Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 9






Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

Культуру с социологической точки зрения изучали: Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.Сорокин, Р. Мертон, А. Шюц, П. Бурдье, Э. Гидденс и др. Все они признают, что культура объединят людей в сообщества и в тоже время является решающим элементом, объясняющим своеобразие исторических судеб того или иного сообщества.

Культура – это важнейшая субстанция социальной жизни, а социальная реальность это социокультурная реальность. Слово культура в лат. языке (cultura) – означает возделывание земли, облагораживание земли, поэтому закономерно, что изучение соотношений культуры и природы – один из аспектов социологического анализа. Говоря о культуре мы имеем ввиду те элементы, которые качественно отличают её от природы: Это феномены, возникающие только в обществе (орудия труда, спортивные состязания, наука, религиозные обряды). К явлениям культуры относят такие качества людей, которые не наследуются генетически и не регулируются инстинктами (долг, честь, стыд, совесть) [1, с. 331].

Американский социолог Дж. Мердокизучил более 600 культур и пришел к выводу, что существуют культурные универсалии (т.е. элементы характерные всем культурам). Он выделил примерно 70 таких культурных универсалий, к ним он отнёс: государство, науку, право собственности, национальный язык, толкование снов, гадания и т.д.

Причины существования культурных универсалий:

1.Различные культуры адаптируются к природе, культура представляет символическую форму адаптации к природе (религия).

2.Психофизическая природа человека одинакова во всех культурах (брак).

3.Необходимость поддерживать исходные условия существования сообщества (запрет убийств, лжи).

Дж. Мердок пришёл к выводу, что культуры разных народов подобны между собой, так как, внешняя природа едина (планета Земля), человечество представляет один биологический род, существует единые принципы взаимодействия людей с себе подобными. Различия межу культурами мира существуют, т.к. различны природные условия существования и имеет место социальное творчество отдельных человеческих сообществ [1, с. 334].

Социологи различают понятия «культура» и «цивилизация». Слово цивилизация (от лат. civilis)– гражданский, государственный. Впервые этот термин был употреблён в работе Мирабо «Друг людей или трактат о народонаселении» [6, с. 305]. Однозначной трактовки этого термина не существует. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле – только материальную культуру [6, с. 306]. Считается, что цивилизация возникает в том случае, когда люди начинают жить благодаря культуре, собственным человеческим изобретениям, а не благодаря природе [1, с. 335]. Учёный Л. Морган выделял 3 ступени развития человечества: дикость, варварство, цивилизацию. Многие учёные пытались определить соотношение между понятиями «культура» и «цивилизация». Например, О. Шпенглер понимал цивилизации как совокупность технико-механических факторов, противопоставлял её культуре как царству органически-жизненного. По его мнению, цивилизация – это заключительный этап культуры, для которого характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы и искусства [6, с. 308]. Альфред Вебер (1868 – 1958), младший брат Макса Вебера, рассматривал цивилизацию и культуру не как два самостоятельных аспекта истории, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы. Цивилизация. По его мнению, это обозначение определённой ступени развития общества. Под понятием культура он понимал качественную сторону цивилизации.

Вне зависимости от понимания терминов «культура» и «цивилизация», все социологи сходятся во мнении, что культура является важным элементом социокультурной системы. Культура выполняет следующие функцииотносительно общества:

n Интегративная функция культуры (единые стандарты, нормы, ценности, традиции делают возможным объединение людей на огромных территориях);

n Регулятивная социальная функция культуры (культура – это нормативная система, это то, что считается разумным, ценным, обоснованным в данном обществе);

n Познавательная функция культуры (с помощью культуры индивид осуществляет самопознание и познание общества);

n Функция воспроизводства социальных норм и ценностей (нормативная система воспроизводится в обществе благодаря передаче социального опыта следующим поколениям в рамках культуры);

n Человекотворческая функция культуры (культура является средой обитания человека; индивид, выросший вне культуры утрачивает социальные черты).

Таким образом, культура функционирует как социальное явление. В социокультурном процессе существуют две тенденции:

1.Тенденция к устойчивости, сохранению культуры;

2.Тенденция к изменениям в культуре [1, с. 418].

Социологи анализируют эти тенденции, используя следующие понятия:

Этноцентризм – это тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной (наиболее правильной).

Народы, у которых развит этноцентризм исторически устойчивы. Однако, это явление имеет деструктивные формы:

1.Ксенофобия (страх и неприязнь по отношению к чужим обычаям);

2.Шовинизм (признание превосходства своей культуры перед другими).

Этноцентризм явление неизбежное, но его формы влияют на судьбу конкретной данной культуры, народа, социальной общности [1, с. 421].

