Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад Г.Т. Фехнера в развитие экспериментальной психологии.






Перечень вопросов к экзамену по курсу

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Предмет и задачи экспериментальной психологии.

Предмет экспериментальной психологии: система методов психологической науки. Задачи экспериментальной психологии: обобщение и систематизация знаний о методах исследования всех направлений психологии, разработка критериев эффективности и определение границах их применимости.

Стадии развития науки по Т. Куну.

Понятие парадигмы. Характеристики стадий развития науки по Т. Куну. Допарадигмальная стадия и стадия нормальной науки. Стадия кризиса (экстраординарная наука) и способы выхода из него. Научное открытие и научная революция (примеры).

Кумулятивность и некумулятивность роста научного знания.

Позитивистский подход к росту научного знания (О.Конт). Примеры некумулятивного роста научных знаний: смена парадигм в науке (Т. Кун). Кумулятивность и некумулятивность как характеристики стадий развития науки.

Соотношение теоретических и эмпирических знаний в науке.

Проблема возникновения научных гипотез. Теоретические и эмпирические исследования. Определение теории. Взаимосвязь теории и фактов. Построение научного знания путем обобщения эмпирических фактов. Проверка теоретических построений в опыте.

Эксперимент как инструмент верификации (О.Конт) и фальсификации (К.Поппер) теории.

Обоснование необходимости проверки теорий с помощью эксперимента. Выведение проверяемых следствий из теорий (примеры). Принцип верификации (О.Конт) – выбраковка теорий, не имеющих эмпирических подтверждений. Потенциальная фальсифицируемость научных теорий (К. Поппер). Направленность экспериментальной гипотезы: поиск подтверждений или контрпримеров.

История развития экспериментального метода в психологии.

Возникновение экспериментальной психологии. Изменений представлений об экспериментальных и эмпирических методах в разных психологических школах (структурализм, бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ, культурно-исторический подход, гуманистическая психология, когнитивная психология).

Вклад В. Вундта в развитие экспериментальной психологии.

Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии. Разработка метода интроспекции, программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины. Примеры исследований в школе Вундта. Основные работы и личность Вундта.

Вклад Г.Т. Фехнера в развитие экспериментальной психологии.

Разработка психофизических методов (метод границ, метод констант, метод средней ошибки). Психофизическая проблема и подход к ее разрешению в классической психофизике Фехнера. Основной психофизический закон. Примеры исследований Фехнера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.