Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О стиле живописи картин






 

«Суть в том, что эти изображения должны быть реалистичны. Не то, что ты сделаешь Кришну веселеньким шаблонным персонажем мультфильма. Идеи хиппи тоже не подходят. Какой бы техникой ты ни пользовался, изображение должно быть реалистичным. Так будет хорошо».

Из письма Шрилы Прабхупады Мадхусудане, 18 августа 1971

 

«Это нехороший стиль живописи. Это художественный стиль для удовлетворения чувств, только и всего. Я не могу поощрять такой стиль, это следует немедленно прекратить. Изображения должны быть подобны Божествам – соответствующими принятым нормам и достойными поклонения. Этот способ изображения сентиментален и не уполномочен. Картины должны быть такими, как пишут наши художники в Нью-Йорке. Не вводи никаких новых стилей».

Из письма Шрилы Прабхупады Мадхудвише, 8 декабря 1973

 

Уборка в храме и украшение Божеств делаются для прославления Кришны, для привлечения посетителей храма к Кришне и для Его удовлетворения, для служения Ему без причинения Ему беспокойств и для собственного очищения

 

«Чем лучше вы моете храм, чем изящнее украшаете Божества, тем больше очищается ваше сердце, и вы становитесь украшенными духовно. Чистота – сестра праведности. <...> Материальный мир означает грязные вещи, а духовный мир – чистые».
Лекция Шрилы Прабхупады по прибытии в Калькутту, 04.02.1977

 

«Я прошу еще об одном: чтобы всё в храме содержалось в опрятности и чистоте. Каждый должен мыть руки, прежде чем касаться вещей Кришны. Мы должны всегда помнить, что Кришна является самым чистым, и аналогичным образом только тот, кто чист, может общаться с Ним. Чистота – сестра праведности».
Из письма Шрилы Прабхупады Нандарани, Кришна деви, Субале дасу и Уддхаве, 03.10.1967

 

«Ришабхадев: Вишнуджана постоянно вел киртаны – как на улице, так и в храме. После целого дня пения он ложился спать последним, рассказывая истории о Верховной Личности Бога. Даже вернувшись поздно вечером с Голливудского бульвара, он шел в кухню, и если там были грязные кастрюли, он начинал их мыть. Он был таким источником вдохновения!

Хотя в храме были и другие лидеры, все спонтанно обращались за вдохновением к Вишнуджане. Он также проводил все лекции. Он был комендантом храма и столько работы выполнял сам, что каждому хотелось спросить его: «Могу я что-нибудь сделать?» Он делал столько, что все просто подходили и спрашивали, чем они могут помочь.

Я помню, как однажды он открыл мне тайну мытья кастрюль: «Поскольку это кастрюли Кришны, вы, в действительности, очищаете свое сердце. Вы очищаете сердце и одновременно моете кастрюли».

Из книги Ваясаки даса «Радха-Дамодара виласа», том 1

 

«Прабхупада всегда держит у себя в сундучке почтовые весы и губку для наклеивания почтовых марок. С самого начала он наставлял нас в чистоте, что очень напоминало заботу любого родителя.

 

«Мойте руки, совершайте омовение, не кладите пальцы в рот. Содержите всё в чистоте. Не грызите ногти. Меняйте одежду. Выньте карандаш изо рта. Не касайтесь ног. Хорошо убирайте».

 

Забывшись, я облизываю почтовую марку прямо перед ним. Его глаза широко раскрываются в шоке (от неожиданности). «Ооо! Хаягрива! Ты забыл!»

 

Как справедливо! Да, я всегда забываю, день за днем. Забывчивость – наша болезнь. Наше рождение – не что иное, как сон и забвение...»

Хаягрива дас, из книги «ВЗРЫВ ХАРЕ КРИШНА» о зарождении Сознания Кришны в Америке (1966–1969)

 

«Как-то один из друзей Кришны обратился к Нему с такими словами: «Дорогой Мукунда [Кришна], от разлуки с тобой мальчики-пастушки стоят, словно заброшенные Божества в доме профессионального брахмана». Есть касты профессиональных брахманов, которые зарабатывают себе на жизнь поклонением Божествам. Таких брахманов не столько интересуют сами Божества, сколько деньги, которые они могут заработать, заслужив репутацию святых людей. Поэтому профессиональные брахманы никогда как следует не украшают Божества, которым поклоняются, не переодевают и не купают Их, так что Божества выглядят грязными и непривлекательными. На самом деле Божества требуют заботливого ухода: необходимо ежедневно менять Им одежду и украшать Их, насколько это возможно. Все должно сиять чистотой, чтобы Божества выглядели привлекательно и притягивали к Себе взоры посетителей. Божества, установленные в домах профессиональных брахманов, упоминаются здесь потому, что являют Собой печальное зрелище. Друзья Кришны, оставшись без Него, стали похожи на таких заброшенных Божеств».

