Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В группе и энергии единства в команде






Эти упражнения также проводятся в специально отведен­ные Вами 10-15 % рабочего времени в неделю.

Игровое упражнение «Невидимая связь»

Для проведения этой игры Вам потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу же рваться при сильном натяжении).



Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде



 


Попросите членов команды встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Если у Вас есть возможность включить спокойную музыку, сделайте это. Возьмите моток нитей, ножницы и зайдите внутрь круга. Сделайте глубокий вдох и выдох и расскажите команде такую историю.

«Известно, что давным-давно на свете жил один удиви­тельный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудре­цом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что рань­ше он был обыкновенным человеком, таким, как все.

Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

„Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал муд­рец, — что бы такое предпринять? " —- размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью».

Далее, Вам предстоит, рассказывая историю, обойти каж­дого члена Вашей команды и вложить ему в руки нить.

«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, ко­му мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примире­нии оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.


Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно его хранил, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился „узловатым". Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Когда у каждого члена Вашей команды будет в руках нить, отрежьте ее от мотка и завяжите концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

— Дорогие друзья! — обращаетесь Вы к команде. — Сей­
час вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок муд­
реца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, про­
хладная... Давайте проверим, что может произойти, если каж­
дый потянет ее на себя... Она натянется и станет „резать"
руки. Такие отношения называют „натянутыми"...

— А если, — продолжаете Вы, — кто-то потянет нить на се­
бя, а кто-то не станет этого делать... Что будет, давайте попро­
буем... Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается
в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчи­
вом... О таких ситуациях говорят: „Он тянет одеяло на себя"...

— Некоторые люди, — продолжаете Вы, — предпочитают
надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто
сейчас сделал это, наверное ощутил, как больно нить режет
шею... Про такие ситуации люди говорят: „Посадил себе на
шею"...

— С этой нитью можно проводить разные эксперименты, —
продолжаете Вы, — собственно, многие люди посвящают этому
целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею
или вообще отпустят... В нашей команде это недопустимо. Да­
вайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, кото­
рое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состоя­
ние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Игра закончена, нить можно положить на время обсужде­ния в круг. Потом смотать и убрать. Нить можно хранить ере-



Эффективная команда: таги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде



 


ди ценных вещей и талисманов команды как символ связи между ее членами.

Главный вопрос в обсуждении: «Чему эта игра может на­учить команду?»

Желательно ответы всех членов команды записывать на до­ске, так как этот материал Вы сможете использовать при фор­мировании ценностей команды (это Ваш следующий шаг).

Игровое упражнение «Чудесный ковер»

Для этой игры Вам опять потребуются моток ярких нитей. Лучше, если нитки будут золотого цвета или «радужные». Зо­лотой цвет ассоциируется с теплом, солнцем, энергией, — все это позитивно влияет на формирование энергии единства в команде.

Если есть возможность, включите спокойную музыку и по­просите членов команды встать в круг. Возьмите моток ниток и займите свое место в кругу. Попросите членов команды сде­лать медленные вдох и выдох. Далее, расскажите такую историю.

«Дорогие друзья! Припомните, пожалуйста, все наикраси­вейшие, наипрекраснейшие, сотканные вручную ковры... От них веет особым теплом и очарованием. В чем секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров счита­лось чуть ли не магией. Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются кра­сиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим друг с другом красивые взаимоотношения, наш общий рисунок по­лучается гармоничным... В древности к процессу тканья ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Счита­лось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно со­здать настоящий ковер...

Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы можем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому.


Но чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выра­жение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно — и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит че­рез несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущен по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернется обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер сотканным».

— Позвольте, я начну, — продолжаете Вы, наматывая на
палец конец нити. — Я восхищаюсь вашей открытостью и го­
товностью сотрудничать друг с другом. Я прошу пустить моток
по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец.

Когда моток вновь вернется к Вам, можно продолжать.

— Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появи­
лась форма, — говорите Вы, наматывая нить на другой па­
лец. — Я хочу передать моток вам, Мария (имярек)! Ваша
улыбка озарила солнечным светом сегодняшнее хмурое утро.

