Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стректура творческого процесса. Методы творчества.






 

Еще в начале нашего столетия отдельные учены (Рибо, Энгельмейер, Россман) пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему. В частности. Энгельмейер П.К. в своей основные стадии:

первая - возникновение идеи (акт творчества);

вторая — выработка схемы (акт науки);

третья - разработка деталей (акт ремесла).

по моему мнению, на современном этапе развития науки и техники творческими являются все три стадии. Если рассмотреть третью стадию, то изготовление образцов, то есть реализация идеи является сложнейшим творческим процессом. Чем сильна промышленность Японии? Не столько идеями и схемами, сколько высочайшим уровнем творчества в технологии - в подборе режимов и методов формообразования деталей, е оптимальном выборе уровня качества, в снижении энергоемкости и экономии материалов.

Следовательно, все этапы деятельности учащихся следует считать творческими, как считает столяров Ю.С. К этим этапам относятся:

постановка посильной задачи;

теоретическая подготовка к выполнению задачи;

поиск конкретного решения задачи;

материальное осуществление теоретического замысла.

Полагаю, что к этим этапам необходимо добавить этап оценки

результатов решения технической задачи. Несомненно, что предлагаемы: этап является этапом высокого уровня творчества. В современных условиях любая деятельность, в том числе творчество учащихся, деятельность, должны быть целенаправленными, а степень выполнения задач по достижению цели должна быть оценена по соответствующим критериям.

Большое значение имеет дифференцированный подход при постановке технических задач, умений и навыков, психологический статус, личные цели и интересы. Как недостаточная, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут отрицательно сказаться на результатах работы, в первом случае задача неинтересна, во втором случае - непосильна. Для оптимальной постановки технических задач необходима их градация по уровням сложности.

По-моему, наиболее удачно решает эту проблему Кутьев В.О. Творчество учащихся, по его мнению, может быть выражено тремя уровнями:

1. воспроизводящая деятельность;

2. воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода;

3. творческая деятельность.

Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе.

Лнтипова Л.Г. определяет следующие мотивы:

1. мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

2. мотив престижа (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

3. познавательный интерес (любознательность);

4. мотив долга (готовность работать в области избранной профессии);

5. мотив влияния уважаемого человека;

6. мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей);

 

 

Местоды творчества:

Мозговой штурм[править | править вики-текст]

Мозговой штурм — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Метод был изобретён одним из основателей рекламной компании BBDO Алексом Осборном и описан в его книге «Как придумать» (англ. How to Think Up) в 1942 году.

Теория решения изобретательских задач (Генрих Альтшулер)[править | править вики-текст]

Теория решения изобретательских задач — основана изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером в 1946 году. ТРИЗ является методологией, набором инструментов, базой знаний и технологией моделирования для генерации инновационных идей и решений проблем. ТРИЗ предоставляет инструменты и методы для формулирования проблемы, системного анализа, анализа отказов и паттернов эволюции (от «как есть» до «как должно быть»). В отличие от методики мозгового штурма (в котором неупорядоченно формулируются идеи и варианты решения проблемы), целью методики ТРИЗ является создание алгоритмического подхода к изобретению новой системы или улучшения старой.

Метод Дельфи[править | править вики-текст]

Метод Дельфи — методика, позволяющая с помощью опросов, интервью, мозговых штурмов, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и прогнозирует результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположных позиций, так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты).

Субъекты:

-группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме

-организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.

Латеральное мышление (Эдвард де Боно)[править | править вики-текст]

Британский врач Эдвард де Боно предложил множество методик творчества и мышления. Он является автором понятия латеральное мышление, которое отличается от основанного на привычных паттернах вертикального мышления, тем, что ставит под вопрос исходные условия. Одним из примеров латерального мышления является техника шести шапок (белая — аналитическое мышление, красная — эмоциональное мышление, чёрная — критическое мышление, жёлтая — оптимистическое мышление, зелёная — творческое мышление, синяя — мышление в большой перспективе). В метафорическом понимании, надевая каждую из шапок, человек может взглянуть на проблему с нескольких точек зрения.

Синектика (Уильям Гордон)[править | править вики-текст]

Методика творчества под названием синектика была разработана Уильямом Гордоном в 1940-х гг. В методике участники пытаются «сделать известное странным, а странное — известным». Методика состоит из десяти шагов: анализ и определение проблемы, предложения спонтанных решений проблемы, новая формулировка проблемы, построение прямых аналогий, построение личных аналогий, построение символических аналогий, снова построение прямых аналогий, анализ прямых аналогий, перенос аналогий на проблему и разработка подходов к решению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.