«Нектар преданности», глава тридцатая

 

«Я рад услышать о том, что ваша воскресная программа проходит с успехом. Один момент такой: нужно следить за тем, чтобы всё было очень чистым. Это – первая задача. Каждая комната должна быть чистой, как зеркало. Комнату для принятия прасадам нужно мыть сразу же после принятия прасадам, в противном случае вы будете приглашать крыс. Будь внимателен».

Из письма Шрилы Прабхупады Мукунде, 20.10.1973

 

Шри Чайтанья Махапрабху остался этим очень доволен. После этого Он попросил всех преданных сесть рядами по обе стороны от Него. Сам Господь сел посредине и принялся подбирать соломинки, песчинки и другой сор. Подбирая соломинки и соринки, Шри Чайтанья Махапрабху говорил: «Я проверю, сколько мусора собрал каждый из вас, и тому, кто старался меньше всех, придется заплатить штраф сладостями и сладким рисом». Так все помещения храма Гундичи были полностью вычищены и вымыты. Все они стали прохладны и безупречно чисты, как безгрешный и умиротворенный ум. Когда воду из всех помещений наконец выпустили через отверстия, казалось, что целые реки устремились к океану. Все дорожки за воротами храма тоже стали чистыми, и никто не мог сказать, как это произошло.

 

КОММЕНТАРИЙ: Комментируя описание уборки храма Гундичи, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что Шри Чайтанья Махапрабху, будучи наставником всего мира, на Своем примере учил нас тому, как призвать Господа Кришну, Верховную Личность Бога, в свое чистое и умиротворенное сердце. Если человек хочет, чтобы Кришна воцарился в его сердце, он сначала должен очистить свое сердце, как рекомендует Шри Чайтанья Махапрабху в «Шикшаштаке»: чето-дарпана-марджанам. Особенно в этот век людские сердца нечисты, что подтверждается в «Шримад-Бхагаватам»: хрдй антах-стхо хй абхадрани. Шри Чайтанья Махапрабху советовал всем повторять мантру Харе Кришна, чтобы очистить свои сердца от накопившейся там скверны. Первым результатом этого будет чистота сердца (чето-дарпана-марджанам). <...> Собственным примером Шри Чайтанья Махапрабху показал нам, что следует тщательно собрать все песчинки и выбросить их. Шри Чайтанья Махапрабху также убрал территорию вокруг храма, чтобы песок снова не попал внутрь. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в связи с этим говорит, что, даже если человек избавился от стремления к кармической деятельности, иногда в его сердце снова возникают тонкие материальные желания. Так, преданные нередко думают о том, что нужно заняться бизнесом, чтобы улучшить свое преданное служение. Однако подобное осквернение настолько сильно, что из него могут развиться такие заблуждения, как кути-нати (критиканство), пратиштхаша (стремление к славе и высокому положению), джива-химса (желание причинять боль другим живым существам), нишиддхачара (привычки, запрещенные шастрами), кама (стремление к материальной выгоде) и пуджа (жажда популярности). Слово кути-нати означает «лицемерие». Примером пратиштхаши служат попытки имитировать Шрилу Харидаса Тхакура, живя в уединении. Истинным мотивом такого поведения может быть стремление к славе — иными словами, человек может ожидать, что, просто благодаря его уединенному образу жизни, глупцы станут почитать его, как Харидаса Тхакура. Все эти желания материальны. Начинающего преданного непременно будут атаковать и другие материальные желания, а именно влечение к женщинам и деньгам. Так сердце неофита снова наполняется скверной и становится таким же черствым, как сердце материалиста. Постепенно у него появляется желание стяжать славу великого преданного или аватары (воплощения Бога).

 

Слово джива-химса (причинение вреда другим живым существам) в действительности означает прекращение проповеди сознания Кришны. Проповедь называют паропакарой, то есть деятельностью, несущей благо другим людям. Людей, которые не знают о том, какое благо несет преданное служение, следует просвещать через проповедь. Когда преданный прекращает проповедовать и удаляется в уединенное место, он действует на материальном уровне. Тот, кто хочет пойти на компромисс с майявади, тоже действует на материальном уровне. Преданный никогда не должен идти на компромисс с непреданными. Став профессиональным гуру, йогом-мистиком или магом, можно ввести в заблуждение недалеких людей и заслужить репутацию великого мистика, однако все это сравнивают с пылью, соломой и песком в сердце. Кроме того, необходимо следовать регулирующим принципам и не стремиться к недозволенным половым отношениям, азартным играм, принятию одурманивающих веществ и употреблению в пищу мяса.

