Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегические направления нейтрализации угроз энергетической безопасности государства






 

Для управления энергетической безопасностью РФ необходимо обеспечить

• мониторинг энергетической безопасности по показателям (индикаторам);

• идентификацию существующих и прогнозируемых угроз энергетической безопасности;

• поиск наилучших путей преодоления угроз;

• ввод в действие принятых мероприятий;

• анализ эффективности реализованных мероприятий.

Предлагается создать технологию, основанную на использовании «сценарных» методов управления.

Для создания системы обеспечения энергетической безопасности необходимо выполнение следующих мер[11].

1. Должна быть сформирована система объективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализа формируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанных с ними угроз. Примерный перечень индикаторов энергетической безопасности был приведен выше.

Индикаторы могут быть как количественными, так и качественными, отражающими мнение экспертов. По каждому показателю необходимо разработать границы «нормального» изменения показателя, в рамках которых считается, что угрозы энергетической безопасности нет.

2. Для идентификации уже существующих угроз энергетической безопасности требуется проведение мониторинга показателей. В результате мониторинга энергетической безопасности должно обеспечиваться непрерывное (или периодическое) наблюдение за всей совокупностью процессов и состояний топливно-энергетического комплекса с позиций энергетической безопасности.

Объектами мониторинга являются:

• электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети и другие объекты энергетики, главной хозяйственной функцией которых является снабжение потребителей энергией и топливом;

• территориально-хозяйственные объекты, обеспечивающие надежность, живучесть, резервируемость и взаимозаменяемость в обеспечении населения, территории, и хозяйственные комплексы топливом и энергией;

• системы управления регионом, муниципальными образованиями и производственными комплексами;

• природно-климатические объекты, изменение состояния которых может вызывать крупномасштабные негативные последствия для топливо и энергообеспечения;

• система управления персоналов важнейших энергетических объектов и производств.

Если мониторинг показывает, что показатели не выходят за допустимые границы значений, угроза не фиксируется. Если фиксируется выход некоторого показателя за установленные границы, проводится анализ с целью локализации отклонения, выявления остроты угрозы энергетической безопасности, характера и особенностей их проявления, а также для выявления причин отклонений.

Для анализа может быть использованы заранее составленные сценарии, связывающие перечень угроз со значениями индикаторов. Выявленная причина фиксируется как проблемная ситуация.

3. Для идентификации потенциальных угроз (рисков), проводится периодический анализ ситуации экспертами. Группа экспертов проводит оценку (диагностику) существующего и ожидаемого уровня энергетической безопасности. Сопоставляется перечень возможных угроз с текущим положением дел. При прогнозировании определенной угрозы фиксируется проблемная ситуация.

4. Для выявленных экспертами проблемных ситуаций определяются наилучшие пути их устранения (комплексы мероприятий).

Для каждой из проблемных ситуаций может быть заранее сформирован комплекс мер по нейтрализации угроз (в виде административных и экономических решений). Предлагаемые меры могут быть двух типов: устраняющие ситуацию и компенсирующие. Компенсирующие меры применяются в случае, когда невозможно устранить кризисную ситуацию. Они позволяют, не устраняя проблемы, улучшить значение показателей.

Могут быть разработаны альтернативные варианты мер. В этом случае должны быть разработаны критерии выбора лучших альтернатив (например, время уст-ранения проблемной ситуации, уменьшение потерь, затраты на устранение). Необходимо определить, как сочетаются комплексы мер по устранению каждой из выявленных проблемных ситуаций и выбрать оптимальное сочетание мероприятий.

5. Формируются планы по реализации комплекса мероприятий (с указанием затрат, их источника, сроков, исполнителей) и осуществляется их реализация. В хо-де выполнения мероприятий по преодолению или нейтрализации угроз проводится контроль их выполнения и анализ эффективности.

Для реализации описанной технологии необходимо создать систему управления обеспечения энергетической безопасности (СУЭБ) субъекта РФ. Для работы по данной технологии необходимо провести подготовку кадров, участвующих в обеспечении энергетической безопасности.

Схема управления энергетической безопасностью

Для управления энергетической безопасностью субъекта РФ предлагается схема управления (рис.1), относящаяся к матричному типу управления. Матричная структура используется предприятиями и организациями со сложной деятельностью, действующими в нестабильных условиях, когда возникает потребность в реализации разнотипных масштабных мероприятий.

