Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности и специфика административно-территориального деления Сибири 20-21вв

 

Сибирь в нач 20 в – конгломерат субъектов (губернии (простое образование), области (национальные территории), генерал-губернаторства (несколько образований и пограничное положение, имевшее важное политико-стратегическое значение. Зап-сибирское и вост-сибирское ген-губ-тво)). Отдельно – Приморская область и Амурское генерал-губернаторство. Все остальное – это Сибирь.

Территориальное разделение после 1МВ: из Томской области выделен Алтайский край, образована Омская область и ряд других губерний.

После установления власти советов (Сибревком) чисто сибирские территории были реорганизованы и вошли в состав Киргизской АССР (Семипалатинск). Тогда же происходит разделение Тюменской губернии, которая входит в состав Уральской области (Екатеринбург). В Восточной Сибири произошло формирование нескольких губерний, а на Дальнем Востоке сформирована Дальне-восточная республика (1922-24гг). Особенность периода – формирование национальных субъектов (якутская, бурято-монгольская АССР, Айротская автономная область). ½ 20 гг – громоздкая система кучи образований, подчинявшихся Сибревкому.

1925г – административно-территориальная реформа: губернско-уездная система заменяется окружной. Томская губерния в качестве Томского округа вошла в нск область. Ликвидация Сибревкома - появился Сибирский край, включивший в себя ненациональные территории, исключение – Айротская авт область.

1930г – постановление ВЦИК сибирский край разделен путем выделения из его состава Восточно-сибирского края, который по территории и экономическим характеристикам равнялся восточно-сибирскому экономическому району (Красноярский край и Иркутская область). Остальная территория стала Западно-сибирским краем с центром в новосибирске.

В Казахскую АССР включили территорию Южной Сибири.

1934 г – завершилось экономическое районирование в стране, появились новые экономические и культурные центры. Постановлением ВЦИК ряд территорий западно-сибирского края выделен в состав Омской области, а восточные районы западно-сибирского края были включены в Красноярский край, т.е созданы Омская обл и Красноярский край как крупнейшие образования.

1937 г – западно-Сибирский край постановление ЦИК СССР разделен на новосибирскую область (нск, кемерово, томск) и алтайский край.

Последние годы ВОВ – необходимость в выделении Томского и Новокузнецкого округов. 43 г – кемеровская область, 44 – томская область.

 

Российский регион на переходном этапе (80-90 – 2010гг)

Парад суверенитетов. Преобразование гос-территориального утройства. В основе советского принципа – право наций на самоопределение, вплоть до отделения. Национальные образования изменяют свой политико-правовой статус (положение в государстве). Чем выше этот статус у территории – тем больше полномочий в плане управления, законодательства, экономики, политики и тпр. Все национально-территориальные образования на территории СССР носили статус автономных областей, округов. Бывшие автономии, никогда не обладавшие признаками гос-ти, на рубеже 80-90 гг стали переводить себя самостоятельно на более высокий уровень административно-территориального устройства.

Автономии в составе гос-ва не обладают признаками гос-ва, а являются национально-культурными территориями.

Татарская асср объявила себя сср, и чечено-ингушская асср развалилась на 2 части, а потом чечня объявила о своем суверенитете.

В нач 90хх все автономные образования стали принимать декларации о суверенитете (президенты, парламенты и прочая фигня). Этот процесс шел быстрыми темпами и некоторые несколько раз успели повысить свой статус: горно-алтайская авт область вышла из алт края, стала асср, затем сср, затем независимая республика горный алтай, потом республика алтай в составе рф за 2, 5 года.

Март 1991г в конституцию рсфср внесена поправка: россия отказалась от термина асср и заменила его другим термином «республика в составе рсфср», исходя из поправки авт образования перешли в статус республики в составе рф.

 

 

Все субъекты рф делятся на основные категории (1994):

· Суверенные республики, обладающие полнотой гост-ти на своей территории в рамках своей компетенции, которая закреплена в Конституции РФ (71-73), в мартовских федерат договорах (март 92) – между рф и категориями субъектов по вопросам ведения федерации и субъектов, в индивидуальных договорах. Тува, бурятия, хакасия, горный алтай

· Политико-территориальные образования – не связаны с этническим фактором, а лишь с территориальных устройством и политич обособлением (края, обрасти и ГФЗ)

· Национально-территориальные образования – не обладают признаками гос-ти, нет суверенитетов. Авт область (1) и авт округа (3) (еврейская, хмао, янао, чукотский).

