Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание и поддержание учебного режима






Человек не рождается с суточным ритмом, он вырабатывается постепенно. Организм человека, все его функции подчинены обще­му суточному ритму. Сила и направленность ответа организма на все воздействия внешней среды во многом зависят от того, в какой фазе находятся основные функции организма.

Максимальная интенсивность биохимических процессов прихо­дится на дневное время и снижается в ночное. В суточном ритме изменяется более 50 физиологических функций организма. В зави­симости от суточного ритма физиологических функций в различ­ные периоды дня меняется и работоспособность. Высокая работо­способность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда жизненный ритм правильно согласуется со свой­ственными организму естественными ритмами его психофизиоло­гических функций.

Зона биоритмологического оптимума для деятельности имеет индивидуальные колебания. Так, некоторые люди обладают боль­шей работоспособностью утром (так называемые утренние типы, «жаворонки»), другие — вечером (вечерние типы, «совы»).

У большинства людей имеется два пика работоспособности в те­чение суток: с 9 до 12 — 13 часов и между 16 и 18 часами.

Исследованиями установлено, что оптимум работоспособности в утренние часы отмечают 25% студентов, предпочитают же для рабо­ты вечерние часы — 35% студентов, имеют два пика работоспособ­ности или не отмечают определенных периодов повышенной рабо­тоспособности 40% обследованных. Следовательно эти особенности работоспособности следует учитывать и приурочивать к периодам естественного подъема работоспособности трудную ответственную работу.

Работоспособность меняется и по дням недели — наиболее вы­сокая работоспособность наблюдается во вторник, среду, четверг. Это также следует учитывать при составлении своего графика работы.

Большое влияние на продуктивность умственного труда оказы­вает внешняя обстановка и, прежде всего, микроклимат помещения (температура, влажность, подвижность воздуха). Оптимальной тем­пературой воздуха в помещении, где проводятся занятия, является температура 18°С, влажность 4060%. В процессе жизнедеятельно­сти человеческий организм выделяет тепло, с выдыхаемым возду­хом — углекислоту, влагу, что изменяет микроклимат в неблагопри­ятную сторону. Повышение температуры и влажности воздуха влия­ет на организм, изменяя тонус периферической нервной системы, распределение крови в организме, деятельность органов дыхания, сердца; меняется терморегуляция организма, газовый обмен и т.д.

Наблюдения показывают, что при повышении температуры воздуха в помещении до 26 — 27°С количество ошибок у студентов к концу занятий возрастает на 57 — 82%, в то время как при температуре 18 — 20°С — лишь на 27 — 34%. Повышение содержания углекислоты до 0, 1% также способствует появлению ряда функциональных на­рушений и снижению работоспособности. Поэтому особенно важна систематическая вентиляция помещений.

Если театр, по выражению К.С. Станиславского, начинается с вешалки, то продуктивность умственного труда начинается с фор­точки. Систематически надо проветривать не только комнату дома, но и аудитории, лаборатории. В момент усиленной работы мозга кровоснабжение мозга увеличивается в 8 — 10 раз и более. Вот по­чему все должно обеспечивать доступ крови к мозгу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.