Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феминистская психология






Понятие феминистской психологии только начало складываться. Сандра Хардинг, занимающаяся философией науки, сделала следующую классификацию феминистских подходов к изучению гендера: 57

• Подход с точки зрения позиции феминизма. Предполагается,
что женщины существенно отличны от мужчин и должны
изучаться отдельно, сами по себе.

Феминистский эмпирический подход. Утверждается, что женщины могут существенно отличаться от мужчин, а могут и не отличаться, но только точные измерения могут показать, в чем их сходство и в чем отличия.

• Феминистский конструктивистский подход. Доказывается, что
фемининные черты конструируются и являются изменчивыми,
поэтому попытки их как-либо измерить ведут к заблуждениям.

57 S. Harding, The science question in feminism (Itaca, New York: Cornell University Press, 1986).


342

Существующие в настоящее время гендерные исследования в психологии могут быть с большей или меньшей степенью строгости отнесены к одному из этих подходов.58 Психологические исследования, проведенные с позиций феминизма, показывают роль женщин-психологов в развитии психологии: 59 она состоит в том, что напоминает и акцентирует, что психология женщин и женский опыт — это как раз половина человеческого опыта. Они занимались изучением психологии и опыта именно женщин, преследуя и определенные политические цели по изменению патриархатной психологии и гендерного неравенства в обществе.

Феминистский эмпирический подход (примером может служить работа Маккоби и Джэклин60) более ориентирован на установление гендерных различий, а также на демонстрацию того факта, что существует не так уж много статистически или социально значимых различий между способностями и качествами личности женщин и мужчин. Однако этот подход подвергался критике со стороны представителей феминизма в связи с тем, что в его рамках используются традиционные психологические теория, методы и способы анализа, не учитывающие специфики изучаемого объекта — а именно специфический женский опыт.

Представители конструктивистского подхода (например, Харе-Мастин и Маресек61) придерживались точки зрения о том, что гендерные различия скорее конструируются, а не просто измеряются и описываются. Многие феминистские психологи, например, У. Холлвэй, 62 отходят от исследований гендера как продукта или результата, но изучают процессы, посредством которых он конструируется и в результате которых возникает. Ак-

58 Достаточно подробный их анализ приведен в работе С. Percy, «Feminism»,
Gender and Psychology (London: Arnold, 1998), pp. 27-40.

59 Примером могут служить следующие исследования: Н. Lips.Sex and gender:
an introduction
(Mountainview, CA: Mayfield Publishing Company, 1993); J.
Hyde, Half the human experience (Lexington, MA: D.C. Health & Company.
1996); M. Matlin, The psychology of women (Fort Worth, TX: Harcourt Brace,
1996).

60 E. Maccoby and С Jacklin, The psychology of sex differences (Stanford: Stanford
University Press, 1974).

61 R.T. Hare-Mustin and J. Marecek, eds., Making a difference: psychology and
the construction of gender
(New Haven: Yale University Press, 1990).

62 W. Hollway, «Beyond sex differences: a project for feminist psychology».
Feminism and Psychology, 1994, 4, 4: 5538-5546.


цент на изучении таких процессов обусловил и методы их исследования — качественные, и в первую очередь, анализ дискурса, изучение языка как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности. В качестве примера можно привести имена Мэри Кроуфорд в США и Маргарет Вэзерол в Великобритании. Безусловно сильная сторона данного подхода состоит в его междисциплинарных связях с политическими науками, культурологией, социологией, литературоведением и в попытках создать на данной основе изменяющуюся и социально ориентированную психологию.

В 90-е годы фокус исследований гендерной психологии несколько сместился: основной интерес стали вызывать работы, направленные на изучение различий среди самих женщин и внутри категории женского опыта. Появились исследования, показывающие различия не только в сфере женской гетеросек-суальности, но и женской гомосексуальности (например, Дж. Китсингер, 63 С. Уилкинсон64); изучающие женщин с различной расовой и этнической принадлежностью (К. Бхавнани и др.65), здоровых и инвалидов (например, Дж. Моррис66), психически здоровых и больных (Дж. Ашер67) и т. д.

Еще одно направление, начавшее развиваться в рамках гендерной психологии, — изучение мужчин и маскулинности; концептуальные и методические наработки, уже полученные в феминистски ориентированной психологии, переносятся и на изучение мужчин.68 Мужские исследования возникли не как некий ответ на женские исследования, а в результате осознания сложности и неоднородности самой категории «мужчина». Как

63 J. Kitzinger, «Sexual violence and compulsory heterosexuality», Feminism and
Psychology,
1992, 2: 399-418.

64 S. Wilkinson and C. Kitzinger, eds., Heterosexuality: a feminism and psychology
reader
(London: Sage, 1993).

65 K.K. Bhavnani and A. Phoenix, eds., Shifting identities, shifting racism: a
feminism and psychology reader
(London: Sage, 1994).

66 J. Morris, ed., Encounters with strangers: feminism and disability (London:
The Women's Press, 1996).

67 J. Ussher, Women's madness: misogyny or mental illness? (London: Harvester
Wheatsheaf, 1991).

68 N. Edley and M. Wetherell, Men in perspective: practice, power and identity
(London: Harvester Wheatsheaf, 1995).


344

отмечают Е. Гапова и А. Усманова, помещая одну из работ по данной проблематике69 в Антологию гендерной теории, первые работы по маскулинности были в основном сосредоточены не на белых мужчинах среднего класса, а на маргинальных типах маскулинности, связанных с расовой или этнической принадлежностью или сексуальной ориентацией.70 Мужские исследования включают в себя изучение проблем маскулинности, мужской идентификации, мужского тела, гомосексуальности и др. Такие исследования проводятся не только за рубежом, но начали проводиться и в отечественной науке (см. работы И.С. Кона, 71 А. Синельникова72 и др.).

Заключение: значение гендерных исследований в психологии

Таким образом, на основании приведенных выше данных можно сделать следующие выводы.

1. гендерные исследования стали неотъемлемой частью
психологической науки. гендерная проблематика стала вычле
няться в разных областях психологии — при изучении когни
тивной и эмоциональной сфер, межличностных взаимодействий,
идентификации и социализации, а также механизмов, на основе
которых строятся социальные отношения.

2. Методологические основания гендерных исследований, с
определенной долей условности, могут быть разделены на две
группы. К одной из них примыкают все так называемые пози
тивистские — биологически или социобиологически ориентиро
ванные теории, делающие акцент на биологической детерминанте






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.