Психологическое направление
| Предмет изучения направления
| Основные положения направления
|
Фрейдизм и неофрейдизм
| метод анализа
свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ
и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных)
действий человека.
| что поведение человека определяется не только и не столько сознанием,
сколько бессознательным.
|
Бихевиоризм
| Основными научными понятиями бихевиоризма стали ≪ стимул≫ (раздражитель
из внешней среды), ≪ реакция≫ (ответ организма на раздражение)
и ≪ связь≫ (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота
схемы S - R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает
возможность легко использовать количественное описание психологического
явления и применять математические методы для обработки
результатов его исследования.
| направление в зарубежной психологии, возникшее в начале
XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и
сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом
ответа организма на воздействия внешней среды.
|
Гештальт психология
| Восприятие как психический познавательный процесс, напр., у геш-
тальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не
описываются через свойства её частей. По их мнению, внутренняя системная
организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него
входящих. Понятие фигуры и фона - важнейшие в гештальтпсихология.
| изучения
психики с помощью целостных структур - гештальтов, первичных по
отношению к своим компонентам.
|
Гуманистическая психология
| Модель идеальной личности
Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое,
в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных
событий. Исследование животных считается непригодным для понимания
психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа
гуманистическая психология утверждает, что человек изначально
добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п.
возникают как результат воздействия окружающей среды.
| а)человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения; в)человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность; г)человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д)человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е)человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
|