Вы передаете моток адресату комплимента. Если он нахо­дится далеко, другие члены команды помогут Вам. Далее, член команды, которому Вы передали моток и доброе слово, нама­тывает нить себе на палец и передает моток другому, говоря то­му добрые слова. Постепенно между всеми членами команды образуются нити. Игра может продолжаться довольно долго: либо пока нитки не закончатся, либо пока все не устанут. Здесь Вам важно поймать настроение команды, ибо «все хоро­шо в меру».

— Посмотрите, — можете сказать Вы, когда ковер станет
достаточно прочным, — какой красивый ковер у нас получил­
ся! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы
в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальца­
ми! Чувствуете, какой резонанс это вызывает?

— Мы уже с вами говорили о том, что между нами протя­
нуты невидимые нити, теперь мы видим, что они образуют ин­
тересные рисунки. Видите, достаточно нам пошевелить паль-



Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде



 


цами, как мы можем быть услышанными. Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.

— Итак, наш ковер соткан. Теперь мы аккуратно опустим
его вниз, на пол и снимем с пальцев.

— Теперь, когда ковер лежит на полу, если хотите, можно
снять обувь и по очереди пройти по нему.

— Чудесный ковер, сотканный нами сегодня, символизи­
рует добрые отношения между нами. Давайте скатаем его
в клубок. Пусть этот ковер, свернутый в клубок, станет нашим
талисманом.

Игровое упражнение «Ожерелье благопожеланий»

Вам опять потребуется моток или мотки разноцветных нитей (лучше золотого, оранжевого или алого цвета). Подготовьте за­ранее длинные и короткие нити. Длинные нити — примерно 70 сантиметров. Короткие нити — примерно 10 сантиметров. Ко­личество длинных нитей соответствует количеству членов Ва­шей команды. Коротких нитей должно быть как можно больше.

Если есть возможность, включите приятную музыку и сядьте в круг. Покажите членам команды нити и скажите:

«У меня в руках разноцветные нити. Есть длинные и короткие. На самом деле, это не простые нити, а искры нашего творчества. Согласно легенде, если собираются вместе люди с чистыми серд­цами и становятся членами одной команды, они могут превратить эти искры в удивительные ожерелья для каждого. Сейчас, пожалуй­ста, каждый возьмите по одной длинной нити, повесьте ее себе на шею и завяжите концы. Это основание ожерелья. А теперь возьми­те себе по „охапке" маленьких искр. Вам предстоит подойти к каж­дому члену нашей команды, сказать ему добрые слова, пожелания и в память об этом завязать узелок из маленькой искры. Так ма­ленькие нити-искорки станут „бусинами" на нити ожерелья».

Члены команды и Вы должны обойти друг друга и завязать короткие нити на длинную нить ожерелья, говоря добрые сло­ва и пожелания.


Эта игра не обсуждается, а ожерелья бережно хранятся.

Как Вы видите, все игровые упражнения построены на ис­пользовании разноцветных нитей. Это не случайно. Нити симво­лизируют истинные, гармоничные связи между Вами и всеми членами команды. Налаживая гармоничные взаимосвязи, Вы формируете энергию единства в своей команде. Кроме того, в гла­зах команды Вы становитесь носителем общечеловеческих сози­дательных ценностей, что постепенно придает Вам статус Настав­ника, Учителя. Для Лидера команды это чрезвычайно важно. Тем более что следующий Ваш шаг как раз посвящен формированию ценностей команды.

ШАГ ШЕСТОЙ:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ КОМАНДЫ

Система взаимоотношений в команде очень тонка, поэто­му так много времени требуется для того, чтобы она сложи­лась. Финальным аккордом этого процесса станет формирова­ние ценностей команды.

Ценности командыэто ее нормы, принципы, правила жиз­недеятельности. К обсуждению ценностей можно неоднократ­но возвращаться в разные периоды совместной работы. Невы­полнение норм влечет за собой деформацию межличностных связей и нарушает работу команды. Поэтому не жалейте вре­мени (имеются в виду 10—15 % рабочего времени в неделю) на формирование ценностей команды.

В процессе формирования ценностей и вытекающих из них норм и правил команды Вы можете идти двумя путями:

♦ первый путь: самостоятельная творческая деятельность команды по формированию ценностей;



Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде



 


♦ второй путь: осмысление общечеловеческих ценностей и их принятие (или непринятие) в систему ценностей команды.