1. Государственная Дума (ГД). В общей схеме управления реализацией программы она играет роль утверждающей инстанции и осуществляющей общий контроль. В число задач, выполняемых ГД, входят:

• утверждение приоритетных направлений обеспечения энергетической безопасности;

• контроль за ходом реализации мероприятий по обеспечению энергетической безопасности.

2. Глава администрации субъекта РФ. Осуществляет общее руководство. Основные функции, выполняемые им:

• постановка оперативных и долгосрочных целей обеспечения ЭБ;

• общий контроль за бюджетом и финансовой деятельностью;

• обеспечение развития процессов управления и организационной структуры;

• назначение руководителя СУЭБ.

3. Руководитель СУЭБ. Назначается из числа замов главы администрации субъекта РФ. Руководитель выполняет следующие функции:

• осуществляет стратегическое и тактическое управление;

• назначает руководителей направлений и администратора СУЭБ;

• координирует деятельность руководителей направлений;

• разрабатывает совместно с НТС сводный годовой план и формирует сводный бюджет;

• контролирует выполнение годового плана и исполнение бюджета.

4. Руководители направлений (по видам ресурсов). Назначаются из числа руководителей высшего звена субъекта РФ. Их основная задача состоит в привлечении квалифицированной команды для реализации мероприятий по обеспечению ЭБ и в создании ей нормальных условий для работы.

Руководители направлений:

• подбирают администраторов и исполнителей для работы над реализацией мероприятий;

• осуществляют стратегическое и тактическое управление направлением;

• разрабатывают совместно с НТС годовой план и формируют бюджет по направлению;

• контролируют выполнение плана и исполнение бюджета по направлению.

5. Администратор СУЭБ. Назначается руководителем программы. Администратор выполняет функции оперативного руководителя всех мероприятий по обеспечению ЭБ и подчиняется непосредственно руководителю СУЭБ. Он, во-первых, должен обеспечить условия для работы по каждому направлению, а во-вторых, координирует мероприятия по всем направлениям. К числу основных задач администратора относятся:

• оперативное руководство ходом реализации мероприятий по обеспечению энергетической безопасности;

• текущий мониторинг по показателям энергетической безопасности;

• организация оперативного взаимодействия администраторов направлений;

• координация работы по всем направлениям.

6. Администраторы направлений. Назначаются руководителями направлений. Они выполняют функции оперативного руководителя всех мероприятий по направлению и подчиняются непосредственно руководителям направлений, находясь также в оперативном подчинении администратору СУЭБ. Администраторы направлений:

• выполняют оперативное руководство реализацией мероприятий по направлению;

• осуществляют мониторинг по показателям направления.

7. Научно-технический совет (НТС). НТС формируется из представителей высшего руководства администрации субъекта РФ, руководителей и администраторов направлений. Совет выполняет штабные функции при руководителе СУЭБ. Основная цель НТС - определение общей стратегии по обеспечению ЭБ и стратегическое управление реализацией мероприятий. Руководителем НТС назначается руководитель СУЭБ.

НТС решает следующие задачи:

• определение приоритетных мероприятий;

• распределение мероприятий на две группы: к первой относятся мероприятия, которые должны выполняться без дополнительного финансирования (основные мероприятия); ко второй – мероприятия, требующие дополнительного финансирования (дополнительные мероприятия);

• утверждение первоочередных мероприятий, объемов их финансирования и сроков реализации;

• оценка выполнения мероприятий по критериям;

• заслушивание и утверждение отчетов руководителей направлений;

• утверждение изменений в комплексе мероприятий;

• утверждение результатов экспертизы отчетов о реализации мероприятий, проведенных экспертными группами;

• стимулирование работы подразделений и отдельных лиц;

• разрешение конфликтных ситуаций.

8. Рабочая группа (РГ). Включает 2-3 исполнителей, находящихся в подчинении у главного администратора СУЭБ. РГ создается для оперативной координации действий по реализации мероприятий. РГ решает следующие основные задачи:

• подготовка материалов для работы НТС, в том числе рекомендаций по исполнителям мероприятий, срока, объемам финансирования и т.д.;

• оперативная оценка хода реализации мероприятий;

• обеспечение оперативного взаимодействия лиц и подразделений СУЭБ;

• организация работы по оценке эффектов от внедрения мероприятий;

• подготовка информации для НТС о расходовании денежных средств и эффективности их использования;

• подготовка предложений по совершенствованию финансовых, экономических механизмов реализации мероприятий, структуры управления;

• подготовка предложений по корректировке комплекса мероприятий.

