Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий словарь понятий и терминов по культурологии






АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций – принципиально нового культурного синтеза. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930-х гг.

АКСИОЛОГИЯ — теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРЫ – это осадок от первичного душевного опыта человечества, первосмыслы, первообразы.

АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (от лат. globus — шар) — это процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его транформации во всемирную целостную среду.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - 1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность. 2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.).

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ — это процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения. В узком смысле слова под инкультурацией в современной культурологии понимают восприятие культурных норм и ценностей ребенком. В более широком понимании этот процесс не ограничивается периодом детства, но включает в себя также усвоение культурных стереотипов взрослым человеком. В последнем случае этот термин применяется по отношению к иммигрантам, приспосабливающимся к новым культурным условиям. С его помощью описываются сложные аспекты адаптации, связанные с вхождением в иную культурную среду.

ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integration — восполнение, восстановление) обозначает состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами.

ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.

КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ (от греч. kategoria высказывание; признак) наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления, как представления о самых общих, универсальных атрибутах окружающего объективного мира: пространство, время, движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность и т.д.

КОМПАРАТИВИСТИКА [лат. Comparativus – сравнительный] - 1) лит. исследование связей, родства и аналогии литературных фактов (мотивов, сюжетов, стилей) разных национальных литератур; 2) лингв. сравнительно-исторический метод в языкознании - установление соответствий между родственными языками с целью восстановления их более древнего состояния.

КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ – (англ. conflict, cultural; нем. Konflikt, kultureller). Конфликт, возникающий в сознании индивида (или группы индивидов), находящегося на стыке двух культур, обладающих противоречащими друг другу нормами, стандартами,

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — сравнительное исследование культурных общностей или обществ; изучение влияния географических, исторических, социальных и психологических факторов на развитие культуры, ее характерные черты и специфику ее изменения. В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах.

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ — это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т.е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устроения, прежде всего с конкретной культурной традицией.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - (cultural policy; policy in the sphere of culture) - 1) политика в области культуры, духовной жизни, рассчитанная на создание, поддержание и улучшение условий деятельности представителей культуры и искусства, пропаганду и распространение культурных достижении, приобщения к культуре широких масс населения, особенно молодежи. В отечественной практике вопросы культуры, внимания к культурному росту граждан, к сожалению, часто не получают должного внимания 2) иногда термин " П.к." используется, чтобы подчеркнуть сущностную черту политики, ее направлений - их пронизанность культурой, печать культуры, мышления и действия, запечатленных в ней.

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течении длительного времени.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — комплекс культурных объектов, процессов, способов функционирования, репертуара ценностных ориентиров, подлежащих сохранению (культивации) и репродуцированию в последующем в более или менее аутентичном виде.

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ – это совокупность определенных правил, предписаний, стандартов, традиций, принятых в обществе. Известно, что в социуме интересы большинства ставятся выше каких-либо личных желаний.

КУЛЬТУРЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ТРАДИЦИИ называются традиционными. Однако считать традиционные культуры отсталыми, «неразвитыми», «примитивными» несправедливо.

CULTURAL STUDIES – изучение культуры.

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ — комплексная научная дис­циплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (систем норм и общественных ценностей.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ — 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистека-

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ — 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей, рассчитанных в современном обществе на массовое потребление.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых ею средств и условий совершенствования самого человека 2) это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты – все, что сделано руками 3) культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства, физическая культура.

МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ (от франц. mentalite) — мироощущение, мировосприятие) — глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.

MULTICULTURAL STUDIES – изучение культурного многообразия.

КАРТИНА МИРА – сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира – это целостная система знаний и представлений о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. Картина мира включает в себя не только представления об окружающей человека реальности и о мироздании в целом, но и определенное отношение к явлениям и событиям действительности, определяемое существующими в культуре ценностными ориентациями. Картина мира в развитых культурах, особенно в современную эпоху, многослойна и поливариантна. Однако при всей своей причудливости сочетания рациональных и иррациональных мотивов картина мира все же выполняет в культуре интегрирующую функцию и объединяет различные культурные феномены и формы в некую общую «раму», придавая им тем самым определенную целостность.

НАТУРА – природа, все созданное, на земле нашей; создание, творение; сотворенное, все вещественое вкупе; силы природы, проявление их, естество; все, подлежащее чувствам, плотское; свойство, качество, принадлежность, особность; быт, природное, прирожденное. худо натурщик, человек, поставленный для образца, для списывания.

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ исследует вопросы организации и технологии культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методика проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Ее главное направление состоит в разработке культурной политики; экономическом, политическом и духовном обеспечении реализации культурных программ

ПРИРОДА – весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Природа – места вне городов (поля, леса, горы)... В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ («институт» происходит от лат. institutum, что означает «установление, учреждение, организация»). К культурным институтам относятся: Семья и школа. Общественная школа — тоже «еще не жизнь», но уже и не «приватный дом», который может существовать вполне автономно по отношению к обществу и культуре в целом. Школа — это «публичное место». Семья и школа совокупно выполняют пайдевтическую, т.е. воспитательно-образовательную, функцию. Учреждения культуры. Социальные институты культуры можно рассматривать и в более узком смысле слова — как совокупность тех учреждений, благодаря деятельности которых сохраняются и воспроизводятся специфически-культурные формы. Музеи (от греч. museion — место, посвященное музам, храм муз) — научные, научно-просветительные, художественные, мемориальные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры. Библиотеки (от греч. biblion — книга и theke — хранилище) — просветительские и научно-вспомогательные учреждения, организующие общественное пользование произведениями письменности. Архивы (от греч. archeion — присутственное место) — самостоятельные учреждения или отделы в других учреждениях и организациях, хранящие документальные материалы, а также совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности как отдельных лиц, так и целых социально-культурных групп. Образовательно-воспитательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов в различных сферах современной культурной деятельности — музыкальной, театрально-концертной, культурно-просветительской, культурно-исследовательской и пр. Театры и концертные залы — (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище) — учреждения, регламентирующие различные формы зрелищности как способа организации досуга и средства удовлетворения эстетических потребностей.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ бывает четырех основных видов:

инновационная, выражающаяся в приобщении субъектов культуры к новым формам знания и опыта;

ориентационная, помогающая субъектам культуры ориентироваться в окружающем их пространстве, инкультурирующая их в систему жизненных ориентаций, доминирующих в данное время;

стимуляционная, воздействующая на активность субъектов культуры, объективирующая их потенциал, активизирующая их внутренние ресурсы;

корреляционная, помогающая уточнить отдельные параметры культурной деятельности, детализирующая и конкретизирующая более частные аспекты знаний, ориентаций и стимулов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.