Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Курганский государственный университет

 

Педагогический факультет

Кафедра «Организация работы с молодежью»

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

" Введение в специальность"

тема

" Мое понимание специалиста по работе с молодежью"

 

Студент группы ПЗ-10814

(сокращенная форма обучения)

____________ Меньщикова В.Ю.

подпись (дата)

 

 

Руководитель _____________ Бобкова Н.Д.

подпись (дата)

 

Курган 2015

 

 

Одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки специалиста по работе с молодежью являет ся формирование готовности к социальнопедагогической деятельности, которая определяет сущность педагогического обеспечения работы с молодежью. Формирование этой компетентности включает понимание студентами цели социальнопедагогической деятельности, ее основных компонентов и представление о целевых и инструментальных функциях и путях их реализации. Исходя из предмета социальной педагогики, рассматривающего регулирование отношений человека и социальной среды с целью его социального развития, мы можем рассматривать цель социальнопедагогической деятельности как продуктивное содействие человеку в получении им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребностям. Такое содействие отражает суть социального воспитания человека, направленного на формирование социальности как интегративного качества личности в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного саморазвития как субъекта социальных отношений. Именно такое рассмотрение цели социально педагогической деятельности базируется на субъектно субъектном подходе, предполагающем активную позицию самого объекта социальнопедагогического влияния. Каковы компоненты социальнопедагогической деятельности, отражающиеся в задачах и путях их реализации? Первым таким компонентом является социально педагогическое сопровождение. Оно предполагает поддержку молодого человека в построении им социальных отношений, оказание ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации. У ребенка, у молодого человека, да и у взрослого чело века часто возникает много трудностей, проблем, которые связаны с отношениями с людьми, с социальными инсти тутами, со школой, с семьей. Эти проблемы требуют, не сомненно, того, чтобы человек сам их решал, а не за него решали. Но при этом нужна поддержка. Другими слова ми, необходимо сопровождение в решении этих проблем, поэтому одной из важнейших задач является обеспечение именно социальнопедагогического сопровождения, кото рое помогает ребенку решить проблемы регулирования от ношений с окружающей социальной средой. Социальнопедагогическое сопровождение имеет свою специфику и прежде всего направленно на поддержку молодого человека в построении им своих социальных отношений, на его обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Социальнопедагогическое сопровождение, несомненно, реализуя имманентные для данного процесса цели, выступает в качестве воспитывающего фактора. Социальное воспитание и социальнопедагогическое сопровождение диалектично связаны между собой. Если социально педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социальнопедагогического сопровождения. Вторым компонентом является педагогическая поддержка. Ее предметом, по мнению О.С.Газмана, является процесс совместного определения с человеком его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Необходимо именно поддержать молодого человека в поиске решения возникшей у него личностной проблемы, а не решать эту проблему за него. Педагогическая поддержка предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка и веру педагога в эти возможности. Осуществляя педагогическую поддержку, организаторы выявляют личностную проблему молодого человека, осуществляют совместно с ним поиск вариантов ее решения и анализ последствий этого решения на основе имеющегося у молодых людей социального опыта. Педагогическая поддержка пересекается с другим компонентом — социальнопедагогической помощью, предполагающей реальное содействие молодому человеку в преодолении возникающих у него трудностей. Это могут быть трудности в разрешении конфликтной ситуации со сверстниками и взрослыми, затруднения при выполнении ребенком возлагаемых на него обязанностей, трудностей. Социальнопедагогическая помощь предполагает выявление потребности юношей и девушек в социально педагогической помощи; определение меры этой помощи (степени вмешательства); реализацию помощи как через действия ребенка, так и через действия организатора ра боты с молодежью.

Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечение определенных лиц для оказания помощи молодым людям, совместная деятельность с объектом помощи. Несмотря на то, что социальнопедагогическая деятельность распространяется на различные возрастные группы людей и в ряде случаев пересекается с педагогикой пере воспитания или андрагогикой, основной акцент в социально педагогической деятельности делается на работе с детьми. Это соответствует педагогической деятельности вообще, которая все таки в большей степени уделяет внимание детству. Но в этом случае не исключаются социальное обучение, социальное воспитание и социальное педагогическое сопровождение людей и более старших возрастов. Пути решения социальнопедагогических задач субъектами социальнопедагогической деятельности раскрыва- ются в функциях, которые представляют собой комплекс действий, реализация которых обеспечивает достижения указанной выше цели и задач. Можно выделить две группы функций: инвариантные (реализация которых присуща всем задачам, решаемым в процессе социальнопедагогической деятельности) и вариативные (которые используются для решения конкретной задачи). Инвариантные функции можно разделить на две группы: целевые и инструментальные. Можно выделить три целевых функции. Первая целевая функция формирования социальной компетентности молодого человека осуществляется через его социальное обучение. Что такое социальная грамотность? Человек, приходя щий в человеческое общество, должен знать прежде всего нормы общества, те правила, по которым живут люди. И не только правила, но и те законы, которые он должен выполнять как гражданин. Вторая целевая функция — создание условий для социального самоопределения, то есть для выбора личностью своей социальной роли и социальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления своих жизненных целей, предполагающих включение личности в эту систему социальных отношений. Самоопределение является центральным механизмом становления зрелой личности, состоящим в осознанном вы боре человеком своего места в многообразных социальных отношениях. Проявление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высоко го уровня развития, для которого характерно стремление иметь собственную позицию в структуре различных связей между людьми. Третья целевая функция — содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих на фоне проблемных отношений с окружающей социальной средой, — реализуется через социальнопедагогическое со провождение.

Основными направлениями реализации данной функции являются:

• Адаптация человека к новым для него жизненным ситуациям. Например, переезд в другой город, при ход в семью нового человека, участие в неизвестном ранее событии и т.п. Эта составляющая социально педагогического сопровождения способствует адекватному социальному выбору ребенком своей позиции в новых, ранее неизвестных ему условиях. Адекватной адаптации молодого человека способствуют совместный с ним анализ новой ситуации, определение его отношения к ней, поиск вместе с ним способов поведения.

• Коррекция ценностей молодых людей, существенно влияющих на их поступки и поведение. Прежде всего речь идет о молодых людях, склонных к девиантному и деликвентному поведению. В этом случае педагоги призваны на основе реализации всех вышеназванных функций скорректировать отношение молодого человека к окружающему миру, изменить стереотипные для него нормы поведения, сделать его поступки более осмысленными и самостоятельными.

• Преодоление личностных кризисов в жизни молодых людей, связанных с неадекватной оценкой возникающей ситуации, определяемой важным для их жизни событием и отношениями между людьми.

Помимо перечисленных выше функций необходимо выделить инвариантные инструментальные функциию К ним относятся информационно-диагностическая, коммуни-кативная, прогностическая и организаторская функции. Реализация информационно-диагностической функции в социально–педагогической деятельности предполагает выявление причин возникающих у молодых людей проблем и затруднений, выбор наиболее подходящего педагогического средства и создание благоприятных условий для решения детьми имеющихся у них проблем.

Реализация диагностической функции социально педагогического сопровождения предполагает прохождение ряда этапов:

1. Изучение практического запроса;

2. Формулировка проблемы;

3. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

4. Выбор метода исследования;

5. Использование метода;

6. Формулировка социальнопедагогического диагноза;

7. Поиск средств организации работы с молодыми людьми.