9. Информационная система. Представляет собой централизованную базу данных СУЭБ, которая оперативно обновляется и пополняется. База данных должна содержать: показатели энергетической безопасности; границы их «нормальных» значений и фактические значения; перечень возможных угроз (проблемных ситуаций); сценарии, связывающие показатели с проблемными ситуациями; комплексы мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Система должна позволять:

• выявлять проблемные ситуации (угрозы энергетической безопасности);

• выбирать меры устранения угроз, сравнивать их с помощью некоторых критериев и выбирать оптимальные;

• формировать стратегические и оперативные планы по направлениям;

• контролировать ход выполнения мероприятий и оценивать их эффективность.

Централизованная информационная система играет координирующую роль, позволяет исполнителям в максимальной степени использовать результаты работы других исполнителей, использовать единые методики, инструментальные средства.

10. Эксперты. При рабочей группе формируется команда экспертов-консультантов, которые по мере необходимости привлекаются для решения следующих задач:

• оценка качества выполнения мероприятий;

• оказание консультационных услуг НТС;

• подготовка предложений по совершенствованию СУЭБ.

11. Исполнители. Исполнители мероприятий набираются как из сотрудников администрации субъекта РФ, так и со стороны (например, из предприятий АО «Энерго», АО «Водоканал» и т.д.). Привлечение исполнителей осуществляется на основе контрактов на конкретные виды работ с указанием взаимных обязательств сторон. Набор исполнителей осуществляется на конкурсной основе.

Для реализации мероприятий утверждается собственный бюджет. При этом четко разграничиваются мероприятия, которые должны выполняться сотрудниками администрации в пределах штатного расписания, и мероприятия, для выполнения которых используется специальный бюджет, из которого оплачивается выполнение мероприятий. Распределение мероприятий на основные и дополнительные проводится НТС.

Достоинствами предложенной схемы управления являются:

1. Высокая контролируемость, координируемость и управляемость СУЭБ за счет:

• введения администраторов, занимающихся оперативным управлением;

• использования централизованной информационной системы.

2. Высокое качество оценки выполненных мероприятий за счет привлечения экспертов и участников НТС.

3. Возможность привлечения к выполнению мероприятий высококвалифицированных специалистов за счет возможности финансирования.

4. Повышение заинтересованности в успешном выполнении мероприятий как у руководителей, так и у исполнителей за счет возможности финансирования.

5. Возможность оперативного внесения изменений в комплекс мероприятий за счет использования централизованной информационной системы.

6. Сокращение времени сбора отчетной и текущей информации за счет использования информационной системы.

 

Заключение

 

Для обеспечения энергетической безопасности в РФ необходимо решение первоочередных проблем.

1. Должна быть сформирована система объективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализа формируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанных с ними угроз.

2. Необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы – обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях. Предусматривается, что в текущем десятилетии ввиду ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) технологическая модернизация будет происходить в первую очередь на существующих производственных мощностях (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем – путём их коренной реконструкции и создания новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий[13].

3. Потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угля и возобновляемых источников, а также рассредоточение добычи углеводородов из Западной Сибири по другим регионам страны.

4. Важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного развития ТЭК необходимо единство целей и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с законодательством предусматривается следующее разграничение порядка управления энергетикой в центре и на местах.

Федеральные государственные органы разрабатывают нормативно-правовую базу, в том числе законодательную основу функционирования ТЭК и взаимоотношений в обществе в сфере топлива и энергии, в директивном порядке осуществляют координацию и контроль за деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляют стратегическими запасами энергетических ресурсов; устанавливают технические регламенты, стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организацию государственного надзора за их соблюдением; ведут лицензирование месторождений полезных ископаемых и деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ.

Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающие угрозы энергетической безопасности, анализа состояния безопасности регионов России, на этапе реализации Энергетической стратегии предусматриваются разработка и реализация системы оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, использование критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997. №5

2. Глазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны. //

Российский экономический журнал. 1997. №1.

3. Гительман Л., Ратников Б. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002.

4. Фрай, К. «Экология или энергетическая безопасность - что важнее?» Вопросы экономики, №4, 2006. - С. 104.

5. Статистичeский обзор мировой энeргeтики за 2005 г., подготовленный компанией British Petroleum.

6. Л. Гительман, Б. Ратников. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

1 Гительман Л., Ратников Б. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002.

2 Фрай, К. «Экология или энергетическая безопасность — что важнее?» Вопросы экономики, №4, 2006. — С. 104.

3 Л. Гительман, Б. Ратников. «Эффективная энергокомпания». М.: Олимп-Бизнес, 2002

4 Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.