Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение






 

Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста.

В настоящее время транспортная система в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов. Начиная с 2000г., рост транспортных услуг в среднем в год составляет для грузовых перевозок 3, 8%, для пассажирских перевозок 6, 7 % при ежегодном экономическом росте в среднем около 6, 1%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность.

Наша страна располагает мощной транспортной системой, в состав которой входит несколько взаимодействующих видов современного транспорта. Основу транспортной системы составляет железнодорожный транспорт, обладающий огромным перевозочным потенциалом. Железные дороги способны осуществлять регулярные перевозки грузов и пассажиров на различные расстояния, независимо от времени года и суток, при любых погодных и климатических условиях при безусловном обеспечении безопасности движения, сохранности перевозимых грузов и безопасности пассажиров.

 

 

Раздел 1 Железнодорожный транспорт

 

Железнодорожный транспорт, является одним из наиболее часто используемых видов транспорта, поэтому он должен быть размещен по стране повсеместно. На самом же деле железнодорожный транспорт размещен неравномерно. Густой и разветвленной сетью железных дорог обладает европейская часть России. Это связано не только с огромными территориями страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйствования. Конфигурация сети радиально-кольцевая с центром в городе Москве. Плотность железных дорог России достаточно низкая 5км на 1000км2, поэтому довольно высока их грузонапряженность.

Первые железные дороги были построены в России в середине 19 века. История развития Российских железных дорог начинается с момента открытия в 1837г. первой однопутной железной дороги общего пользования протяженностью 27км между Петербургом и Царским Селом. Дорога не имела существенного экономического значения, однако показала целесообразность и возможность применения в России нового вида транспорта (для того времени) — железнодорожного. Крупнейшим достижением русского инженерного искусства была постройка в 1851г. Петербурго-Московской железной дороги — первой крупной по длине двухпутной железнодорожной магистрали в мире протяженностью 650км.

Уже к концу 19 века железнодорожный транспорт России превысил по грузообороту традиционные для России гужевой и речной, а к 1913 году превысил этот показатель в сравнении с речным в 6 раз. Отмена в 1861г. крепостного права и последующие экономические реформы обусловили необходимость создания в России эффективной транспортной системы, которая бы способствовала развитию промышленности и сельского хозяйства, освоению новых районов и укреплению связей между ними. В этот период времени началось формирование железнодорожной сети. Были построены железные дороги: Московская, Транссибирская, Закаспийская, Мурманская; в Европейской части страны была создана разветвленная сеть железных дорог в единой технологической системе. К началу XX века по протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире.

Важнейшим этапом в развитии сети железных дорог России стало строительство Великой Транссибирской магистрали (в период с 1891 по 1916 гг.), протянувшейся от Урала до Тихого океана.

На всех этапах развития железнодорожного транспорта изменялось его техническое оснащение. Основным тяговым подвижным составом на сети дорог России до 1920-х гр. XX века были паровозы. В 1924г. было освоено производство первого в мире отечественного тепловоза с электрической передачей Щэл-1, а в 1932г. был выпущен первый советский электровоз постоянного тока ВЛ19, построенный на Московском заводе «Динамо».

В 1926г. были электрифицированы первые пригородные участки железных дорог в Москве и Баку, а к 1940г. электрифицировано было уже 1870км железнодорожных линий.

В России первые серийные грузовые вагоны начали выпускать в 1846г. Они были четырехосными на двух двухосных тележках, но рамы и кузова вагонов были деревянными, что значительно снижало их грузоподъемность, поэтому было решено перейти на бестележечные двухосные вагоны. С 1928г. промышленность начинает выпуск четырехосных грузовых вагонов. Только в 1965г. двухосные вагоны были исключены из обращения на железных дорогах нашей страны.

В 1930 - 1940гг. создаются и внедряются автосцепка СА-3 и пневматические тормоза отечественных конструкций. В 1940г. половина вагонного парка была оборудована автосцепкой, а новые вагоны выпускались только с такой автосцепкой. Одновременно развернулось строительство четырехосных пассажирских вагонов.

В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период железнодорожный транспорт прошел большой и сложный путь военных потрясений, разрухи и восстановления.

Послевоенная реконструкция железнодорожного транспорта осуществлялась на основе широкого внедрения электрической и тепловозной тяги, обновления парка подвижного состава, усиления железнодорожного пути, механизации работы сортировочных станций, внедрения новейших средств автоматики, телемеханики и связи.

