Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиограмма журналистской профессии.






Категория Профессиограммы Признаки профессиограммы журналиста.
1. Общие признаки профессии Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной, социально-ориентирующей, коммуникативной, информационно-управляющей, просветительской, рекламной, рекреационной функциями.
2. Подготовка кадров.  
2.1. Тип образования. Открытая профессия, в которой могут работать люди с разными типами образования, однако предпочтительна журналистская, филилогическая, вообще гуманитарная или специальная (в той области, которая является сферой публикации), или специальная + журналистская, полученная в ВУЗе или на курсах (например, журналист-экономист).
2.2. Социально-демографические характеристики кадров. Возраст – средний, около 35-40 лет, хотя в зависимости от специализации и типа деятельности, варьируется от молодого до среднего и выше. (Репортёр, как правило, молодой) Пол – любой, хотя в основном работают мужчины (60-65%), так же многое зависит от специализации. (Например, женщины о моде, мужчины об автомобилях). Опыт работы – для узких специалистов желателен опыт дожурналистской работы в сфере специализации.
3. Тповые производственные показатели работы.  
3.1. сфера деятельности и труда. Творческий, самостоятельный и исполнительный при широких контактах с людьми в сфере информации, упарвления, материального и духовного производства и т.д.
3.2. Типы основных орудий труда.  
3.2.1. Вещественное орудие труда. Орудие, предназначенное для создания, переработки и передачи информации. (Камера, компьютер, ручка и т.д. и т.п.)
3.2.2. Функциональное орудие труда Выразительная устная и письменная речь, образные средства, изображение и звук, мимика, жест. И др. признаки профессионального поведения. Система задач и правил поиска и преобразования информации.
3.3. Информационные признаки, характеризующие типовые, производственные показатели работы.  
3.3.1. Особенности деятельности по признаку «индивидуальное-коллективное» Работа индивидуально-коллективная, с устойчивым разделением труда, но нередко изменяющимися функциями (творческая, организаторская, редакторская и т.д.) Работа коллективная в процессе выхода публикации (а для теле-, и радио- журналистов – коллективный характер труда, связанный с процессом создания передач). Количество группы зависит от типа редакции и цели конкретного издания.
3.3.2. Особенности по признаку самостоятельности работников. Самостоятельная, творческая, но с элементами исполнительности.
3.3.3. профессиональные деловые контакты. Широкие, разным, и постоянно меняющимся кругом лиц разных специальностей и должностного статуса.
4. Информационные признаки, характеризующие типовые, производственные показатели работы.  
4.1. Предмет деятельности Предмет деятельности – это актуальные события действительности во всех сферах, информация об актуальном изменении действительности.
4.2. Цели, функции. Удовлетворение потребности общества как системы, и отдельных его групп в актуальной информации. (информирование, просвещение).
4.3. Типы деятельности, важнейшие производственные операции, обязанности. Литературно-творческая познавательная деятельность, создание журналистских публикаций, редактирование различного вида текстов, работа с ретранслируемой информацией, работа с авторами и письмами в редакцию. Планирование, организационная работа, участие в производственном процессе выхода продукта, участие в рекламной и коммерческой деятельности.
4.4. Виды трудностей. Высокая степень социальной ответственности. Высокая степень психологической стрессовости. Опасности для здоровья и жизни. Высокая степень риска. Частные командировки. Высокий темп труда. Ненормированность рабочего времени. Трудности работы с источниками информации. Творческие трудности при создании текстов. Трудности в общении с людьми в процессе сбора информации. Сложности общения в творческом коллективе редакции. Трудности в отстаивании независимости, выражения в публикации собственной позиции, отличной от позиции владельцев или учредителей органов информации. Сложности учёта и выражения интересов аудитории, особенности её восприятия информации.
Условия труда.  
5.1. Микроклиматические условия. Работа в помещении, часто на открытом воздухе, в разных климатических условиях.
5.2. Режим и ритм труда. Ненормированный рабочий день в разное время суток. Работа творческая, разнообразная, е монотонная, динамичная.
5.3. Основные виды профессиональных вредностей. Быстрый темп, оперативность, непредсказуемость ситуации, их стрессовость, высокая степень риска, физические и нервные перегрузки.
5.4. Социальные и социально-психологические условия, гигиенические условия труда. Высокая степень социальной ответственности перед аудиторией. Высокая степень профессиональной несвободы. Высокая степень психологической стрессовости. (отсюда болезни сердца, нервные, желудочные болезни, бессонница и т.д.)
6. Психологическая характеристика профессиональной деятельности.  
6.1.1. Сенсорные процессы и перцептивные действия (связанные с непосредственным отражением реальности, органами чувств) Связь между субъектом и объектом деятельности в процессе сбора информации – непосредственная и опоследственная. В процессе общения с аудиторией – опоследственная каналами связи. Хотя, может быть непосредственной (Интерактив, например). Информация обычно достаточно легко воспринимается, но иногда смысл и сущность восприятия затруднены по разным причинам.
6.1.2. Преобладающие виды сигналов и загрузка сенсорных каналов. Содержание зрительного восприятия (Ситуации, социальные объекты, их поведение, природные объекты). Всё, что мы видим. Содержание слухового восприятия (беседы с людьми, разговорно-официальная речь). Особенности тактильного восприятия (набор текста, работа с техникой)
6.2. Умственная деятельность.  
6.2.1. Общие характеристики умственной деятельности. По соотношению умственной и практической деятельности (в основном умственная). По виду умственной деятельности. (Информационная спецефическая деятельность, универсальная, программная, между различными сферами). По соотношению чувства и логики (50\50) По темпам и интенсивности (высокая степень быстроты) По объёму и значимости специальных знаний: широкий кругозор + более углублённое знание в одной или нескольких областях.
6.2.2. Особенности умственного процесса: внимание, наблюдение, память, представление, мышление. Восприятие (наблюдение): точное восприятие, хорошая ориентация, умение улавливать детали. Внимание: По видам: слуховое, зрительное, произвольное, распределяемое, переключаемое, устойчивое. По объекту наблюдения: динамическое и статическое состояние чего-либо, с преобладанием динамического. По функциям наблюдения: фиксирующее, исследующее, оценивающее, контролирующее. Память: используются различные виды памяти. (зрительная, моторная, слуховая). По содержанию: Наглядно-образный изобразительный материал. Словесно-логический материал. Форма, цвет, величина, расположение, особенности предметов. Полимодальные представления (сочетание различных образов). Запоминание. По видам и формам: произвольное и непроизвольное, краткое и долговременное, точное и быстрое и т.д. Произвольное воспроизведение. Осмысленно – выборочное. В соответствии с целями создания журналистского текста. Воспроизведение полное. Но не всегда полное в связи с профессиональными задачами. Достаточно высокая скорость воспроизведения. Мышление. Типы мышления: Смешаный, образно-логический, практический, обзорный, широкий, практическо-оперативный (в условиях устойчивого стандартизированного трудового процесса, в условиях динамичности трудового процесса и изменения условий работы), теоритический.
6.2.3. Особенности речи. Активная речь (Словарный запас, культура речи, грамотная речь, дикция, скорость произношения.) Коммуникотивное воздействие: установление контактов и отношений между людьми, обмен информацией при коллективной работе, передача информации массовой аудитории, убедительность, простота, выразительность и т.д.
7. Моторные действия. В зависимости от профессиональных обязанностей, связаны с техническими средствами журналистики.
8. Нервно-психологическая напряжённость в работе как эмоциональный фон трудовой деятельности. Высокий уровень социальной ответственности, стресс, избыток или недостаток информации, широкие контакты, дефицит времени, высокий темп работы, высокая мобильность и активность, высокие эмоциональные затраты энергии, возможность опасности для здоровья и жизни, возможность экстремальных и конфликтных профессиональных ситуаций, напряжённость окружающей обстановки (новизна).
9. Интегральные качества личности, имеющие существенные значения для успехов в работе. Творческие способности: Литературные способности, хорошее владение языком, творческая интуиция, повышенная впечатлительность, острота восприятия, умение «надеть» роль другого человека. Профессиональные ориентация и качества. Гражданские качества и социальная ответственность. Гуманность и моральные качества. Интеллектуальные познавательные качества. Быстродействие. Помехоустойчивость (стрессоустойчивость). Выносливость (Психологическая и физическая). Уравновешенность. Активность. Волевые качества. Трудолюбие.
10. Интегральные психологические показатели. Приём = отдача информации. Преобладание поисковых компонентов. Преобладание умственных компонентов. Гармоническое сочетание чувств и логических компонентов. Широкие социальные связи. Преобладание ситуаций, взывающих эмоциональную напряжённость и работа в постоянно меняющихся ситуациях.