Эти пути не исключают друг друга, и Вы можете двигаться по ним параллельно, а также создавать «точки пересечения».

Первый путь: самостоятельная творческая деятельность коман­ды по формированию ценностей. На этом пути целесообразно ис­пользовать технологию создания общего терминологического поля. Члены команды предлагают ценности, которыми должны руководствоваться коллектив, Вы их записываете, конкретизиру­ете, приходите к общим формулировкам. Далее, на основе выде­ленных ценностей, коллектив обсуждает правила команды, а так­же награды и санкции.

Второй путь: осмысление общечеловеческих ценностей и их принятие (или непринятие) в систему ценностей команды. На этом пути Вам предстоит подготовить формулировки общечеловече­ских ценностей и посвятить работе с ними в команде несколь­ко занятий. Обсуждение общечеловеческих ценностей выведет команду на качественно иной уровень взаимодействия.

Давайте условно, для удобства работы в команде, разделим общечеловеческие ценности на три большие группы.

1. Первую группу назовем, используя афоризм Антуана
Сент-Экзюпери, «Роскошь человеческого общения».

2. Вторую группу назовем «Сокровища практической мудрости».

3. Третью группу определим как «Ценность Созидания».
Последовательно рассмотрим каждую из них.

«РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

Я не раз наблюдала за командами, занятыми обсуждением ценностей, и заметила, что в 80% случаях называются ценнос­ти, связанные с коммуникативной культурой: открытость, де­ликатность, умение слушать и слышать. Действительно, сего-


дня нормальное человеческое общение становится роскошью, даже в командах.

Поэтому, работая над формированием ценностей команды по второму пути, Вы можете специально выделить время для обуче­ния членов своей команды основным приемам человеческого общения. Для этого можно провести специальный коммуника­тивный тренинг, пригласив внешнего тренера, или действовать самостоятельно (в те 10—15 % рабочего времени в неделю).

Если Вы решили действовать самостоятельно, Вам пред­стоит, в первую очередь, обсудить и принять Правила обще­ния в команде. Правила общения в команде

 

Правило Содержание правила
Вежливость и корректность Независимо от качества высказы­ваний партнера сохраняется при­сутствие духа, вежливость и кор­ректность
Простота Все высказывания должны быть простыми, понятными и не содер­жащими специальных терминов
Общий язык Важно использовать язык, по­нятный обеим сторонам, Особен­но партнеру
Краткость Речь должна быть по возможнос­ти краткой
Наглядность Если есть возможность, для убе­дительности можно использо­вать: рисунки, графики, предме­ты, образные сравнения и пр.
Мониторинг эмоций Что бы ни происходило, важно со­хранять внутреннее спокойствие. Эмоции не нужно подавлять, их можно проговаривать в коррект­ной цивилизованной форме

92


Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде


93


 


Однако Правила общения в команде могут остаться лишь пустой декларацией, если члены команды не будут развивать в себе навык активного слушания.

Активно слушать — это значит внимательно слушать и слы­шать то, что говорит партнер, не перебивая его собственными отвлеченными ассоциациями или неуместными репликами.

Многие ошибки команда совершает из-за того, что чья-то интересная идея, предложение, мнение не были услышаны или были неверно поняты. Главная проблема здесь — отсутст­вие умения слушать и слышать другого.

Для отработки навыка активного слушания Вы можете провести два игровых упражнения.

Игровое упражнение «Внимательный слушатель»

Задача этой игры — отработать у членов команды навык внимательного слушания и понимания партнера.

Предложите членам команды разделиться на пары и позна­комьте их с условиями игры:

«В паре: один является Рассказчиком, другой — Вниматель­ным Слушателем. Договоритесь между собой, кто из вас будет Рассказчиком, а кто Слушателем. После выполнения задания вы сможете поменяться ролями. Задача Рассказчика — что-либо рас­сказывать, на любую тему: о новом кинофильме, книге, сортах цве­тов на участке, о погоде, о политике. Задача Слушателя — внима­тельно его слушать, стараться не перебивать. Периодически Слу­шатель кивает головой, говорит „угу",, да-да", „как интересно", „это просто удивительно". Словом, любые короткие фразы, демонстри­рующие вашу реакцию и соответствующие тому, о чем рассказы­вает вам Рассказчик. На это вам отводится 12 минут. После чего Рассказчик замолкает и отдыхает в течение 5 минут, которые нуж­ны Слушателю, чтобы как можно подробнее записать то, что рас­сказал ему Рассказчик».