Локомотивный парк регулярно обновляется за счет внедрения электровозов ВЛ23, ВЛ60, ВЛ80 (различных модификаций), ВЛ65, тепловозов ТЭ2, ТЭЗ, 2ТЭ10Л, ТЭП60 и др. Вагоностроительные заводы выпускают новые четырехосные, восьмиосные грузовые вагоны, увеличивается парк специализированных вагонов и контейнеров. К 1957г. весь вагонный парк оборудуется автосцепкой, а к 1959г. — автотормозами. Значительная доля грузовых вагонов производится с металлическим кузовом.

В настоящее время протяженность Российских железных дорог составляет 86 тыс. км. Основными задачами железнодорожного транспорта являются: обеспечение перевозочного процесса и сокращение транспортных затрат, а также ускорение доставки груза от производителя к потребителю при условии обеспечения сохранности перевозимых грузов, сокращение времени проезда пассажиров при улучшении комфортности поездки и культуры обслуживания.

Для совершенствования работы железнодорожного транспорта разработана Комплексная программа реорганизации отрасли на период до 2010г. Важной составной частью данной программы являются подпрограммы «Локомотивы» и «Грузовые вагоны», которые предусматривают системный подход к обеспечению нарастающих объемов перевозок тяговыми и вагонными ресурсами.

Эксплуатируемые сегодня на сети дорог локомотивы и грузовые вагоны построены по техническим требованиям 1960-х гг. и по существу являются подвижным составом старого поколения, для которого характерны высокие затраты на обслуживание и ремонт, а также недостаточный уровень надежности.

При освоении современных технологий по выпуску локомотивов (тепловозов и электровозов) нового поколения предусмотрено увеличение мощности тяговых двигателей, срока службы, пробега до списания, а также использование микропроцессорных систем управления с энергооптимальным автоведением и диагностикой, а для вагонов нового поколения — повышение грузоподъемности, конструктивной скорости, срока службы. Для локомотивов и вагонов нового поколения предусмотрено увеличение межремонтного пробега.

Основой для разработок подвижного состава нового поколения является принцип модульной компоновки с рациональной унификацией узлов и систем, снижающей стоимость этой техники и ее разработки. Локомотивы и грузовые вагоны нового поколения следует создавать на основе унифицированных базовых проектов.

Базовыми электровозами нового поколения должны стать опытные электровозы ЭП10 и ЭП200, созданные в последние годы отечественной промышленностью. Производство шестиосного электровоза ЭП10 двойного питания осваивается совместно с фирмой «Адтранц» (Швейцария). Проверенные на этом локомотиве решения по двум системам тока (3 кВ постоянного и 25 кВ переменного) станут основой для электровозов переменного и постоянного тока.

Электровоз ЭП200 создан на Коломенском локомотивостроительном заводе, на базе экипажной части тепловоза ТЭП80, испытанной на скорости более 270км/ч и показавшей вдвое меньшее динамическое воздействие на путь по сравнению с электровозом ЧС200. На этой основе будут позднее созданы мощные скоростные электровозы с максимальной скоростью до 250км/ч.

Ведется работа по созданию и освоению выпуска конструкций для грузовых вагонов нового поколения. Разрабатываются конструкционные материалы для кузовов вагонов нового поколения в соответствии с родом перевозимого груза и специализацией вагонов. Исследуются направления повышения хладостойкости и трещиностойкости стального литья для тележек грузовых вагонов. Произведена выплавка опытных образцов стали и оценено влияние содержания углерода и легирующих элементов в ней. Выпущена уже опытная партия вагонных осей из непрерывно литой вакуумированной стали.

На Уралвагонзаводе изготовлено два опытных полувагона нового поколения: с глухим кузовом и универсальный. На Брянском машиностроительном заводе построена скоростная платформа (на 140км/ч) для перевозки двух 40-футовых контейнеров на направлении Находка—Москва—Брест. На Великолукском локомотиворемонтном заводе работают над созданием хопперов для инертных строительных материалов и окатышей с новыми разгрузочными устройствами.

Для выполнения требований по сохранности перевозок грузов, механизации погрузочно-разгрузочных работ используются специализированные вагоны и современные средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.