Рассматривая реализацию коммуникативной функции, организаторы должны четко представлять, что протяженность, форма, глубина общения с молодым человеком определяются прежде всего необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений. Необходимы соответствующая подготовка к общению, установление контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения. Необходимы постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция состояния. Соблюдение правила субъектности, как мы уже отмечали, предполагает, что подросток активен, он осуществляет самостоятельное разрешение собственного затруднения с помощью педагога. Для достижения целей социально-педагогической деятельности большое значение имеет реализация прогностической функции. Суть ее реализации заключается в обосновании определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными молодыми людьми в социуме, и в опоре на достоверные данные. На основе этого прогноза осуществляется создание проекта взаимодействия с молодыми людьми. Прогноз базируется, как правило, на психосоциальном анализе жизни молодых людей, анализе факторов биопсихогенного характера. Эффективность работы по изучению дан ной группы факторов зависит от взаимодействия и сотрудничества специалиста по работе с молодежью и психолога. Среди факторов, позволяющих прогнозировать по ведение молодых людей и возникновение у них проблем, важное место занимает положение молодого человека в группе. Изучая положение индивида в группе, необходимо провести анализ всех групп, в которые входит молодой человек. Это учебный и производственный коллективы, груп пы по интересам межличностного общения и т.д. Следующий фактор, который необходимо учесть при прогнозировании, — влияние референтной группы на мо лодого человека. Все вышеуказанные факторы находятся в тесной взаимосвязи. Для конкретного молодого человека или группы уча- щихся тот или иной фактор может являться доминирующим. Реализация организаторской функции предполагает использование организатором работы с молодежью ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем. Такие ситуации имеют большое значение для социально педагогического сопровождения, если они эмоционально значимы для ребенка и осознаются им как событие его жизни. Реализация данной функции предполагает как организацию молодежных групп, так и координацию деятель ности социальных институтов, взаимодействующих с молодежью.

 

Ни в каком возрасте, пожалуй, человек не нуждается так в понимании, как в годы юности. Создается впечатление, будто понимание другими - необходимое условие формирования личности. Тем не менее научная разработка понятий «молодежь», «взросление» представляется достаточно новой для социальных наук проблемой. Так, дискуссионное осмысление понятия «молодежь» наблюдается фактически лишь с 70-х годов ХХ в.239 Достаточно широко распространен подход, согласно которому молодежный возраст связан с понятием трудоспособности240. С этой точки зрения, детство - период, когда люди не занимаются производительным трудом; молодость - пора выбора профессии, обучения; зрелость - время реализации своих способностей, активной работы. Однако доминирующей в настоящее время является точка зрения, согласно которой молодежь - это большая социальнодемографическая группа, особенности которой определяются ролью и местом молодого поколения в системе воспроизводства и развития общества. С этим связаны социальнопсихологические особенности молодежи, ее социально-политическая неоднородность. Молодежь как объект научного исследования и управления в соответствии с нормами российского законодательства представляется крайне неоднородной по составу, полу, возрасту, социальному статусу (в одних классификациях выделяется 7 групп молодежи, в других - 11, среди которых: учащиеся школ, лицеев, ПТУ, студенты колледжей и вузов, предприниматели и военнослужащие и т.д.)241. Определение возрастных границ молодежи связано с началом и завершением оформления полноценного самосознания личности молодого человека. Таким образом, по мнению одних ученых, молодой - это человек в возрасте от 14 до 25 лет, по мнению других - от 16 до 30. Нередко при определении и описании молодежи используется понятие «взросление», что представляется весьма значимым в контексте практики социальной работы. Взросление касается приспособления личности ребенка к «половозрелому статусу»242, то есть совладания с собственным телесным и сексуальным созреванием. Возрастные границы взросления (в широком смысле слова) включают в себя период от 12-14-го до 25-го года жизни. Эту возрастную группу ряд специалистов отождествляет с «юношеством» или «молодым поколени-ем»243. Ввиду значительной изменчивости верхней границы периода взросления (стоит только вспомнить о все возрастающем разбросе в сроках начала профессиональной деятельности и вступления в брак) сейчас намечается тенденция к отказу от жесткого определения возрастных рамок и даже к установлению этой верхней границы только по социальным критериям.

Период взросления принято разделять на несколько стадий. Иногда говорят о трех (ранняя, средняя и поздняя) или пяти (предвзросление, раннее взросление, собственно взросление, позднее и послевзросление). При этом почти все теории различают по меньшей мере две фазы в процессе взросления, первая из которых характеризуется многочисленными соматическими, психическими и психосоциальными изменениями, утратой детского статуса наряду с сохраняющимися нереалистическими представлениями о собственных привилегиях и о статусе взрослых. Вступив в период полового созревания, люди попадают в двойственное положение: они уже не дети, но еще не взрослые. Для второй фазы взросления характерна реорганизация: господствовавшие на первой фазе беспокойство и неуверенность уменьшаются, подростки ориентируются в жизни, находят контакт со сверстниками и в значительной степени отказываются от детского статуса. Тем не менее статус взрослого еще не достигнут, возникают проблемы идентификации, возможно столкновение с традиционными общественными структурами.