 

Чтобы подать людям пример, Господь Шри Чайтанья Махапрабху убрал храм дважды. Вторая уборка была более тщательной. Ее цель заключалась в том, чтобы устранить с пути преданного служения все препятствия. Господь убирал храм с большой решимостью — Он даже использовал Свою одежду в качестве тряпки. Шри Чайтанья Махапрабху Сам следил за тем, чтобы храм был вымыт до состояния чистого мрамора. От чистого мрамора веет прохладой. Подобно этому, преданное служение избавляет от всех беспокойств, доставляемых материальной скверной. Иными словами, преданное служение — это метод, позволяющий остудить ум. Ум становится спокойным и безукоризненно чистым, когда не стремится больше ни к чему, кроме преданного служения.

Даже когда ум свободен от всей скверны, иногда в нем остаются тонкие желания, например склонность к имперсонализму, монизму, благополучию и четырем целям религии (дхарме, артхе, каме и мокше). Все эти желания подобны пятнам на чистой ткани. Шри Чайтанья Махапрабху хотел удалить также и их.

 

Так Шри Чайтанья Махапрабху на практике показал нам, как можно очистить свое сердце. Очистив сердце, необходимо пригласить в него Господа Шри Кришну и устроить в честь этого праздник с раздачей прасада и пением маха-мантры Харе Кришна. Шри Чайтанья Махапрабху учил всех преданных на собственном примере. На каждом, кто распространяет учение Шри Чайтаньи Махапрабху, лежит такая же ответственность. В ходе уборки Господь Сам отчитывал и хвалил разных вайшнавов, и те, кто занимает положение ачарьи, должны учиться у Шри Чайтаньи Махапрабху, как следует показывать пример преданным. Господь был очень доволен теми, кто убирал храм, очищая его от накопившегося там сора. Это называется анартха-нивритти, очищение сердца от всего нежелательного. Так Шри Чайтанья Махапрабху убирал Гундича-мандир, показывая нам, как можно очистить и успокоить свое сердце, чтобы Господь Шри Кришна мог безмятежно восседать в нем».
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 12.135, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады

 

«Зачем тогда мы поклоняемся Кришне в храме, так заботливо ухаживая за Ним, одевая, украшая Его и поднося Ему вкусные угощения? Необходимо понять, что Кришна не нуждается в наших подношениях – Ему не нужна красивая одежда, цветы или пища, однако все эти подношения даруют благо нам самим. Принимая наши подношения, Кришна проявляет к нам милость. Если мы нарядимся, нарядным будет и наше отражение в зеркале. А так как мы – отражения Кришны, то, наряжая и украшая Его, мы наряжаем и украшаем себя. В Библии сказано, что человек сотворен по образу и подобию Бога, а это значит, что мы являемся отражениями Господа. Мы не выдумываем, не создаем в воображении образ Бога, наподобие нашего собственного образа. Приверженцы учения майявады, в котором Господь низводится до уровня человека, заявляют: «Абсолютная Истина безлична, но, поскольку сами мы личности, нам кажется, что Абсолютная Истина – тоже личность». Такое утверждение ошибочно. Истина как раз в обратном. У нас две руки, две ноги и голова только потому, что так выглядит Сам Бог. И каждый из нас – личность именно потому, что мы являемся отражениями Бога. Далее, если рассуждать философски, надо будет признать: то, что является благом для изначальной личности, будет благом и для ее отражения. Стало быть, украшая Кришну, мы украшаем себя. Удовлетворяя Кришну, мы удовлетворяем себя. Предлагая Ему вкусную еду, мы вкусно будем есть и сами. Люди, которые не бывают в храмах Общества сознания Кришны, и представить себе не могут, что существуют такие изысканные блюда, как те, что мы предлагаем Господу. А предложив их Господу, мы можем отведать их сами. Поэтому нужно стремиться всячески удовлетворять Кришну – тогда мы и сами будем всем удовлетворены».

«Шримад-Бхагаватам» 1.8.29, фрагмент комментария

 

В идеале в храмовом зале должно быть три алтаря со своими комнатами и дверьми

 

«Пожалуйста, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 31 декабря 1974 г. и ознакомился с его содержанием. Да. Алтари следует сделать именно так: три отдельные комнаты, двери и три алтаря. Это будет хорошо».

Из письма Шрилы Прабхупады Уттамашлоке, 16.01.1975

 

«Что касается алтарей, нет необходимости устанавливать три алтаря, изготовленных в разных стилях. Все три алтаря должны быть одинакового стиля».

Из письма Шрилы Прабхупады Саурабхе, 07.06.1976

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.