозерского, Валдайского, Кирилловского, Крестецкого, Старорусского, Тихвинского, Устюжно-Железнопольского и Череповецкого. С запада на восток от границ Псковской губернии до рубежа Вологодской губернии Новгородчина простиралась на 600, а с севера на юг – на 250 верст.

На рубеже XVIII–XIX веков на территории губернии (по данным 1782 года) проживало 565 751 человек. К середине XIX века население значительно увеличилось и составило 753 793 человека.

Населенных пунктов было около десяти тысяч. Сельское население составляло 94, а городское – 6 процентов от общего количества жителей. К середине столетия количество жителей губернского центра – Новгорода насчитывало около 15 тысяч человек.

 

 

Сельское хозяйство

 

Новгородская губерния в начале века была аграрной – ее жители в основном занимались сельскохозяйственным трудом. Из-за неблагоприятных климатических условий, болотистой, скудной почвы часто случались неурожаи.

Самыми распространенными культурами были рожь, овес и ячмень, в южных районах – пшеница. Крестьяне сеяли много гороха, чечевицы, гречихи и особенно овса. Из технических культур на территории губернии возделывались лен и конопля. Картофель в губернии распространился со второй половины XVIII века и давал высокие урожаи, однако крестьяне с недоверием относились к новой культуре, и его посевы были незначительны.

Господствующей системой земледелия было трехполье. Крестьяне обрабатывали почву примитивными орудиями – сохой с железным наконечником и бороной.

Кроме земледелия новгородские крестьяне занимались скотоводством. Преимущественно они разводили крупный рогатый скот. В северо-восточных уездах некоторые жители держали лошадей, в основном для продажи на местных ярмарках.

Для своих нужд крестьяне и горожане выращивали капусту, горох, бобы, лук, чеснок, морковь, редьку, свеклу, брюкву.

В Новгородском, Старорусском, Боровичском и Валдайском уездах было развито садоводство. Вишневыми садами славилось село Коростынь Старорусского уезда. Промышленность и промыслы Промышленность Новгородской губернии в первой половине XIX века была представлена в основном крестьянскими промыслами. Незначительное количество мелких предприятий в городах принадлежало купцам. Это были кожевенные, салотопные, воскобойные, уксусные и кирпичные ремесленные мастерские.

В губернском центре в начале XIX века имелось 6 кожевенных, 8 солодовых п уксусных, 2 сальносвечных завода. Самым крупным предприятием оставалась казенная Адмиралтейская парусная фабрика, возникшая еще в 1780 году. В 1808 году там работало 1198 человек.

Всего к середине XIX века в губернии насчитывалось " 105 промышленных предприятий, среди них 8 кожевенных, 33 лесопильных, 6 мукомольных, 4 предприятия изготавливали стекло и стеклянную посуду, на двух делали бумагу, три завода отливали колокола и т. п. В Новгороде же количество предприятий заметно сократилось: в 1843 году их было 16, в 1844-м – 13, а в 1845-м – всего 11.

Повсеместно были развиты крестьянские промыслы. Издавна крестьяне Новгородского края занимались добычей и обработкой железа, Болотистые железные руды, залегавшие на территории Белозерского, Череповец кого, Устюжно-Железнопольского и Кирилловского уездов, перерабатывались в железные крицы – основу для дальнейшей работы кузнецов. В сельских кузницах из готавливались орудия труда, сковороды, котлы, ножи, топоры, гвозди. На рубеже XVIII – XIX веков выплавкой железа и изготовлением изделий из него занимались около десяти тысяч крестьян северо-восточных уездов.

Лесные богатства, многочисленные реки и озера губернии способствовали развитию судостроительного промысла, лесозаготовок и сплавных работ.

Большинство жителей сел, деревень и торговых рядков, расположенных по берегам рек, мастерили речные суда – барки, полубарки, водовики и т. д., которые находили сбыт не только на территории губернии, но и за ее пределами – в Петербурге, на Волге, на Белом море.

После постройки и развития каналов и образования Вышневолоцкой и Тихвинской водных систем в первой половине XIX века судостроительный промысел рас ширился.

Крестьяне занимались изготовлением деревянной посуды, телег, саней. Домотканые изделия, холсты, сук на, крашенина изготавливались не только для собственных нужд, но и поставлялись на местные рынки.

В Валдайском и Крестецком уездах широко распространился строчечный промысел, в Новгородском и Череповецком крестьяне занимались обработкой кожи. Славилась изготовлявшаяся в Боровичском и Старорусском уездах глиняная посуда.