Законодательство России установило возраст молодого человека в границах от 14 до 29 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что в среднем в 14 лет развертывается пубертатный кризис, детерминирующий физическую зрелость, открывается доступ к трудовой деятельности, когда подросток получает впервые право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе или поступить в техникум, вуз или на работу. Верхняя возрастная граница определяется достижением трудовой и социальной стабильности: экономическая самостоятельность, профессиональная зрелость, создание семьи.

Молодежь, таким образом, определяется как возрастная группа, обладающая определенным социальным статусом маргинального, промежуточного свойства, переходного от детства к взрослости244. Следовательно, молодой возраст охватывает не только период личностного самосознания, но и активной адаптации, интеграции его в социальную действительность. По логике В.Т. Лисовского, это и время взрослости человека, ибо после рождения собственных детей, по его мнению, молодой человек преодолевает порог молодости245. Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении молодежного возраста.

Молодежь как социально-демографическая группа является потенциальным носителем субъектности ввиду ее особого положения в социальной структуре. Молодежь субъектна функционально в соответствии с особенностями своего развития в системе общественных отношений, сознание ее деятельно, то есть обладает пониманием своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно значимой основы собственного существования. В социальном смысле молодежь как субъект - автор выбора.

Таким образом, согласно общепринятой в науке точке зрения, молодежь рассматривается в качестве субъекта общественных отношений, носителя активности. Обладая определенными социально-психологическими характеристиками на каждом этапе своего возрастного развития, она включается в процессы социального взаимодействия, является субъектом взаимодействия. Объективно выполняя функцию носителя инициативы как основы собственного существования, она обладает уникальным способом взаимодействия с социальной действительностью, каковым выступает ее инициатива. В то же время, в соответствии с нормами российского законодательства, молодежь является объектом государственной социальной политики. В российском законодательстве минимально представлены нормы, позволяющие самому молодому человеку проявлять собственную активность и социальность во взаимодействии с государством и обществом. В число субъектов молодежной политики включены признанные государством посредники, государственные и общественные институты воспитания и образования, общественные организации, службы. Лишь Закон «О молодежи города Москвы» рассматривает молодежь как непосредственный субъект и адресат городской политики.

В силу междисциплинарности, интегрального характера социономической деятельности, а также разнообразия научных подходов к описанию как молодежи, так и процесса взросления определение теоретических оснований социальной работы с молодежью представляется делом достаточно трудным. Памятуя о том, что сущность социальной работы деятельностная246 и цель этой деятельности связана с изменением ситуации клиента (психосоциальный подход получает все большее распространение в социальной работе), переоценить роль теорий взросления как научного основания социальной работы с молодежью не представляется, на наш взгляд, возможным.

С биологической точки зрения взросление - это совокупность соматических изменений, которые наиболее очевидно выражаются в физическом развитии и половом созревании: с психологической - это совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладанием с ними, а также с социальными реакциями на них. В правовом отношении период взросления означает рост ответственности перед законом. Социологи же определяют взросление как промежуточную стадию, на протяжении которой молодые люди, достигнув биологической половой зрелости, не могут, вступая в брак и приобретая профессию, приобрести также и всеобщие права и обязанности, дающие возможность и вынуждающие принимать ответственное участие в важнейших общественных процессах. Особенность процесса взросления в том, что относительно профессии и брачного партнера «выбор объекта» становится все более мотивированным, однако еще не закрепленным официально. В силу тесной связи социальной работы с психологией и социологией проанализируем соответствующие теории взросления. Если сначала в психологических теориях взросления господствовали подходы генетической психологии с ярко выраженным биографически-описательным подходом, выдвигавшим на первый план особенности субъекта, то впоследствии, в частности, в разработанной

К. Левиным теории поля, больше значения стало уделяться влиянию окружающих условий. Предваряя анализ данной теории, подчеркнем, что она сыграла значимую роль в разработке психосоциальной модели практики социальной работы в целом (см. тему «Современные модели практики социальной работы», часть I). К. Левин (1890-1947) исходил из следующего постулата: поведение отдельного человека зависит от его личности и окружения; при этом личность и ее окружение взаимозависимы. Сумму всех факторов, связанных с личностью, окружением и их взаимодействием, ученый называл жизненным или психологическим пространством. Поведение человека - функция его жизненного пространства. Согласно этой теории, ситуация взросления характеризуется тем, что надежное жизненное пространство ребенка уже покинуто, а жизненное пространство взрослого еще не достигнуто.

