Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальный стиль: настроение, скорость, ритм и звук






Киртан – это молитва, положенная на музыку. Однако, назначение этой музыки не только в том, чтобы быть фоном для воспевания. Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет в своей Мадхурйа Кадамбини (5), что люди, нечистые сердцем, испытывают наслаждение от киртана только если он приятен для слуха и качественно исполнен. На фестивале в Майапуре 1977 года некоторые преданные организовали " конкурс киртана". Группы как местных бенгальских киртанийев, так и преданных ИСККОН из центров по всему миру по очереди делали короткие выступления, включающие пение и танцы. Идея была в том, чтобы вдохновить на участие в киртанах, и это было принято с энтузиазмом. Однако, Шрила Прабхупада дал понять, что ему это не понравилось, и это был последний проведенный в Майапуре конкурс киртана[28].

В чистоте – сила хорошего киртана. Музыкальная аранжировка вторична. Однако, важно, чтобы музыка была хорошей, поскольку Кришне это нравится, и это природа души – наслаждаться.

А еще музыка может помочь возвысить сознание, когда она правильно исполняется. Поэтому наши предыдущие ачарйи основательно развили науку о музыке для улучшения эффекта от киртана. Однако если мы придаем больше значения музыке, чем смыслу песни, мы снова упускаем самое главное.

Другой музыкальный инструмент, если он играет, его внимание сосредотачивается на этом инструменте, а не на воспевании. " Нам нужно следить за мелодией, правильно ли она играется." Но это не хорошо. Мы должны концентрироваться на слушании Харе Кришна. Именно это – бхакти. (Комнатная беседа, 26 декабря 1976 г., Бомбей)

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур однажды написал, что " Приятная мелодия, время, ритм сами по себе не составляют Хари-киртан Гаудийа Матха; они есть даже в звуках, издаваемых грамофоном или проститутками." (Из " Хармониста", том XXV, № 1, июнь 1927 г.)

Киртан, приятный с точки зрения музыки, может привлечь ум, но киртан, представляющий собой настоящую молитву, достигает души. Настоящий киртан может исполняться тем преданным, который убежден, что Кришна – Верховная Личность Бога, и чья песня – это отчаянная молитва о том, чтобы быть занятым в служении Ему. Убежденность звучит в голосе такого чистого преданного и побуждает Кришну появиться в форме Своего имени в сердцах участников такого киртана.

Основа воспевания – в прославлении Господа, а не в привлечении толпы. Если Кришне нравится то, что Он слышит, то Он попросит каких-нибудь искренних преданных собраться в таком месте. (Письмо к Субале, 12 ноября 1967 г.)

Преданным следует стараться петь, как Шрила Прабхупада – не механически, а с великим чувством преданности. Голос Шрилы Прабхупады – это непосредственно голокера према дхана харинама санкиртана – звук духовного мира.

Тем не менее, даже самое искреннее воспевание более привлекательно, если сопровождается хорошим музыкальным сопровождением. Лучше всего, если есть и то, и другое: искренность в сочетании с музыкальными способностями.

Пение Харе Кришна не требует никакого искусственно развитого художественного чувства, но все же, если эта церемония представлена с хорошим ритмом, то люди могут больше привлечься трансцендентной музыкой. (Письмо к Упендре, 1 июня 1968 г.)

Совершенство киртана достигается, когда музыка исполняется должным образом, а молитвенное настроение преданных подлинно.

Исполняй киртан очень ритмично и мелодично. (Письмо к Мукунде, 11 июня 1968 г.)

Шрила Прабхупада учил стилю киртана, который был мелодичен и привлекателен, но при этом прост и легок для повторения. Еще в 1968 году Шрила Прабхупада писал об обучении группы киртана для сценического исполнения.[29] Письма этого периода показывают, что Шрила Прабхупада предпочитал киртан, приятный с музыкальной точки зрения, и, самое главное, привлекательный своей преданностью. " Шрила Прабхупада Лиламрита" описывает, как Шрила Прабхупада тщательно готовил преданных, которых он отправлял в Лондон.

Прабхупада попросил эти три супружеские пары остаться с ним в Монреале на одну-две недели, чтобы он мог обучить их качественному исполнению киртана. Пение Харе Кришна было не театральным представлением, а демонстрацией преданности, правильно исполняемой только чистыми преданными, а не профессиональными музыкантами. Однако, если бы ученики Прабхупады стали искусными певцами, лондонцы смогли бы лучше оценить сознание Кришны. В каждодневных репетициях киртана Прабхупада учил преданных петь Харе Кришна и другие ваишнавские песни, начиная с медленного темпа и постепенно ускоряясь.[30]

Вот как Реватинандана дас описывает лекцию Шрилы Прабхупады о киртане.