 

25.09.14

Развитие российского федерализма проходило несколько этапов. Очень важен период заключения федеративных договоров о разграничениях полномочий регионов и центра. 2 типа федеративных договоров:

- общие

- индивидуальные

Угроза выхода республик из РФ.

В феврале 92года Ельцин уговорил глав субъектов подписать федеративные договора.

31 марта 1992г все кроме Татарстана, Ичкерии и Ингушетии подписали коллективный федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос власти рф и органами власти…..и суверенными республиками (областями и краями, национальными автономиями) Руководствовались декларацией о госсуверенитете. Это необходимо было потому что отношения между центром и субъектами еще не прописаны в Конституции. Изначально рф формировалась на договорной основе, затем была принята конституция. Россия – федерация конституционно-договорного типа. Все договоры называются единым термином Федеративный договор. Утвержден постановлением съездов народных депутатов РСФСР от 10 апреля 1992г. Затем изменения внесены в конституцию 78 года. Договор установил ассиметричный характер российского федерализма. (по констит 93года – симметричный характер). Симметричность – равность отношений между субъектами и центром.

Кроме ФД были подписаны еще протоколы к 2м первым ФД (с республиками и с краями-областями и ГФЗ).

Федеративный договор:

Каждый из договоров содержит исчерпывающее определение предметов ведения федеральных органов госвласти (куда центр вмешивается, а куда нет) а также установил предметы совместного ведения. Учитывая сложность общ отношений ФД установил, что все остальные вопросы (не отнесенные ни к центру ни к субъектам) относятся к компетенции исключительно субъекта. 71(РФ)-72(совместно) и 73(по вопросам) статьи конституции. В конституции нет отношений м/у субъектами – это установлен симметричный характер (субъекты имеют равные полномочия с центром).

ФД закреплял различные типы субъектов РФ. Принятие новой конституции юридически не означало прекращения действия ФД. В части 3 ст11 конституции установлено, что разграничение предметов ведения устанавливается как конституцией, так и ФД.

 

1) м/у РФ и суверенными республиками: в преамбуле (принципы и начала взаимодействия) сказано, что его можно посмотреть в интернете. Статьи определяют ведения федеральных органов (внешняя политика, фед законодат-во, внешняя оброна, гос безопасность, судоустройство, прокуратура, армия), затем совместного ведения (налогообложение, природопользование, недропользование, правовые вопросы, регулирующие общественные отношения в сфере администраивного, трудового, семейного, жилищного вида прав), затем только субъектного ведения. Ст 3 опред политико-правовой статус республики, чем она является в составе рф «республика (гос-во) в составе рф обладает всей полнотой госвласти на своей территории, кроме тех полномочий, кот переданы в ведение федерального центра». Т.о. республики обзаводились госсуверенитетом, полнотой всех 3х властей. Не гос-во устанавливало полномочия субъектов, а субъекты передали часть полномочий гос-ву. (следовательно сами могут забрать). Пункт 2 ст 3 респ в составе рф – самостоятельные участники международных отношений, если это не противоречит конституции рф (т е они субъекты международного права). Пункт 3 ст 3 – экономическая основа суверенности (земля и недра – собственность республики).

Протокол к договору: парафированный документ (постраничное согласование) – 50% в Совете Федерации отвести республикам. это не вошло в конституцию новую

 

 

Пропуск ½ лекции

 

02.10.14 заключение индивидуальных договоров с субъектами.

Договор с Татарстаном: экономич суверенитет, полная бюджетная автономия – т.е республика не пользуется трансферами из федерального бюджета (не получает субсидии из фед бюджета), но ее отчисления в фед бюджет – минимальны. Отчисления определялись 2х сторонними соглашениями: 1994г – 13% подоходного налога, ндс ежегодно согласовывался по устанавливаемым нормативам. Республика получает полное оставление у себя акцизов (косвенные налоги на природное сырье в 90ые гг) и доходов от приватизации гос собственности, условия и правила приватизации устанавливали также сами республики. Благодаря автономии в республиках сформировались мощные сырьевые корпорации, позволившие региональное элите укрепиться и удерживаться в привелигированном положении очень долго (ТАТ нефть, Якутский алмаз, БашНефть).