В результате молодой человек оказывается в промежуточном положении, лишающем его уверенности. Многие формы поведения в этом возрасте (замкнутость, робость, агрессивность) - проявления этой неуверенности. Жизненное пространство ребенка еще слабо структурировано, а в период взросления оно начинает все сильнее структурироваться и дифференцироваться по мере приближения к зрелости.

Молодой человек - маргинальная личность. Он не принадлежит ни к детям, ни к взрослым, является аутсайдером как представитель меньшинства. Однако он развивает приспособительные механизмы, основанные на взаимосцеплении сил поля и специфичных для личности форм поведения. При этом происходит развитие в жизненном пространстве, выражающееся в следующих процессах:

· расширение жизненного пространства

· возрастает дифференцировка этого пространства, т.е. в него включается множество новых фантазий, представлений, социальных отношений и видов деятельности; -

· жизненное пространство становится лучше организованным, т.е. между его элементами (установки, когнитивные процессы и т.д.) устанавливаются упорядоченные и закономерные связи

· организация жизненного пространства становится менее жесткой, возрастает способность изменяться, приспосабливаясь к требованиям окружающей среды.

Относительно широкая концепция К. Левина применима и к отдельным личностям, и к группам. Широта - одновременно ее сила и слабость. В социологических теориях взросления важнейшей детерминантой развития (в любом возрасте) считается окружение индивида. При этом социальным процессам приписывается решающее значение для развития молодого человека, который как бы отражает «состояние общества».

Согласно Колману, социологические теории характеризуются следующими признаками: акцентом на ролевом поведении, интересом к развитию «Я» и вниманием к процессу социализации. Между этими признаками существует тесная взаимосвязь. Остановимся лишь на тех из социологических теорий, которые представляются наиболее значимыми в контексте практики социальной работы: теориях ролей и деятельности и социально-экологическом подходе.

Согласно теории ролей (Д. Элдер, П. Хофштеттер), развитие индивида заключается главным образом в формировании определенного ролевого репертуара, который составляет значительную часть его «Я». Роли во многом определяются существующим социокультурным окружением. Они возникают, стабилизируются и дифференцируются в результате общественных процессов. В процессе взросления, с одной стороны, происходит изменение отдельных ролей, с другой - осваиваются новые. Явная прерывность развития ведет к неопределенности в отношении ролей и статуса, а в конечном итоге - к кризисам. При этом на освоение ролей и статуса непрерывно влияют изменяющиеся социальные факторы. К ним относятся наряду с семьей и школой - важнейшими инстанциями социализации - группы сверстников, средства массовой информации, экономические условия, положение на рынке рабочей силы и т.д. Резкая смена традиций приводит к постановке вопросов дестандартизации, детрадиционализации и индивидуализации молодых людей.

Деятельностный подход (К. Хуррельманн) основывается на современных теориях социализации, в которых под деятельностью понимается сознательное, спланированное и преднамеренное поведение человека248. Период взросления характеризуется появлением компетентности в новых видах деятельности, формирующейся созидательными силами самого индивида в результате его столкновения с внешней и внутренней реальностью. В этом смысле влияние человека и общества взаимное. Согласно анализируемому подходу, взросление имеет смысл рассматривать в двух аспектах: как «деятельность в контексте» и как «совлада- ние с жизнью». В первом случае речь идет о взрослении как последовательности действий и формировании компетентности, возникающей за счет творческого акта принятия решений при столкновении с существующими в данный момент требованиями и жизненными обстоятельствами; во втором случае - о взаимодействии индивида с окружающей средой. Социально-экологический подход связан в основном с именем У. Бронфенбреннера и исходит из того, что объективные особенности окружения индивида важны не менее определяемых ими субъективных процессов и переживаний. Развитие же - это постоянное взаимодействие человеческого организма с его непрерывно меняющимся окружением. У. Бронфенбреннер различает разные уровни этого окружения.