Если команда согласна, в процессе игры Вы можете прово­дить видеосъемку отдельных пар. В этом случае, при обсужде-


нии сначала просматривается все, что говорил.Рассказчик, по­том группа узнает то, что записал Слушатель.

Когда «страсти утихнут», попросите команду сесть в крут и начните обсуждение игры. При этом Вы можете задавать членам команды следующие вопросы:

— Легко ли рассказывать, когда вас внимательно слушают?

— Легко ли внимательно слушать?

— Что мешало точно воспроизвести все то, о чем говорил
Рассказчик?

— Что необходимо для того, чтобы внимательно слушать?

— Что необходимо для того, чтобы быть услышанным?

— Чему эта игра может научить команду?

Обычно внимательно слушать партнера мешают собствен­ные ассоциации, эмоции, суждения и прочее. Данное упраж­нение необходимо повторять многократно, пока члены ко­манды не скажут, что им легко слушать и понимать партнера, и не научатся максимально «близко к тексту» передавать то, о чем рассказал партнер.

Игровое упражнение «Желающий понять»

На основании умения слушать партнера можно сформиро­вать навык его понимания. Тот, кто хочет понять другого, по­стоянно задает себе вопрос: «Что он имеет в виду?». Желание понять, что имеет в виду собеседник, позволяет сформулиро­вать уточняющий вопрос и получить на него ответ.

В начале игрового упражнения Вам необходимо провести для членов Вашей команды мини-лекцию, чтобы познакомить их с приемами активного слушания. Содержание мини-лек­ции может быть следующим.

«Для того чтобы понять суть идей другого, нужно иметь уверенность, что ты правильно его услышал и понял. Здесь нам на помощь приходят техники активного слушания. Да­вайте с ними познакомимся и потренируемся активно слушать партнера.


94


Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде


95


 


Техника первая«эхо»

Она позволит вам лучше запомнить то, что сказал партнер. Чтобы лучше запомнить — нужно просто это повторить! Как эхо. Только в нашем случае, перед тем как повторить высказыва­ние партнера, мы будем использовать короткую вводную фразу: «Ты сказал...», «Ты говоришь...», «Вы говорите...». А заканчивать повторение фразы партнера можно коротким вопросительным словом: «Так?», или «Это так?», «Я тебя правильно понял?». То есть формула фразы-эхо выглядит следующим образом:

«Вводная фраза (ты говоришь), повторение того, что сказал партнер, короткое вопросительное слово (это так)?»

Эту формулу можно выписать на доске

Ты говоришь,.........., я тебя правильно понял?

Например:

«Для команды главное — сотрудничество» — «Ты гово­ришь, что для команды главное — это сотрудничество, я тебя правильно понял?»

Техника вторая«поддержка»

Эта техника незаменима, когда ваш партнер чрезвычайно эмоционален, возбужден, расстроен. Слушая его, вы исполь­зуете вводные фразы, оказывающие эмоциональную поддерж­ку и демонстрирующие понимание вами чувств собеседника:

«Я понимаю твои чувства....»

«Как, должно быть, это непросто...»

«Это так прекрасно, что....»

«Да, тебе пришлось нелегко...»

«Я очень рад за тебя...» и другие.

После поддерживающей вводной фразы вы повторяете то, о чем говорил ваш партнер. В этом случае допустимо слегка видоизменять фразу собеседника.

Например:

«Ну, как же так! Они опять ссорятся, каждый пытается до­казать, что он прав! Это просто невозможно! Они разрушают командный дух!» — «Как, должно быть, тебе тяжело наблюдать за этими ссорами! Ведь ты болеешь за дух нашей команды!»


Техника третья — «интерпретация»

Эта техника необходима, когда у вас уже есть гипотеза от­носительно сути того, о чем говорит ваш партнер. Но вам не­обходимо проверить свою гипотезу. В этом случае вы исполь­зуете такие вводные фразы:

«Если я тебя правильно понял, ты хочешь сказать...»