В татарстане функционировал собственный национальный банк (часть центробанка)-толчок для развития финансовой системы региона. Республика имела право на участие в м/н отношениях и на самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности, не республики не были полноправными участниками внешнеполитической деятельности, только договора финансового хар-ра.

Рычаги влияния России на республики: 1) РФ устанавливала ежегодные квоты на экспорт продукции, производимую на территории республики 2)опред ежегодные договоры о поставках нефти 3) определение объемов и условий транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам российской единой системы

Т.о.первые договры (94-95гг) сыграли важную политич экономич роль, определив нахождение республик в составе федерации, но и признав их особый политико-правовой и экономический статус.

С 1996г-изменение ситуации с индивидуальными договорами. Огромное кол-во договоров м/у федерацией и субъектами. Сами договоры становятся шаблонными и уже не предполагают для регионов каких-либо особых условий, прежде всего экономических, потому что остались только экономически слабые регионы. Договоры заключаются уже не столько с республиками, но и с другими субъектами. Расширение номенклатуры субъектов отвечало принцип федерализма - равноправию субъектов.

Почему именно в 1996 г произошел скачок заключения договоров? – выборы президента, кот заручился поддержкой региональных элит. Это удобный способ оформления отношений российского руководства с региональными властными элитами.

В 96г – с 2 республиками, 98 0 с 1 республикой. К 98 г 11 республик из 21 не заключили договора о разграничении полномочий, это республики северного кавказа. Кабардино-балкария и северная осетия – наиб стабильные.

Алтай, тыва, хакасия – без договора, бурятия – с договором.

 

С областями: геополитич положение (калининград, сахалин) или экономич потенциал (красноярск, омск, и тд). Определяющим был принцип политической целесообразности.

94-96 гг – оформление особого статуса республик. 96-99 – привлечение региональных элит, управляющих электорально и экономически значимыми регионами. После выборов договоры подписывались массово, но их значение резко снизилось: они не давали регионам признаки особого статуса в составе рф. Подписывались многосторонние договоры – если в состав субъекта входят другие субъекты. Летом 98 года подписание прекратили – исчерпался политич смысл в установл индивид отношений.

Иногда не могли договорить, поэтому не заключали договор (нск, москов, ставропольск, тюменск)

После 98-99 гг – наметились качественные изменения в практике подписания договоров м/у центром и регионами. Сократилось и прекратилось подписание договоров. 99г ФЗ 119 «о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий м/у органами гос власти рф и органами госвласти субъектов рф» - общие принципы и порядок разграничения полномочий: Принципы:

1) конституционность – договоры и соглашения не могут передавать исключать или перераспределять предметы совместного ведения федерации и субъектов, которые установлены в 71 и 72 ст конституции рф

2) верховенство федерального права- в случае нессответствия положений договров конституции рф и ФЗ, действуют положения федеральных актов

3) равноправие субъектов рф при разграничении ведений и полномочий, гарантий субъектов при подготовке и заключении договоров и соглашений

4) недопустимость ущемления интересов, прав и свобод субхектов, означающая, что при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов недопустимо ущемление прав и интеесов других субъектов

5) добровольность заключения договоров и соглашений, предполагающая, что они заключаются добровольно и гласно

различия м/у регионами, подписавшими договоры: экономически слабые и политически зависимые от фед центра регионы стали выступать за расторжение собственных договоров, кот и так мало что им давали. Некоторые губернаторы ненациональных субъектах хотя отмены договоров. Путин заявил о расторжении 28 договоров. При этом самые первые договоры (с реальными полномочиями) выступали за сохранение договорной формы отношений м/у центром и регионами (Татарстан).

С 2005 г- новый договор с татарстаном на других незначительных условиях

2003 г ФЗ №95 «о внесении изменений и дополнений в ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос власти субъектов рФ» - особый порядок заключения индивид договоров о разграничении полномочий, кот призван ограничить применение этой практики. (почитать штуку)

принцип особых условий: заключение договоров допускается в случае классных условий блаблабла. Здесь не указана национальная специфика как фактор заключения договора

 

принцип федерального контроля: ратификация договора госдумой посредством ФЗ

принцип сдержек и противовесов – утверждение гд и еще кем-то

принцип временных ограничений (не более 10 лет)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профилактика несчастных случаев | Две основные задачи статики.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.