Микросистема - непосредственное окружение (домашняя, школьная среда и т.п.). Мезосистема - взаимоотношения между различными жизненными областями, например школой и семьей.

Экзосистема - в основном общественные институты, органы власти, административные учреждения. Индивид непосредственно не входит в эту систему, но подвержен ее воздействиям.

Макросистема - нормы культуры и субкультуры, мировоззрен-ческие и идеологические позиции, господствующие в обществе.

Несмотря на то что социально-экологический подход носит довольно общий характер, его применение в работе с взрослеющими людьми позволяет использовать разного рода внешние ресурсы этих людей на разных уровнях, предупреждая упрощенную трактовку причин кризиса взросления.

В контексте тесной связи социальной работы и социологии ряд профессионалов определяет в качестве научных оснований социальной работы с молодежью функционализм и теорию конфликта. В первом случае основой является идея консенсуса, заключающаяся в том, что люди согласны с базовыми ценностями общества. Семья же, право, система образования - основные агенты социального контроля. Согласно теории конфликта, индустриальное общество обусловливает все более неравное распределение дохода и сталкивается с растущей проблемой социального контроля, пути противодействия которому и пытаются исследовать сторонники данной теории. Таким образом, существует целый ряд моделей социальной работы с молодежью, выбор которых зависит, как правило, от особенностей ситуации клиента и теоретических предпочтений специалиста.

В процессе взросления человек сталкивается с множеством проблем (задач, требующих решения). Определение этих проблем будет несколько отличным в контексте разных теорий взросления, избранных в качестве научных оснований изучаемого процесса. Тем не менее общим для многих из этих теорий является положение о том, что взросление - это процесс развития. Р. Хавигхерст определил следующие задачи развития в юношеском возрасте:

1.Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела.

2.Усвоение мужской или женской роли.

3.Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы.

4.Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5.Подготовка к профессиональной карьере.

6.Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей.

7.Формирование социально-ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и усвоении социальной ответственности гражданина.

8.Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной структуры ценностей как руководства к действиям.

Врастание в социальные роли - исключительно важный компонент взросления. Роль характеризуется рядом признаков: структурированностью, т.е. отличием от других; настройкой на роли других и зависимостью от них; независимостью от данного исполнителя (данную роль может выполнять и кто-то другой). Ролевые конфликты возникают в том случае, когда индивид должен сочетать в поведении противоречивые роли.

Оперируя практикой социальной работы как критерием классификации молодежных проблем, ряд исследователей подразделяет эти проблемы на следующие:

1)социального самоопределения молодежи - изменение социальной ситуации в жизнедеятельности молодежи; эволюция ценностных ориентаций и жизненных планов, выбор жизненного пути и трудовой карьеры;

2)семья, брак, любовь и секс;

3)быт, досуг, хобби и развлечения;

4)отношение к военной службе - преступность, альтернативность, неуставные отношения;

5)криминализация, суицид, другие кризисные ситуации;

6)занятость, образование, бизнес;

7)музыкальная культура, литературные интересы, массовая культура, элитарность, вкусы и интересы;

8)система и типология субкультур.

Есть и другая точка зрения относительно проблемного поля молодежи. Так, известный политический деятель ХХ века М. Рокар, подвергая сомнению необходимость особого подхода к молодежи, постулировал следующее: «Я имею склонность полагать, что у молодежи есть свои проблемы, но это те же проблемы, что и у менее молодых. Тревога за будущее, страх перед безработицей, недостаточная профессиональная подготовка. - эти вопросы касаются всех»251. Ясно, что для молодежи они получают некоторую специфическую окраску. Это нужно иметь в виду и относиться к этому с вниманием. Но не существует методов спасения для каждой категории клиентов в отдельности. «Спасение может быть только общим», - резюмировал свои размышления на заданную тему М. Рокар. Уважение, которого молодежь заслуживает, выражается как раз в том, чтобы с ней обращались как с полноправным членом общества, чтобы слушать самих молодых людей, нежели пытаться изложить им какую-то программу действий.

