Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие системы права






Право как относительно цельное и самостоятельное явление принято рассматривать в отечественной литературе через категорию “система права”. Слово “система” в переводе с греческого (systema) означает буквально целое, составленное из частей. То есть в самом общем плане под системой права необходимо понимать взятые в единстве и взаимодействии нормативно-правовые предписания, институты, субинституты, отрасли, подотрасли и т.п. права (содержательные элементы права) и способы внешнего их выражения (нормативные акты и договоры, судебные прецеденты и другие формы права).

До сих пор многие отечественные (Н.В. Разуваев, Ф.М. Раянов и др.) и зарубежные (У.Э. Батлер, Т.К. Хартли и др.) авторы отождествляют систему права (далее – СИП) и ПСО. Однако, как мы уже отмечали, “система права” – более узкое по объему понятие, чем “правовая система общества”. В последнюю, кроме права (СИП), входят правосознание, юридическая практика и т.д. (подробнее см. [7-10, 15]). Каждое из указанных юридических явлений по отношению к ПСО в целом следует рассматривать в качестве своеобразной, относительно самостоятельной системы (подсистемы).

Подавляющее большинство авторов (Е.А. Киримова, Л.А. Морозова, И.Н. Сенякин, В.В. Оксамытный, Д.Е. Петров и др.) термины “система права” и “структура права” используют как синонимы. “Оба эти понятия по существу идентичны”, – пишет А.В. Сурилов [176. C. 219]. “Отражением строения права, т.е. его структуры, – указывает В.Н. Синюков, – выступает категория системы права” [52. C. 340].

С указанной точкой зрения вряд ли можно согласиться. Структура (от лат. structura – строение, устройство) – это строение права, расположение основных элементов и связей, обеспечивающее его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств права при различных внутренних и внешних изменениях. “Система права” – более широкое понятие, чем “структура права”. Последнее выражает его состав (совокупность элементов) и способы связи этих элементов. Система же права включает в себя как структурные характеристики права (его “скелет”), так и закономерности возникновения, развития и функционирования права.

Многие отечественные авторы (В.М. Баранов, С.В. Поленина, В.С. Нерсесянц и др.) считают необходимым отличать “систему права” и “систему законодательства”. Указанное разграничение они проводят по следующим критериям: а) первичным элементом СИП служит НП, а системы законодательства – нормативный акт; б) в системе законодательства существуют недействующие НПП, которые нельзя считать правовыми и включать в систему права; в) СИП складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, в то время как система законодательства носит субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя; г) неодинаковы факторы, детерминирующие эти системы; д) СИП более целостна, т.к. это органическая и самоорганизующая система, а система законодательства менее целостна, она носит лишь организационный характер; е) СИП более устойчива в отличие от динамично развивающейся системы законодательства; ж) система законодательства по объему шире, чем СИП (подробнее см. [26. С. 349-372; 91. С. 406-410; 145. С. 234-235; 62. С. 43-61; 176. С. 223-229; 177]).

Многие из указанных аргументов надуманы и трудно объяснимы. Другие превратятся в argumentum a contrario (аргументы от противного), если исходить из единства содержания и формы права. Содержание – это НПП (НП, принципы, юридические дефиниции и т.п.), институты, отрасли права и другие нормативно-правовые общности; ФП – нормативные акты, договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты и т.п. То есть система законодательства в широком смысле слова (законы и иные нормативные акты) представляет собой лишь одну из важных, наиболее совершенных и значимых во всех правовых семьях ФП. Таким образом, понятие “система права” шире по объему, чем понятие “система законодательства”, а последнее у же понятия “форма права”. Анализ соответствующих признаков СИП позволит уточнить некоторые аргументы по поводу ее соотношения с системой законодательства.

Система права – это важнейший компонент ПСО, который тесным образом связан с правосознанием и правовой культурой, правотворческой и интерпретационной, правосистематизирующей и правореализационной юридической практикой.

Поэтому ей (СИП) присущи многие свойства, характерные для ПСО в целом (см. 3.1.). Однако, представляя относительно самостоятельный компонент, лишь определенную часть последней, она обладает в этом плане некоторыми специфическими признаками, элементами состава, структурами, функциями и связями.

2. СИП составляет важнейший элемент государственного суверенитета. В праве государственные веления получают общеобязательные, регулятивные и юстициабельные начала.

3. Как правовая система обществав целом, так и само право отличаютсятакже суверенностью, т.е. “верховенством” среди других социальных регуляторов внутри страны (корпоративных, нравственных и иных норм) и обязательностью, относительной самостоятельностью на международной арене (другие государства не должны, например, нарушать нормы права и законы России).