Он сказал, что хороший киртан длится 30-40 минут и все первые 30 минут киртан поется медленно, а затем он ускоряется до кульминации в течение последних 10 минут. Ему нравились медленные киртаны. Также на публичных программах, везде, где были гости, он почти всегда пел (поет стандартный мотив Харе Кришна) или какие-то столь же простые мелодии, медленно и только понемногу ускоряя. Он не любил аккорды, и ему не нравилось использование мелодических инструментов во время киртана, поскольку мелодии инструментов отвлекали бы от слушания мантры; хотя ему нравился ритм. Шрила Прабхупада говорил, что физгармонии и другие мелодические инструменты не предназначены для киртана, поскольку слух будет следовать за музыкой и отвлекаться от святых имен. Ритмические инструменты годятся, сказал он, поскольку они усиливают склонность танцевать, а танцы в свою очередь пробуждают преданность.

В соответствии с духом этих наставлений, есть несколько моментов относительно музыки, о которых преданные вообще, и ведущие киртана в частности, должны быть осведомлены. Киртан, исполняемый с учетом этих указаний улучшит течение бхакти к Кришне. И наоборот, если киртан исполняется без энтузиазма, как развлечение, или если он неприятен музыкально из-за того, что у преданных нет слуха (то есть они не способны следовать мелодии или ритму), то эффект порождения преданности будет слабым.

В общем, киртаны должны начинаться медленно и плавно развиваться. Ведущий не должен пускать киртан на самотек. Хороший ведущий киртана знает, как начать киртан в медленном или умеренном темпе и постепенно наращивать его до стабильной или слегка увеличивающейся скорости. Или, он может начать на какой-то стабильной скорости и держаться ее. Киртан, поддерживаемый на стабильной скорости может продолжаться долгое время без перерыва. Стабильный темп подходит для гарциозных танцев и не очень быстро истощает энергию преданных. Сатсварупа дас Госвами отмечает:

Обычно Шрила Прабхупада не разгонял киртан до бешеного темпа, чтобы затем остановиться и начать с начала. Он постепенно наращивал темп до стабильного, умеренно-медленного ритма. Это давало возможность войти в киртан и медитировать на воспевание. Мелодия была простой, и он не менял ее. (Медитации на Прабхупаду III, стр. 10-11)

Тем не менее, сейчас киртан по принципу " медленно-быстро-остановка-возобновление" общепринят в ИСККОН. Быстрый киртан обычно невозможно продолжать долго, поскольку преданные, которые играют на мридангах или танцуют, быстро устают. Также, хотя быстрый киртан может быть возбуждающим и захватывающим, по прошествии нескольких минут он уже не звучит столь же приятно, как киртан на стабильной скорости. Так что, когда достигается высокий темп, он доводится до кульминации довольно скоро. Затем киртан начинается с начала, медленно. Этот процесс наращивания киртанов от медленного к быстрому, чтобы затем снова начать медленно, должен происходить постепенно, как это описывает Шрила Прабхупада: " В Бенгалии у нас есть стиль киртана, когда мы медленно наращиваем его, пока он не становится очень быстрым, и затем они останавливаются и начинают с начала и снова медленно." Дживананда Много раз останавливаться и начинать с начала – это не очень хорошо звучит. Еще один прием – это когда, прежде чем темп киртана выйдет из-под контроля, ведущий меняет ритм и темп с быстрого назад на стабильный.

Обычно скорость и громкость взаимосвязаны. По мере нарастания темпа, громкость также увеличивается. Действует правило – следовать за ведущим. Инструменты должны звучать тихо, когда ведущий поет тихо, и постепенно усиливать звук по мере нарастания темпа.

Некоторые преданные отождествляют " хороший киртан" с " громким, быстрым, бешеным киртаном". Они знают только две скорости: быстро и очень быстро. Конечно, мы хотим, чтобы киртаны были захватывающими – но не просто страстными. Киртан не обязан быть, и не должен всегда быть быстрым, громким и тяжелым. Медленные киртаны, с концентрацией исключительно на святые имена, обладают своей особой привлекательностью, которая особенно способствует вхождению в глубокую медитацию на имена. К несчастью, такие киртаны мало известны в нашем обществе.