Социальная работа с молодежью должна координироваться с молодежной политикой; необходимо их взаимодействие. Понимание целей социальной работы с молодежью зависит от того, как мы понимаем, что такое молодежь, какими методологическими принципами руководствуемся при определении ее социальных проблем.

В этой связи и организация анализируемой работы может существенно разниться. Тем не менее можно назвать ряд задач общего свойства, решаемых специалистами по работе с молодежью, включающих в себя раскрытие разнообразных потенциалов, талантов каждого молодого человека, желающего участвовать в собственном развитии, в осуществлении позитивных изменений в своей жизни, социальном окружении, обществе. Это многоуровневый процесс, обогащающий всех участников: молодых людей, волонтеров, специалистов, общество в целом.

Государственную молодежную политику будем определять как деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее творческого потенциала в интересах общества. К основным направлениям этой политики принято относить: -

обеспечение соблюдения прав молодежи; -

обеспечение гарантий в сфере труда и занятости; -

содействие предпринимательской деятельности молодежи; -

государственную поддержку молодой семьи; -

гарантированное предоставление социальных услуг; -

поддержку талантливой молодежи; -

формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие; -

поддержку деятельности детских и молодежных объединений; -

содействие международным молодежным обменам.

К основным направлениям анализируемой политики отнесем: социальную поддержку, включая эмоциональную, информационную, инструментальную, рекреационную, диффузную; дружбу, клубы и информационные центры, играющие основную роль в работе с молодежью. Так, рекреационные проекты включают в себя спорт, игры, искусство (драму, танец, музыку, занятия фотографией); рукоделие, ремесло, организацию праздников и выходных дней, походы, развлекательные мероприятия (см. тему «Технология становления и развития взаимопомощи в системе социальной поддержки населения»).

Высокую оценку профессионалов получили проекты, направленные на работу с условно осужденными молодыми людьми или отбывшими наказание (дневная программа предоставляет возможность образования и личностного роста, обучения рукоделию и ремеслу, вечерняя предлагает осуществление рекреационных возможностей и социальных контактов). Организуются ресурсные центры для молодежи, осуществляющие экологические проекты, например, или поддержку молодых матерей, безработных; предлагающие консультативную помощь людям, испытывающим зависимость от психоактивных веществ.

В России начиная с 1993 г. Государственным комитетом по делам молодежи РФ формируется сеть молодежных социальных учреждений: центры социальной поддержки молодежи, разнопрофильные подростковые клубы, молодежные биржи труда, психологические консультации.

Спецификация задач предполагает иерархизацию институтов, осуществляющих социальную работу с молодежью. Уровни иерархии Предметные задачи Институты Уровень федеральной социальной политики Определение общих условий социальной защиты различных групп риска; формирование принципов их государственной поддержки; менеджмент социальных служб, решающих задачи социальной защиты молодежи в качестве частных; менеджмент системы образования Правительство РФ Уровень федеральной, молодежной политики Спецификация задач социальной политики применительно к особенностям молодежи как социальнодемографической группы (разработка социального законодательства, федеральных программ) Комитет по делам молодежи Правительства РФ Уровень отраслевых программ Учет специфических интересов молодежи в областях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, занятости и предпринимательской деятельности, здравоохранения Отраслевые министерства Региональный уровень Разработка комплексных программ в областях занятости, образования, здоровья молодежи, профилактики правонарушений, поддержки молодой семьи; содействие позитивным молодежным инициативам Региональные правительства, отраслевые министерства Локальный уровень Конкретный анализ групп риска, выявление нуждающихся в поддержке и индивидуальная помощь на уровне семьи, молодежных групп, индивидов Социальные службы и центры, создаваемые местными комитетами по делам молодежи, консалтинговые центры.

Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенной услугой, оказываемой специалистами таких служб, стало психолого-педагогическое консультирование взрослеющих людей. Такую помощь в РФ осуществляют свыше 200 центров254. 10% служб оказывают экстренное телефонное консультирование, около 6% центров занимаются социальной реабилитацией, 19, 5% - предоставляют социокультурные услуги, 13, 5% - занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей, около 1% - оказывают правовую и почти 5% - информационную помощь молодежи255.

Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции. Но при этом она обладает рядом особенностей: оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими проблемами взросления; предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры.

В терапии кризисов периода взросления необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Это объясняется чрезвычайной гетерогенностью подобных нарушений. При наличии симптомов психоза необходимо осуществить посредничество, помогая клиенту в его госпитализации. В каждом случае требуется обстоятельная беседа с клиентом и его родителями, другими близкими клиенту людьми. Нужно помнить, что очень часто в трудностях процесса взросления проявляются кризисы личностного становления, а не психопатологические расстройства. Источником этих отклонений обычно бывают неудачи в решении возрастных задач развития, требующие подробного анализа. Использование со- циономом в таких случаях концепции жизненного цикла семьи С. Минухина представляется весьма значимым (см. тему «Социальная работа с семьей»). Такого рода анализ и наблюдение за поведением молодого человека часто позволяют определить отправные точки успешных стратегий преодоления специфических для него возрастных трудностей в ходе социальной терапии и консультирования. Главная предпосылка успешного консультирования - откровенность специалиста в отношениях с клиентом и его близкими. Следует избегать любых вариантов заключения союзов с одной из сторон.

По содержанию социальная терапия периода взросления должна концентрироваться на актуальных проблемах клиента. Молодые люди неохотно обсуждают прошлое, и поэтому установка на «здесь и теперь» при работе с ними как нельзя более уместна. Активная позиция специалиста проявляется, в частности, в том, что он затрагивает в разговоре с клиентом проблемы, которые очень распространены в период взросления, например сексуальные, и сообщает ему необходимую информацию по данным вопросам. Нередко молодые люди чрезвычайно мало знают об особенностях своего развития, и такое положение вещей следует рассматривать как «нормальное» для их возраста. Угроза суицидального поведения также должна постоянно находиться под контролем. Прогноз развития кризисов взросления, особенно в острой их фазе, оценить трудно. В конечном счете он зависит от того, какие нарушения лежат в его основе. Резюмируя сказанное относительно социальной работы с молодежью, подчеркнем, что «молодежные» проблемы в целом не являются «делом их рук». Они могут быть решены или предупреждены лишь с учетом всех сопутствующих факторов, при условии их определения в терминах социальных проблем.

Молодежь отражает социальную структуру и культуру социума, являясь зеркалом социокультурных процессов и конфликтов. Но вместе с тем молодежь - относительно автономная, самостоятельная возрастная группа, выполняющая системообразующую функцию передачи культурного опыта поколений в историческом времени. Новое поколение лучше подготовлено к восприятию инноваций, легче расстается со стандартами мышления.

 

Рекомендуемый библиографический список 1.

Манхейм, К. Диагноз нашего времени. Очерки военного времени, написанные социологом / К. Манхейм. - М.: ИНИОН, 1992. - С. 69-96. 2.

Национальная молодежная политика // Молодежь.ги. - 2005. - Пилотный выпуск. - С. 821. 3.

Положение молодежи в РФ и государственная молодежная политика: Государственный доклад / под ред. В. А. Лукова [и др.]. - М., 1998. - 164 с. 4.

Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности; пер. с нем. / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 320 с. 5.

Решетников, О.В. Модели работы с молодежью за рубежом. Международный скаутинг /

О.В. Решетников // Молодежь.ги. - 2005. -Пилотный выпуск. - С. 22-34. 6.

Рокар, М. Трудиться с душой / М. Рокар. - М.: Международные отношения, 1990. - С. 248-249. 7.

Социальная работа: Методология, теория, технологии: учеб. пособие: в 2 ч. / И.Н. Иванова [и др.]. - Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1998. - Ч.2. - С. 73-80. 8.

Социология молодежи в контексте социальной работы: учеб. пособие / В.Н. Ярская [и др.]. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. - 300 с. 9.

Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис; пер. с англ. / Э. Эриксон. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с. 3.5.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самостоятельная работа студента | Цель и задачи курса




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.