Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые понятия теоретической географии






Факт науки – это зарегистрированное, истинное, конкретное единичное событие.

Научное (в том числе географическое) знание начинается с наблюдения за фактами, сбора фактов в натуре или в эксперименте. Затем происходит клас­сификация фактов, когда множество однообразных по определенным призна­кам фактов дает возможность исследователю вывести первичные эмпирические зависимости, пока без объяснения причин. Как только исследователь начинает объяснять факты – начинается теоре­тическое знание.

Например, атмосферный фронт – это безусловный факт. Но для установления этого факта нужно было длительное развитие теоретической мысли в области климатологии и синоптической метеорологии. Но и теперь фронты устанавливаются через другие наблюдаемые факты – облачность, давление воздуха, смена направлений ветра, температура воздуха.

Главным признаком на­учного факта, является его реальность, которая гарантирует обоснованность, надежность и правильность дальнейшего развертывания знания.

Субъективность факта очевидна на примере разной способности распознавания разными людьми и специалистами. Нужно, например, быть хо­рошим ботаником, чтобы установить разнообразие видов трав на скошенном или стравленном лугу. Пока мы не видим различия, наш мозг не фиксирует фактов, хотя множество их объ­ективно существует. Гносеологическая функция научного факта заключается в том, что он – непосредственное начало познания.

Уровни знаний.Научное знание состоит из трех компонентов: описание, объяснение и рекомендация.

Теория как форма научного знания дает целостное представление о зако­номерностях и существенных взаимосвязях, об основных идеях в той или иной области знания; она, как правило, подтверждается экспериментом или расче­том.

Выделяют три класса теорий по уровню обобщения:

1. Эмпирические, или описательные, теории непосредственно охватывают группу объектов и процессов. Они выводятся путем систе­матизации фактов, путем обнаружения закономерностей, связывающих факты.

2. Формализованные теориидальнейшее развитие зна­ния. Они получаются путем редуцирования и замены текстов символами.(??? – ЭТО БЫЛО В КНИГЕ, НО Я ЭТОГО НЕ ПОНИМАЮ…) Примером мо­жет служить периодический закон географической зональности. Этот закон по­лучен путем энергетической формализации эмпирического в своей основе за­кона географической зональности. Он гласит: в каждом географическом поясе периодически повторяются аналогичные зоны. В реальной действительности этого, конечно, нет, так как «мешают» очертания материков и рельеф. Закон проявляется в модельной ситуации - на однородном шаре.

3. Следующий этап развития знания – дедуктивная тео­рия. Это – аксиомы, выводящиеся преимущественно из формализованных теорий. Они уже близки к постановке конструктивных задач и новых гипотез, т. е. выдвигаются для получения новых результатов в науке.

30. Объект предмет и содержание географической науки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.