«Правильно ли я понял, ты имеешь в виду...»

«То есть ты хочешь сказать, что...»

В конце вашей гипотезы вы употребляете вопросительное слово, как и в случае с техникой «эхо»: «так ли это?», «это ли ты имел в виду?» и пр. Таким образом, формула интерпретиру­ющего вопроса выглядит так:

«Ты имеешь в виду,.... (гипотеза), правильно ли я тебя понял?»

Например:

«Что делать с моими людьми, просто не знаю... Надо приду­мать что-то такое, чтобы они поняли, что дела лучше делать вме­сте. А то каждый мнит себя „пупом земли", каждый хочет, чтобы успех принадлежал только ему одному!» — «Если я вас правиль­но понял, речь идет о сотрудничестве между вашими людьми, о формировании эффективно работающей на общий результат команды, правильно ли я вас понял?»

После мини-лекции выпишите все три техники на доску. Разделив членов своей команды на пары, познакомьте их с правилами игры.

«Один из вас становится Рассказчиком, а второй Активным Слушателем. Задача Рассказчика — познакомить Слушателя с какой-либо своей проблемой или идеей. Например, о том, как улучшить жизнь в команде, семье, государстве; решить важную политическую проблему; усовершенствовать какую-либо техно­логию и пр. Задача Слушателя — постараться как можно точнее понять смысл идеи Рассказчика. При этом Слушатель может за­давать уточняющие вопросы, используя техники активного слу­шания. На это вам дается 15 минут. После чего Слушатель дол­жен записать то, как он понял существо идей Рассказчика».



Эффективная команда: шаги к созданию


Гяава 3. Шаги к своей команде


97


 


По согласованию с командой, игра одной пары может быть записана на видео и просмотрена всеми перед тем, как послу­шать гипотезу Слушателя. Это упражнение необходимо про­водить многократно, пока члены команды не научатся точно понимать и воспроизводить смысл идей партнеров.

Итак, чтобы человеческое общение в команде стало действи­тельно «роскошным», необходимо много тренироваться, вводя такие игры в структуру работы команды.

«СОКРОВИЩА ПРАКТИЧЕСКОЙ МУДРОСТИ»

Для работы с этой группой командных ценностей Вам предстоит:

1. заготовить 22 карточки и перенести на них приведенные
ниже тексты (каждая формулировка на отдельной карточке,
размер карточки произволен);

2. приготовить небольшой красивый ящик или горшок
с землей;

3. запастись семенами быстро прорастающих растений.
Расположитесь всей командой по кругу, в центре которого

будет стоять небольшой столик. На столике можно красиво рас­положить карточки с ценностями, горшок с землей, семена рас­тений, стакан с водой.

Занятие можно начать так: «На этом столике вы видите гор­шок с землей, семена, воду и карточки. На карточках — описание основных жизненных ценностей, которые могут быть положены в основу работы нашей команды и могут стать нашими путевод­ными нитями. Мудрецы говорят, что ценности — это семена. По­этому вы видите на столике семена. Земля — это питательная среда для семян. В нашей команде земля — это особый дух нашей команды. Давайте сейчас наугад возьмем по одной карточке и од­ному семени. Посидите, почитайте определение ценности, по­том мы расскажем друг другу о том, что прочитали. Мы погово-


рим о каждой ценности, о том, как она будет работать в нашей команде. Все это время в наших руках будут согреваться семена. Поэтому когда мы закончим обсуждение, давайте посадим семе­на в землю и польем их водой — пусть скорее прорастают!»

Поскольку карточек с ценностями двадцать две, эту работу можно продолжать 2—3 занятия. Горшок с семенами становит­ся символом ценностей команды, поэтому нужно поместить его на светлое и видное место и ухаживать за семенами.

Когда растения начнут увядать — это сигнал к «обновлению ценностей». Вы можете провести это же упражнение, но с не­большим дополнением: теперь, вытащив карточку с определе­нием ценности, каждый член команды должен рассказать, как он ощущал действие этой ценности в команде и что можно бы­ло бы улучшить в команде на основании этой ценности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.