Во многих местах губернии подсобными промыслами были добыча известняка, дегтя, смолокурение.

Большую роль в хозяйстве губернии играло промысловое рыболовство. Издавна реки и озера Новгородского края изобиловали ценными породами рыб – лососем, сигом, стерлядью, белорыбицей, хариусом, судаком, осетром, снетками.

В первой половине XIX века характерным для губернии был отхожий промысел, то есть занятие населения работами непромышленного типа. Крестьяне часто нанимались на сезон в грузчики, лоцманы, разнорабочие. Много жителей Новгородской губернии отправлялось на заработки в Петербург.

 

 

Торговля

 

Рост городов развитие путей сообщения в начале XIX века вызвали оживление торговли. Торговля утрачивала сословный характер, ею занимались уже не только купцы, но и посадское население городов, дворяне. Так, в Новгороде в начале века было 279 купцов, а к 1845 году стало 529. Главным торговым местом являлся каменный гостиный двор с 72 лавками и 27 амбарами. Купеческих каменных и деревянных лавок было 76.

На традиционных базарах не только закупалось про довольствие для жителей городов, но и шла продажа промышленных товаров, оптовая скупка сельскохозяйственного сырья, сбыт изделий деревенских кустарных промыслов. «Еженедельно бывает торговый день в пятницу, – писал о Новгороде конца XVIII века М. Д. Чулков, – товары привозят из уезду крестьяне, разной хлеб, из ближних деревень сено, дрова, муку и деревянную посуду и прочие рукоделия, а из других городов купцы товары шелковые и шерстяные продают новгородским купцам в проезд свой через Новгород».

В 1832 году в Новгородской губернии на 26 ярмарок было привезено товаров на 1 миллион 492 тысячи рублей и продано на сумму 693 тысячи рублей. В 1849 году на 66 ярмарок поступило товаров на 1 миллион 96 тысяч рублей, а было продано на сумму 499 тысяч рублей.

На ярмарках самыми ходовыми товарами были хлеб, крупы, ткани, одежда, обувь. Большим спросом пользовались чай, фрукты, мед, сахар.

Через Новгородскую пристань ежегодно проходили тысячи груженых судов и плотов. В 1848 году, например, 7614 судов и 226 плотов с грузами на сумму более 26 миллионов рублей. В самом городе ежегодно грузилось от 200 до 600 местных судов, поставлявших в Петербург живую рыбу, дрова, сено, продукты сельского хозяйства и промышленности.

В сельской местности была распространена разносная и развозная торговля. Прасолы, офени, коробейники - торговцы мелкими промышленными товарами и изделиями кустарей – носили и возили по деревням, продавая жителям, нитки, пуговицы, ножи, гребни, платки, перстни, ленты и другую галантерейную мелочь. Кроме того, объединенные иногда в небольшие артели по 6–10 человек, они скупали сельскохозяйственную продукцию и изделия деревенских ремесленников для дальнейшей перепродажи в городе и других местах.

 

 

Пути сообщения

 

Еще в первой половине XVIII века через Новгород был проложен главный тракт России, соединивший старую столицу Москву с новой – Петербургом. По нему через каждые 25–30 верст располагались ямские слободы. Эти своеобразные станции, населенные ямщика ми, обслуживали дорогу, обеспечивая доставку почты, грузов и пассажиров. Валдайский, Зимогорский, Едровский, Хотиловский, Чудовский, Крестецкий, Яжелбицкий были самыми крупными ямами. К 1847 году в губернии насчитывалось 69 почтовых станций, для обслуживания которых держали 1477 лошадей.

Петербургский тракт не только связывал губернский центр с главными городами России, но и обеспечивал работой многих крестьян до открытия движения по Николаевской железной дороге.

Псков и Новгород связывала древняя сухопутная дорога. Губернский город также был соединен трактами со Старой Руссой, Боровичами, Тихвином, Новой Ладогой.

По территории губернии проходили основные части Вышневолоцкого водного пути и крупные отрезки Тихвинской и Мариинской водных систем. Эти водные дороги играли значительную роль в экономике России.

После появления на территории Новгородской губернии военных округов по реке Волхов пошли первые пароходы. В 1858 году была открыта «Компания пароходства по Волхову», осуществлявшая регулярные рейсы судов в Новую Ладогу, Старую Руссу и другие места.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.