Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение






 

Под наблюдением понимается преднамеренное и целенаправленное восприятие (преимущественно – визуальное) объектов (вещей, явлений, свойств, состояний), обусловленное задачами практической или теоретической деятельности. Наблюдение – наиболее простой метод эмпирического исследования, но не следует категорично утверждать о нем как «первичном» и «бесспорном» базисе научного знания, состоящем из чисто описательного накопления сырых данных, необходимых для создания научной теории.

Разумеется, период накопления данных должен быть, но он далеко не «чисто описательный» по своему характеру. Сегодня на передний план все больше выходит интерпретация результатов наблюдения, поскольку в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдений, которые выступают лишь знаками изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т.п.). Научное открытие – это не случайная удача в наблюдении, ему предшествуют попытки идти к явлениям от предполагаемых теоретических существенных закономерностей.

Ценность наблюдения зависит от однозначности его определения; оно перестает быть наблюдением в привычном значении этого слова и становится скорее регистрацией ожидаемого результата и его измерения.

Наблюдение может быть непосредственным или опосредованным различными приборами и техническими средствами. По мере развития науки наблюдения становятся все более сложными и опосредованными.

Научное наблюдение должно удовлетворять ряду требований:

- однозначность замысла, система методов наблюдения, объективность, т.е. возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо применением иных методов исследования, например, эксперимента (в то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части процедуры эксперимента);

- имеет активный, деятельный характер, предполагает предварительную организацию, систематичность и планомерность;

- опирается на научную теорию или отдельные теоретические положения;

- служит решению определений теоретической задачи, постановке новых проблем, выдвижению новых или проверке уже существующих гипотез;

- использует специальные средства, существенно расширяющие сферу и возможности наблюдения (микроскопы, телескопы, рентгеновский аппарат, радиолокатор, генератор ультразвука и т.д.);

- наблюдение – необходимый момент любого эксперимента, определяющего его задачи и функции (подготовительные, организационные или практические действия с объектом сближают его с экспериментом).

Активность наблюдения относительна, поскольку наблюдение не изменяет объект, но существенно улучшается при помощи измерения объекта, измерения его свойств и отношений. Включение измерения в наблюдение служит хорошей основой для выработки гипотез о необходимости и закономерных связях, свойствах и отношениях и т.п. Активность наблюдения необходимо связана со способностью ученого к наблюдению – наблюдательностью, которая должна тренироваться и развиваться.

Наблюдение отдельных деталей, аспектов, сторон объекта называют фиксирующим, а охватывающее целое при условии повторного наблюдения – флуктуирующим. Единство обоих видов наблюдения дает целостную картину объекта.

При современном разделении труда в науке ученые сплошь и рядом имеют дело не собственными наблюдениями или измерениями, а с описанием результатов наблюдений и измерений, полученных другими исследователями. В этом случае степень объективности описания во многом зависит от уровня достоверности теоретических предположений, находящихся, в конечном счете, в основе любого наблюдения и описания. Так, И. Павлов активно боролся против употребления доставшейся «по наследству» от прошлого этапа в развитии науки о психике животных терминологии описания – «собака подумала», «собака поняла» и т.п.

Особую трудность представляют наблюдения в социально-гуманитарных науках, где результаты наблюдения в значительной мере зависят от личности наблюдателя, его установок, ценностного отношения к наблюдаемому объекту.

В социологии и социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное), когда исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы «изнутри».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.