 

 

11. Основные виды деятельности журналиста, функции, цели и задачи его профессиональной работы.

 

В труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Это

прежде всего:

а) публицистический;

б) редакторский;

в) организаторский;

Организаторская деятельность журналиста.

Можно выделить несколько направлений – это:

а) поддержка контакта с активом газеты;

б) заказ внештатным авторам материалов для газеты и подготовка их

к печати;

в) руководство обсуждением актуальных проблем за «круглым сто-

лом» в редакции;

г) руководство акцией;

д) дежурство на выпуске номера газеты, участие в редакционных ле-

тучках, разработка плана спецвыпуска.

Для главного редактора, его заместителя организа-

торские обязанности становятся основной и важнейшей частью их дея-

тельности. Для остальных творческих работников редакции многофунк-

циональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быст-

рый переход от литературной работы к другим обязанностям становятся

особенностью их деятельности.

 

Репортёр (корреспондент).

Как правило, в большинстве редакций, большинство репортёров-универсалов. (не зависимо от тематики и т.д.), в крупны организациях существуют специализации репортёров:

«По горизонтали» - Работа одного корреспондента в определённой сфере жизни.

«По вертикали» - Работа одного корреспондента над новостями определённого региона или страны.

При горизонтальной спецификации работа может помешать доступности материала, существует опасность «замыливания глаза» (т.е, новости, которые корреспондент может упустить, посчитав не слишком важными, окажутся для читателя (зрителя) важными).

Профессиональное ремесло репортёра можно отнести к 4 вещам:

1. Отделение фактов от мнений.

2. Оказаться в нужное время в нужном месте.

3. Собрать необходимую информацию о событии, и оценить степень необходимых возможностей, подготовить текст.

4. Организовать быструю выдачу информации в эфир.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.