4. Право относится к формализованным системам, поскольку властные, общеобязательные веления выражаются здесь всегда в определенных предписаниях и закрепляются в формально-юридических источниках.

5. Стабильность СИП в значительной степени обусловлена детерминирующими ее общественными отношениями, стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни гражданского общества (внешней средой), а также соответствующими юридическими явлениями, связями и состояниями, происходящими в ПСО.

6. Интенсивность развития и изменения указанных общесоциальных и юридических явлений и процессов влияют на следующее свойство СИП – ее динамизм.

7. Право – функциональная система, что предполагает обстоятельный анализ не только основных и неосновных направлений его действия на разнообразные сферы общественной жизни, но и исследование функций и дисфункций отраслей, институтов, НПП, НП и т.д.

8. Право – сложно организованная система. Состав СИП образует комплекс основных элементов его содержания (НПП, институтов, субинститутов и отраслей, подотраслей и других элементов содержания права) и форм (нормативных актов, договоров и т.п.). Здесь, как и в любой системе, прослеживается зависимость каждого элемента (его части, свойства и т.п.) от места, роли и функции этого элемента внутри системы в целом.

Все отмеченные элементы содержания и формы взаимодействуют между собой (структурированы), образуют единую целостность – право. Поэтому не совсем понятной представляется позиция многих авторов, рассматривающих СИП только через внутреннюю его форму, структуру. В подобном случае превалирует явно однобокий подход к проблеме.

9. Уже традиционной стала точка зрения, что СИП в отличие от системы законодательства носит объективный характер (см. [1. С. 241; 2. С. 340; 23. С. 296-297; 30. С. 55; 80. С. 400; 180. С. 11]).

На наш взгляд, несмотря на относительную самостоятельность содержания и формы, право в целом обладает объективно-субъективными качествами. НПП и закрепляющие их нормативные акты объективны в силу обусловленности их реально существующими общественными отношениями. Но поскольку НПП, НП, институты, отрасли права и т.п., а также выражающие их формально-юридические источники являются результатом сознательно волевой деятельности, правотворчества, то СИП в этом плане субъективна. В ней находят отражение общее и индивидуальное, научное и обыденное, правовое и нравственное, профессиональное и иные формы сознания. Не случайно отдельные авторы (Б.В. Шейндлин, С.М. Корнеев и др.) полагали, что СИП «создается волей людей» (однако здесь мы явно видим преувеличение субъективной ее стороны).

10. СИП свойственны не только единство, но и дифференциация. Каждый компонент права (НПП, НП, отрасль, нормативный акт и т.п.) может рассматриваться в качестве самостоятельной системы (подсистемы), обладающей определенной цельностью, единством, расчлененностью, структурой и т.п. Однако это не означает, что свойства права сводятся к простой сумме свойств составляющих его элементов. Органичность права как цельного, системного образования обусловлена наличием системообразующих факторов, а также его неразрывной связью с экономикой, нравственностью, государством и другими социальными явлениями. Верно отмечается в литературе, что благодаря системному действию достигается основной результат правового регулирования – упорядочение не только отдельных ситуаций, но целого рода и вида, системы общественных отношений. В этом проявляется синергетический эффект права и правового регулирования, когда в результате согласованного действия элементов системы возникает новое качество, недостижимое на уровне отдельных ее элементов. Именно системное действие права обеспечивает основные параметры его социальной ценности – демократизм, справедливость, гуманность, юстициабельность и т.д. [52. C. 341].

11. Иерархичность СИП заключается в том, что НПП, институты права и т.п., закрепленные в законах, обладают более высокой юридической силой, чем аналогичные элементы содержания права, выраженные в подзаконных актах. Имеются определенные соподчиненности и между подзаконными актами, между статутным и прецедентным правом (см. [109; 146]).

12. Существенной чертой права, как и большинства социальных систем, является накопление, хранение и передача с его помощью (через НПП, принципы, НП, нормативные акты и т.д.) соответствующей информации. В этом плане СИП выступает в качестве особой разновидности социально-правовой памяти.

13. Право – управляемая (со стороны законодателя и т.п.) и управляющая (самыми разнообразными сферами общественной жизни) система (подробнее см. главы 11 и 13).

14. Право – открытая система, где постоянно происходит ввод и вывод необходимой нормативно-правовой информации, регулятивной энергии, юридических способов и средств упорядочения и охраны общественных отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.