Иногда киртаны разгоняются до такой степени, что становится невозможно произносить святые имена. Вся цель киртана, целиком – прославление имен Бога – теряется в неистовстве грохота и треска. Но киртан – это не мирская деятельность, предназначенная для нашего развлечения или избавления нас от неудовлетворенности.

Следует понимать, что Шри Чайтанья Махапрабху пел и танцевал под влиянием духовной энергии наслаждения. Шри Чайтанья Махапрабху не считал святое имя Господа материальным звуком, и любой чистый преданный также никогда не допустит подобной ошибки и не будет воспринимать пение мантры Харе Кришна как разновидность музицирования. (ЧЧ Ади 7.95-96, комментарий)

В некоторых храмах энергичные молодые преданные доминируют в киртанах, не принимая во внимание, что другие преданные могли бы иногда предпочесть более спокойное подношение песни Богу. Однако, " низковольтные" преданные не должны порицать своих более " заряженных" духовных братьев за то, что они вовлекают свою энергию в йуга-дхарму. Гораздо лучше, если киртаны будут немного возбужденными, чем скучными и безжизненными. Живые киртаны помогают поддерживать в нас вдохновение и особо могущественны в устранении анартх.

Если киртан исполняется либо без энтузиазма, либо с энтузиазмом, но в качестве развлечения, он не может быть приятным для Кришны. Поэтому, хотя Шрила Прабхупада приветствовал энергичные киртаны, он также давал понять, что они не должны быть слишком буйными и хаотичными.

Киртан – это также преданное служение, и должен проводиться в настроении служения, с молитвой: " Харе Кришна – о Радха, о Кришна, пожалуйста, займите меня в служении Вам." Нам не следует петь или танцевать эгоистично, чтобы привлечь внимание других. Сознательно или нет, мы можем пытаться произвести впечатление на других, включая представителей противоположного пола. Особенно следует остерегаться проявления манер рок-музыкантов, строящих из себя героев – покорителей женских сердец. Мы должны петь, чтобы удовлетворить Кришну, и ни по каким другим причинам.

Шрила Прабхупада однажды остановил показной киртан одного своего ученика.

На одном из международных фестивалей во Вриндаване Шрила Прабхупада отверг пение одного из своих учеников. Этот преданный прежде был вокалистом в группе, и его киртаны очень нравились преданным, особенно преданным из того же храма, что и он. Но когда, с показным профессионализмом, он начал вести гуру-пуджу в присутствии Прабхупады, заставляя мелодию звучать как рок-н-ролльная баллада, Прабхупаде это не понравилось. Он покачал головой и дал указание, чтобы кто-то другой вел киртан. Этот " великий" певец киртанов был сокрушен таким отторжением, еще одной формой милости Прабхупады.[31]

Смирение, а не хвастовство – есть подлинное настроение при проведении киртана, как продемонстрировал Господь Чаитанйа.

Я никогда не пел и не танцевал из желания показать Себя. Я танцую и пою, потому что твердо верю в слова Моего духовного учителя... не Моя заслуга в том, что Я танцую и пою, это происходит само собой, по милости Верховного Господа. (ЧЧ Ади 7.95-96, комментарий)

Преданным следует быть осторожными, чтобы не попасть под влияние осквернений сахаджийи, процветающих в современном бенгальском киртане, таких как показная преданность и очень жеманный стиль. Многие бенгальцы поют жалобно, как будто их сердца вот-вот разорвутся, и некоторые из наших западных преданных успешно скопировали этот стиль. Некоторые даже переняли манерность и гримасы настоящих бенгальских сахаджиев. Однако показная скорбь и экстравагантное поведение определенно нежелательны в киртане. Хотя немного артистизма не помешает, чрезмерная выразительность не годится. Лучше подняться на полностью духовный уровень служения святому имени и забыть все искусственные, привнесенные извне проявления.

Следует понимать, что Шри Чайтанья Махапрабху пел и танцевал под влиянием духовной энергии наслаждения. Шри Чайтанья Махапрабху не считал святое имя Господа материальным звуком, и любой чистый преданный также никогда не допустит подобной ошибки и не будет воспринимать пение мантры Харе Кришна как разновидность музицирования. Господь Чайтанья не пытался быть хозяином святого имени; напротив, Он учил нас служить хари-наме. Если человек поет святое имя напоказ, не зная секрета успеха, это, возможно, благотворно повлияет на его печень, но не поможет достичь совершенства в пении святого имени.[32]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.