Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.Н.Карандашев Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.






ВВЕДЕНИЕ

Проблема ценностей и ценностных ориентации явля­ется предметом изучения ряда наук о человеке и обще­стве, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое дру­гое, должно занять центральное место... способное объе­динить интересы разных наук, касающихся человеческо­го поведения». Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат перу пси­холога (Rоkеасh, 1973, р. 3), но сходного мнения при­держивались и социологи (например, Williams, 1968), и антропологи (например, Кluckholn, 1951). Эти ученые рассматривали ценности как критерии, которые исполь­зуются людьми для выбора и обоснования своих дейст­вий, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие са­мим объектам.

В данной работе мы остановимся только на психологи­ческом аспекте проблемы и методах его изучения. В то же время следует напомнить, что проблема ценностей и цен­ностных ориентаций является междисциплинарной, по­этому полагаем, что материал данной книги будет полезен как с теоретической, так и с практической точки зрения специалистам разных специальностей, и исследователям и практикам.

Целесообразно различать ценности двух типов:

(1) ценности общества и социальных групп (социальные ценности);

(2) ценности личности (индивидуальные ценности).

В социальных, психологических и педагогических ис­следованиях используются как понятие ценности, так и по­нятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характе­ристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориен­тация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориенти­ров. Ценностные ориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях.

В последние годы значительно активизировались ис­следования индивидуальных различий ценностей. Исследования на межнациональном уровне обнару­жили различия ценностей в разных культурах мира, вы­явили их истоки (цит. по Schwartz, Вагdi, 2001).

Исследования этих и других авторов выявили огром­ное количество вариаций в ценностных приоритетах индивидов в каждом обществе, а также различия между социальными группами в рамках одной нации. Они поз­волили сделать выводы, что индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, до­вольно значительно отличаются в ценностных приорите­тах. Эти различия отражают их генетическую наследст­венность, личный опыт, социальный статус и влияние культуры.

С одной стороны, ценностные приоритеты, превали­рующие в обществе — это ключевой элемент в культуре. Ценностные приоритеты индивидов представляют цент­ральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. С другой стороны, ценности испытывают пря­мое влияние повседневного опыта в изменяющемся эко­логическом и социально-политическом контексте.

Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивиду­ального изменения, возникающего в результате истори­ческих, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые по­являются по мере того, как социальные общности разви­ваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта.

В современной науке и практике существует актуаль­ная потребность в таких инструментах измерения, ко­торые могли бы быть использованы в кросс-культурных исследованиях, имели бы достаточно разработанную те­оретическую основу и были бы эффективны для изуче­ния ценностей и ценностных ориентации как групп, так и отдельных индивидов. К числу таких методик относит­ся опросник ценностей, разработанный профессором Шварцем. Методика создавалась на основе методики М. Рокича, которая была существенно модифицирована и расширена.

 

Данная книга представляет собой методическое руко­водство, характеризующее основные понятия и концеп­цию ценностей, методологию их изучения, описание ме­тодики Шварца, инструкции по ее проведению, обработке и интерпретации данных, а также опыт ее применения в исследовательской работе.

Необходимо отметить, что Шварцем разработано две методики изучения ценностей, их анализа:

на уровне личности (индивидуальных различий),

на уровне культур (различий в социальных культурах).

В данном руководстве представлена только одна из них — методика для изучения ценностей личности.

 

Считаю свои долгом выразить искреннюю призна­тельность С. В. Реттгес за помощь в работе по русско­язычной адаптации методики, за сотрудничество и ответ­ственную работу по сбору и обработке результатов на разных этапах исследования.

В процессе разработки варианта Опросника ценнос­тей на русском языке мы консультировались с автором оригинальной методики профессором Шварцем. Кор­ректность русского перевода Опросника проверялась им с помощью обратного перевода, осуществленного со­трудником, владеющим русским и английским языками, в результате которого была подтверждена полная адек­ватность смысла перевода языку оригинала. Окончатель­ный вариант Опросника ценностей, представленный в Приложении, и руководство по его проведению также были одобрены автором методики и рекомендуются им для исследовательской и практической работы в России.

Вопросы и пожелания по содержанию данного руко­водства читатели могут направлять в адрес редакции из­дательства «Речь».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.