Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. История Древнего Востока






 

ТЕМА 3. Новое царство Египта.

Методические рекомендации

Подготовку к работе над данной темой следует начать с характеристики источников.

Далее нужно выяснить причины расширения египетской экспансии, определить и нанести на контурную карту направления завоевательных походов фараонов XVIII династии и границы образовавшейся империи.

При рассмотрении структуры и функций аппарата управления студент должен выявить особенности организации властных органов в исконно египетских землях и вновь приобретенных территориях на юге и в Восточном Средиземноморье, а также определить причины этих различий.

Особое внимание необходимо уделить положению и роли жречества в египетском государстве периода Нового царства. При анализе реформы Аменхотепа IV (Эхнатона) нельзя упускать из вида политические причины и цели преобразований. Освещая ход и итоги реформы студент должен определить ее влияние на изменение социально-политической обстановки в стране.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Характеристика источников.

2. Изгнание гиксосов. Завоевательные походы фараонов XVIII династии.

3. Структура и функции аппарата управления.

4. Изменения в социальной структуре Египта в период Нового царства.

5. Положение жречества. Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона).

6. Причины упадка Нового царства.

ИСТОЧНИКИ

История Древнего Востока. Тексты и документы /под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.

Хрестоматия по истории Древнего Востока /под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. М., 1963.

Хрестоматия по истории Древнего Востока /под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980. Ч. 1.

ЛИТЕРАТУРА

История Древнего Востока /под ред. В.И. Кузищна. М., 2002.

История древнего Востока /под ред. В. И. Авдиева. М., 1970.

История древнего мира. Кн. 1. Ранняя древность /под ред. И.Д. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989.

Авдиев, И.А. Военная история древнего Египта /И.А. Авдиев. М., 1948 - 1959.

Т. 1 - 2.

Богословский, Е.С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц (к социальной истории Египта XVI - XIV вв. до н. э.) /Е.С. Богословский. М., 1979.

Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989.

Древние цивилизации /под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Жак, К. Египет великих фараонов: История и легенда/К. Жак. М., 1992.

История древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М., 1988.

Коростовцев, М.А. Религия древнего Египта / М.А. Коростовцев. М., 1976.

Культура древнего Египта. М., 1976.

Монте, П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов/П. Монте. М., 1989.

Стучевский, И.А. Колониальная политика Египта в эпоху XVIII династии / И.А. Стучевский. М., 1967.

 

ТЕМА 7. Древний Вавилон.

Целью занятия является изучение экономики и социальных отношений типичного древневосточного общества и, что не менее важно, приобретение необходимых навыков работы с историческими источниками.

Оценивая законы Хаммурапи (ЗХ) как исторический источник, нужно четко определить его вид, выяснить специфику этого документа (цели составления, какие сферы жизни отражены в ЗХ, а какие - нет и почему, в чем особая ценность приведенных сведений).

В работе над подобной темой прежде всего требуется очень внимательное и вдумчивое чтение источника. Для этого мало просто прочитать несколько раз. Следует принять следующий метод работы: отвести каждому вопросу плана отдельную страницу и в процессе чтения выписывать на нее соответствующие номера статей судебника, кратко указывая их содержание и вытекающие выводы в контексте рассматриваемого вопроса. При этом нужно стараться сразу группировать статьи в определенном порядке по подвопросам (при отсутствиям такого конспекта студент считается неподготовленным к занятию). Необходимо учитывать, что многие статьи законов могут рассматриваться с разных точек зрения и содержать сведения для ответа на два и большее число вопросов, поэтому при каждом чтении источника целесообразно подбирать материал сразу по нескольким пунктам.

Обращаясь к сельскому хозяйству Вавилонии, следует прежде всего ответить на вопрос, какое место оно занимает в экономике страны. Далее нужно подобрать материал о земледелии и скотоводстве (виды земледельческих культур и домашних животных, сельскохозяйственные орудия и работы, устройство системы искусственного орошения).

Касаясь земледелия и землепользования, целесообразно остановиться на следующих вопросах: каким категориям населения принадлежала земля; находилась ли она в частной собственности; имелись ли ограничения в распоряжении землей; существовала ли верховная царская собственность на землю; насколько широко была распространена аренда и каковы были ее условия.

К вопросу о ремесленном производстве нужно выбрать из судебника материал о специальностях ремесленников (при этом следует учитывать и ремесленные изделия, упоминаемые в источнике, так как они указывают на наличие соответствующей профессии), технике, организации ремесла, ремесленных изделиях. Особого внимания требует статья 274, устанавливающая плату ремесленникам.

Рассматривая торговлю и ростовщичество, нужно выяснить, какие категории торговцев упоминаются в судебнике и каковы были взаимоотношения между ними; виды торговли; товары; как осуществлялись расчеты и платежи; каковы были условия ростовщических сделок; отношение государства к ростовщикам.

Говоря о структуре древневавилонского общества, необходимо выделить категории свободного и полусвободного населения (при этом следует обратить внимание на статьи, касающиеся возмещения причиненного вреда), определить их права и обязанности.

Для подготовки ответа на вопрос о рабстве студенту необходимо подобрать материал об источниках рабства, о положении рабов в обществе и в семье, в частности, домашних рабынь, долговом рабстве, браках свободных и рабов, выяснить, были ли у рабов права.

Рассматривая вавилонское семейное и наследственное право, следует обратить внимание и на такие моменты, как оформление брака, права мужа и жены, положение детей в семье, порядок наследования. Была ли ограничена власть главы семейства по отношению к женщинам и детям? Нужно дать общую характеристику вавилонской семье.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Законы Хаммурапи как исторический источник.

2. Хозяйство древней Вавилонии:

а) сельское хозяйство;

б) ремесло;

в) торговля;

г) ростовщичество.

3. Общественный строй древней Вавилонии:

а) формы земельной собственности и землевладения;

б) сословная структура древневавилонского общества;

в) рабство;

г) семейные отношения.

ИСТОЧНИКИ

История Древнего Востока. Тексты и документы /под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.

Хрестоматия по истории Древнего Востока /под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980. 4.1.

ЛИТЕРАТУРА

История Древнего Востока /под ред. В.И. Кузищна. М., 2002.

История древнего Востока /под ред. В. И. Авдиева. М. 1970.

История древнего мира. Кн. 1. Ранняя древность /под ред. И.Д. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989.

Древние цивилизации / под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Дьяконов, И.И. Проблемы собственности. О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н.э. / И.И. Дьяконов //ВДИ. 1967. № 4; 1968. № 3, 4.

История древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983.

Кленгель-Брандт, Э. Путешествие в древний Вавилон /Э. Кленгель-Брандт. М., 1979.

Оппенхейм, А.Л. Древняя Месопотамия /АЛ. Оппенхейм. М., 1980.

Якобсон, В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии / В.А. Якобсон //ВДИ. 1981. № 4.

Якобсон, В.А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи /В.А. Якобсон //Древний Восток и мировая культура. М., 1981.


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.