Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как читать учебную литературу






Умение студента вовремя и без особых усилий найти нужную книгу, журнал или другой источник информации неразрывно свя­зано со знанием основ информатики, библиотековедения и библио­графии. Эти знания и навыки — залог успеха не только учебы в вузе, но и дальнейшей профессиональной деятельности экономи­ста. Главным источником информации являются библиотеки.

С первых шагов самостоятельной работы с научной литературой очень важно научиться ее читать. Потому что чтение — это тоже работа. И эту работу нужно уметь так организовать, чтобы избежать бесцельных потерь времени.

По названию книги или статьи трудно судить об их содержании. Поэтому целесообразно заказать несколько источников, чтобы иметь возможность сравнить их и выбрать лучшие.

При некотором опыте достаточно внимательно ознакомиться с предисловием, оглавлением, введением и заключением книги, что­бы получить общее впечатление о ней, составить представление о ее плане, задачах, главной мысли. Когда приходится иметь дело с множеством книг и все их невозможно прочитать, знакомство с некоторыми из выбранных поневоле приходится ограничивать про­смотром. Предварительно ознакомившись с книгой, можно присту­пить к ее чтению.

Способы чтения зависят от его цели и от самой книги. Книгу можно «перелистать», «просмотреть», «пробежать». Так мы поступаем при выборе книги для чтения, при чтении газет. При таком чтении умелый читатель увидит в книге наиболее существенное вообще или наиболее важное для него: главные мысли автора, факты и т. п.

Книгу можно читать медленно, основательно, но выборочно, про­пуская ненужные в данный момент сведения. Так читаются руковод­ства и справочная литература. Есть чтение полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. Так мы читаем художест­венную литературу.

Наконец, можно читать книгу «с проработкой» ее содержания. Это значит — читать ее вдумчиво, усваивая прочитанное, запоми­ная и выписывая наиболее интересные мысли, факты, продумывая и оценивая содержание книги.

Чтение может быть активным и пассивным. При пассивном чте­нии мы как бы отдаемся на волю автора — ни оценки прочитанно­го, ни критики. При активном чтении, наоборот, читатель дает оценку мыслям автора, соглашается с ним или делает свои выводы.

Студент должен одинаково совершенно владеть всеми способами чтения и легко приспосабливаться к любой цели чтения. При чте­нии полезно идти от общего впечатления к подробностям. Так, бег­ло прочитав главу, надо выделить главные темы ее и проработать каждую более углубленно. В конце главы нужно дать себе ясный ответ о ее содержании. Этот «самоэкзамен» — лучшее средство са­моконтроля при чтении.

Однако нельзя ограничиться только чтением по принципу «от общего впечатления к чтению глав». При таком чтении можно не уяснить содержание книги в целом. Поэтому, начав чтение, нужно и обратным путем — от частей к целому. Для этого, отчетливо поняв главу, нужно постараться связать ее с другими главами книги, получить общее и полное впечатление о книге в целом.

Оформление плана. Выписки, выдержки, цитирование, тезисы, конспект, реферат

В зависимости от целей чтения формы и типы записей могут быть различными: составление плана, выписки и выдержки, цитирование, тезисирование, конспектирование, аннотирование, реферирование.

План составляется для того, чтобы повторно, не читая самой книги, вспомнить о ее содержании и построении.

Выписки рационально делать на библиографических карточках, in выписка не помещается на одной карточке, то можно использовать несколько карточек, нумеруя их по порядку. В верхней части карточек нужно делать короткие заголовки, обозначающие тему предмет выписок. Такие заголовки называются ключевыми словами. Ключевые слова помогут в дальнейшем подобрать выписки из различных источников одной и той же теме. В нижней части карточки обязательно следует указать источник, откуда взята выписка. Если у вас вошло в привычку вести картотеку прочитанной литературы и шифровать книги и статьи в своей картотеке, то источник на карточке с выпиской можно записать в виде шифра-дроби. В знаменателе дроби будет указан номер книги, из которой выписка, а в числителе — страница.

По выпискам не получишь представления о книге в целом. Проанализировать и освоить источники помогут другие, более ножные типы записей — тезисы и конспекты.

Тезис — это доказываемое положение или утверждение. В отличие от выписок, как правило, содержащих только фактический материал, тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждением. Конспект — это краткое письменное изложение содержания книги. Реферат — это изложение основных мыслей, фактов и примеров из книги или статьи. В отличие от конспекта, который является пересказом прочитанного с сохранением порядка изложенного в *иге, реферат включает лишь необходимые данные, определяемые целью чтения. В ряде случаев работа в целом не представляет интересa для данного читателя, но в ней содержатся отдельные полезные справки, ссылки, факты, цифры. Все эти сведения и должны быть включены в реферат.

Аннотация — это очень краткое изложение сущности данной работы с основными выводами автора. Аннотации обычно составляют на книги и статьи, содержание которых не имеет прямого отношения к интересующему читателя вопросу. Аннотации можно записывать сразу после библиографического описания источника на карточке.

Планы, тезисы и рефераты, записанные на отдельных листах, следует хранить в папках-скоросшивателях. Листы в папке нумеру­ют. Номера проставляют сверху страницы посередине или сбоку. Ну­мерацию листов в папке лучше вести сплошную. Каждой папке также присваивают номер. Чтобы облегчить поиск материала в папке, на обложке приводят перечень хранящихся в ней материалов с указанием номеров страниц. Так же оформляют и тетради, содержащие кон­спекты нескольких произведений.

9.7.Защита авторских прав. Правозащитные требования образовательных программ

Учебная работа студентов вузов связана с использованием ими огромных массивов учебной, справочной, научной литературы, мате­риалов различных сайтов Интернета, где сегодня размещена важная легко доступная профессиональная информация. Однако, открытый свободный доступ к информационным сетям, ни в коей мере могут сопровождаться бесконтрольным пользованием информационными данными — все они интеллектуальный продукт опреде­ленного автора и поэтому без его устного или письменного разрешения пользоваться ими нельзя. Это актуальная и сложная проблема, которая не может решаться только морально-этическими средствами. Поэтому студенты-экономисты изучают основы правоведения и его новые нормы в режиме «разрешено — запрещено». Это одна из важных целей обучения экономистов. Именно поэтому изучается такая дисциплина как «Правоведение» (ГСЭ. Ф.06). Ее основные задачи — сформировать правопослушный стиль или образ поведения экономистов, изучая такие темы как: государ­ство и право — их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты, основные правовые системы современности, международное право как особая система права; закон и подзаконные акты, правонарушение и юридическая ответственность, обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение, особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности экономиста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.