Культурный релятивизм – соотнесение образцов поведения, нравов, присущих тому или иному народу, с типом культуры, её внутренней логикой. Культурный релятивизм имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, он помогает понять представителей другой, непохожей культуры, но, с другой стороны, излишнее заимствование образцов чужой культуры может привести к утрате культурной самоидентификации [1, с. 422].

Культурная сомоидентификация – соотнесение человека с определённой культурой, его принадлежность к этой культуре и осознание этого факта.

 

Вопрос 10

 

Важным культурным регулятором человеческих отношений являются ценности. Ценность – это особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением. На основе ценностей в обществе складываются социальные нормы (лат. norma – угломер, перен. – мерка, правило, образец, предписание) – исторически утвердившиеся формы регулирования поведения людей. Нормы и оценочные критерии оформляются в обществе благодаря накоплению достаточного количество аналогичных отношений и осознанию людьми того эффекта, который оказывает целенаправленное воздействие на их поведение. Нормативные системы обеспечивают предсказуемость, организованность, дисциплинированность в поведении людей, их образе жизни, в функционировании социальных институтов и социальных общностей. Обычай – это общепризнанные и повторяющиеся формы поведения людей, служащие средством передачи опыта от поколения к поколению. Традиция – это наиболее обобщенные и стабильные правила поведения в рамках группы, существующей в течение продолжительного времени. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности. Будучи средством хранения и передачи информации, язык является также культурно обусловленным средством выражения отношения человека к окружающему миру и себе самому. Любой язык включает определенный набор знаков и правила их употребления и интерпретации. Вариативность их использования позволяет языку быть одновременно средством описания и конструирования социальной реальности. Техника (греч. techne – искусство, мастерство, умение) – совокупность средств, создаваемых людьми для осуществления материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. В широком смысле слова техника включает всю совокупность искусственно созданных материальных средств социальной действительности, используемых для освоения и преобразования действительности.
Американский антрополог Л. Уайт, рассматривавший культуру как символическую систему, выделял в ней три подсистемы: социальную, идеологическую и технологическую. Согласно его концепции, культура выполняет по отношению к жизни функцию по захватыванию свободной энергии, ее преобразованию и использованию на пользу человеческому виду. Соответственно, уровень развития науки и техники является показателем уровня развития культуры.
Подчинение людей ценностям культуры происходит даже в тех случаях, когда это не соответствует их потребностям и интересам, что обеспечивается посредством санкций – поощрений и наказаний, способствующих соблюдению норм. Санкции бывают позитивными (наделение властью, денежные выплаты, одобрение и др.) и негативными (выговор, штраф, порицание, тюремное заключение и др.). Санкции приобретают легитимность на основе норм, а те, в свою очередь, оправдываются ценностями. Санкции, правила и ценности образуют структуру социальной регуляции, в которой каждый последующий элемент носит более общий характер, чем предыдущий, и может быть использован для его обоснования.
Все элементы культуры могут быть выражены в языке, которому в теориях культуры всегда придается важное значение. Язык – это система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.
Важным аспектом социокультурных процессов является идеология – система убеждений относительно ценностей и фактов. Идеология ослабляет социальную напряженность, возникающую в обществе при осознании людьми расхождения между ценностями общества и реальными условиями жизни в нем. Идеологии выражают и защищают интересы социальных групп. При этом большинство идеологий отличается достаточной гибкостью, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям. Кроме того, идеология придает смысл действиям людей.
Таким образом, способом существования обществ являются социокультурные процессы, суть которых состоит в постоянной борьбе между противоположными тенденциями к объединению и размежеванию людей на основании систем ценностей, норм, верований, языков, идеологий и мнений. При этом условием существования общества является определенная степень его культурного единства, которая позволяет:
- выработать более-менее ясную и устойчивую систему ожиданий, определяющих формы должного, желательного или возможного поведения людей;
- давать оценку выполнения или невыполнения конкретных социальных ролей и их сценариев;
- успешно осуществлять санкции в рамках требований к определенным социальным ролям в виде одобрения, поощрения, вознаграждения либо же осуждения и наказания.

 

Вопрос 11

 

Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Структура социального поведения:
1) поведенческий акт – единичное проявление деятельности, ее элемент;
2) социальные действия – действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;
3) поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;
4) деяние – совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.

Виды социального поведения личности:
1) по системе общественных отношений:
а) производственное поведение (трудовое, профессиональное);
б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);
в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);
г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);
д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);
е) религиозное поведение;
2) по времени осуществления:
› импульсивное;
› вариабельное;
› длительно осуществляемое.

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность.

Факторы регуляции поведения:
1) внешние факторы:
а) социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);
б) общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);
в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);
г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);
д) правовые факторы (право, закон);
е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность));
2) внутренние регуляторы поведения:
а) когнитивные процессы;
б) устная и письменная речь;
в) специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);
г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);
д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);
3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение; технологии рекламы и пропаганды и др.).

Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

§ позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

§ негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.