Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ содержания образовательных программ экономического образования






На наш взгляд, описывать общие и особенные характеристики экономических специальностей, вместе взятых и по отдельности, необходимо для того, чтобы студенты-экономисты отчетливо пред­ставляли себе все существующие специальности своих коллег-экономистов, с которыми им придется сотрудничать в будущей профессиональной практической деятельности. Эти сведения необ­ходимы и для осознанного освоения системы знаний по избранной специальности.

Рассмотрим результаты сравнительного анализа общих и осо­бенных положений образовательных стандартов высшего профес­сионального образования общего направления в рамках, которые объединены в одну укрупненную группу специальностей.

Подобный сравнительный анализ состава и содержания образо­вательных стандартов осуществлен и представлен в этом пособии, насколько нам известно, впервые. Особенно важно, что каждый экономист в своей практической профессиональной деятельности осуществляет, во множестве случаев, именно такую аналитическую работу и по форме и по содержанию.

Таким образом, начинающий свой профессиональный путь сту­дент сразу знакомится с методологией экономического исследования.

Изучалась полностью вся группа специальностей. На языке экономистов это называется генеральной совокупностью данных1. Она названа — направление «Экономика и управление». Ей при­своен общий шифр 060000. Подобным образом, но с помощью дру­гих шифров группируются в другие направления специальности социологов, психологов, юристов и др. В состав направления

060000 сегодня включены все специальности, по которым в России готовят экономистов с высшим образованием.

С 1995 по 2000 годы в нашей стране существовал более расши­ренный перечень специальностей экономистов и их стандартов первого поколения. Но со временем на рынке труда часть из них перестала пользоваться спросом и множество специальностей эко­номистов в результате специального маркетингового изучения рын­ка труда было пересмотрено и укрупнено в ограниченный, но дей­ствительно необходимый рыночной экономике перечень.

Содержание образовательных программ от поколения к поколе­нию изменяется.

Известно, что образовательный стандарт изначально органиче­ски входит в единую государственную систему стандартизации. Су­ществование Стандарта гарантирует государству и обществу эффек­тивность и результативность функционирования системы образова­ния на всех ее уровнях и во всех структурных звеньях, ее соответст­вие требованиям времени, и лучшим достижениям мировой прак­тики. А качество образования характеризуется не внутрисистемной совокупностью тем, определяемых базовыми планами и програм­мами, а степенью соответствия системы образования запросам лич­ности, общества и государства.

Новое поколение образовательных стандартов, несомненно, вносит свежую струю в разработку курсов, составляющих систему профессиональной подготовки будущих экономистов. Экономиче­ским вузам представлена возможность самостоятельно разрабаты­вать конфигурацию содержательных блоков учебных курсов и рас­пределять их по отдельным семестрам, предусматривать формы контроля по окончании их изучения. Примером этого может слу­жить учебная программа и настоящее учебное пособие «Введение в специальность экономиста».

Исходя из нормативных положений Федерального закона, госу­дарственный образовательный стандарт высшего профессионально­го образования устанавливает права и обязанности участников сис­темы образования в отношении содержания этого образования, нормативных сроков его получения и его результатов. Пять лет обучения в экономических вузах, согласно стандарту, должны стать Целенаправленным процессом формирования личности экономиста, год от года овладевающего профессией, специальной терминологи­ей, особой речью, опытом, навыками.

К ведущим задачам изучения экономических курсов относятся:

• обеспечить глубокое и творческое овладение студентами экономической наукой;

• способствовать становлению экономического мышления;

• формировать умение четко формулировать цели и задачи своей деятельности и принимать эффективные решения по
их реализации;

• развивать умение анализировать современные подходы к обучению, экономические системы, адекватно оценивать свою экономическую деятельность;

• воспитывать любовь и творческое отношение к избранной профессии.

Базовое содержание высшего образования включает в себя сис­тему педагогически адаптированных основ и элементов культуры, определяемую общественными и государственными требованиями к результатам высшего образования. Базовое содержание структури­руется по образовательным областям и реализуется в образователь­ном процессе набором дисциплин и курсов.

Обратимся непосредственно к изучаемым стандартам направле­ния 060000 «Экономика и управление».

Стандарты утверждены приказом Министерства образования РФ и одобрены на заседании Научно-методического совета по экономике Учебно-методического объединен ия университетов. Основная образовательная программа подготовки экономиста во всех двенадцати стандартах разрабатывается на основании на­стоящего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производ­ственных практик.

' Методика исследования данного материала (ее разработка и анализ подготовле­ны: Бойко К.С., Дмитриевой Е.Н., Музыка Л.Е., Шкобыревой Е.П.).

 

Внутри каждого цикла изучаемые дисциплины и курсы стан­дартно представлены по всем специальностям в федеральном ком­поненте, который задает единое для всех субъектов Российской Фе­дерации базовое содержание образования. Так, в федеральном ком­поненте гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) представлены такие дисциплины, как иностранный язык, фи­зическая культура, отечественная история, социология, философия, культурология и т. д. Федеральный компонент математических и естественно-научных дисциплин (ЕД) включает математику, ин­форматику, концепцию современного естествознания. В некоторых учебных планах различных специальностей встречаются такие дис­циплины, как физика, химия, экология. В федеральном компоненте общепрофессиональных дисциплин ОПД присутствуют теория пе­реходной экономики, статистика, финансы и кредит и т. д., а спе­циальные дисциплины (СД) базируются в основном на специфике изучаемой дисциплины.

Региональный (вузовский) компонент государственного образо­вательного стандарта, как правило, отражает региональные особен­ности субъекта Российской Федерации. В качестве приложения ко всем стандартам выступает примерный перечень специализаций по той или иной специальности.

Часы учебной нагрузки во всех циклах и по всем дисциплинам в рассматриваемых нами образовательных стандартах указаны с учетом аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) учебных работ, а также времени рубежного контроля (сессий). Надо сказать, что в двенадцати стандартах встречаются различия в учебных часах по отдельным дисциплинам, а также в нормах времени, отведенных для преподавательского состава и группы студентов. Все дисциплины стандартов по квалификации «экономист» тематически (обуслов­лены потребностью в этих познаниях и способствуют разносторон­нему развитию экономической личности, квалифицированного ра­ботника в рамках определенной специализации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.