Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Введение в профессию»является формирование у студентов общего (обобщенного, ориентирующего) представления о психологической науке и психологической практике, а также формирование начальных навыков учебно-профессиональной (студенческой) деятельности.
Основными задачами курса являются:
- Знакомство студентов со спецификой психологической науки и особенностями профессионально-научной деятельности.
- Знакомство студентов со спецификой практической психологии в целом и консультативной психологии в частности.
- Формирование у студентов представлений об особенностях профессиональной деятельности практического психолога в различных сферах.
- Формирование у студентов основ учебно-профессиональной и профессиональной рефлексии.
- Формирование у студентов представлений об основах построения адекватных отношений с соучениками, преподавателями и администрацией высшего учебного заведения.
- Формирование представлений об основах самоорганизации в учебной и профессиональной деятельности.
Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.
Являясь первой профессионализирующей дисциплиной учебного плана, курс “Введение в профессию” содержательно соотносится с основными дисциплинами психологического и педагогического циклов. Особенностью дисциплины является то, что она преподается с опорой на знания, сформированные в результате общего среднего образования, и из дисциплин профессионального цикла непосредственно в ходе обучения в бакалавриате может непосредственно соотноситься только с параллельно преподаваемой дисциплиной «Общая психология».
В то же время освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее практически для всех профессиональных дисциплин и практик.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В связи с тем, что дисциплина преподается на 1-м семестре 1-го курса, можно говорить о начальных моментах формирования следующих компетенций:
ОК-1 – Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие современного общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
ОК-3 — владение культурой научного мышления, обобщени\, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
ОК-4 — использование систем категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
ПК-9 — применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
ПК-10 — понимание и постановка профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;
ПК-19 — самообразование на протяжении всей профессиональной деятельности;
ПК-20 — просветительская деятельность среди населения с целью повышения психологической культуры общества;
В итоге освоения дисциплины студент должен:
Знать основные характеристики психологии как профессии, специфику научной деятельности в психологии, основные сферы практического приложения психологии и особенности каждой из них, основные сферы психологической практики, требования к личности практического психолога
Уметь самостоятельно планировать свою учебную деятельность и выстраивать адекватные взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями, а также обладать начальными навыками учебно-профессиональной рефлексии
Иметь представление об основных направлениях профессиональной деятельности психолога, истории становления психологии как науки и практики, перспективах собственного профессионального развития и путях реализации этих перспектив
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор.
практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
|
| Общее представление о профессии и профессионализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Групповая дискуссия на семинарском занятии
|
| Общее представление о профессии психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Собеседование в ходе семинарского занятия
|
| Психология как наука. Основы научно-исследовательской деятельности в психологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональная деятельность психолога в различных сферах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
|
| Основные требования к личности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Групповая дискуссия в ходе семинарского занятия
|
| Этические аспекты деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Групповая дискуссия в ходе семинарского занятия
|
| Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Студент – психолог как субъект учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Групповая дискуссия в ходе семинарского занятия
|
| Основы построения взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями и администрацией учебного заведения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Групповая дискуссия в ходе семинарского занятия
| | ИТОГО
|
|
|
| |
| |
| | | зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор.
практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
|
| Общее представление о профессии и профессионализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее представление о профессии психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 1-2
|
| Психология как наука. Основы научно-исследовательской деятельности в психологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональная деятельность психолога в различных сферах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Основные требования к личности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Этические аспекты деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 6-7
|
| Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Студент – психолог как субъект учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 8-9
|
| Основы построения взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями и администрацией учебного заведения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
| |
| |
| | | зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор.
практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
|
| Общее представление о профессии и профессионализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее представление о профессии психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 1-2
|
| Психология как наука. Основы научно-исследовательской деятельности в психологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональная деятельность психолога в различных сферах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Основные требования к личности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Этические аспекты деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 6-7
|
| Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Студент – психолог как субъект учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 8-9
|
| Основы построения взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями и администрацией учебного заведения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
| |
| |
| | | зачет
|
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4.5 года)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор.
практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
|
| Общее представление о профессии и профессионализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее представление о профессии психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 1-2
|
| Психология как наука. Основы научно-исследовательской деятельности в психологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональная деятельность психолога в различных сферах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Основные требования к личности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Этические аспекты деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 6-7
|
| Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Студент – психолог как субъект учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 8-9
|
| Основы построения взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями и администрацией учебного заведения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
| |
| |
| | | зачет
|
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор.
практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
|
| Общее представление о профессии и профессионализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее представление о профессии психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 1-2
|
| Психология как наука. Основы научно-исследовательской деятельности в психологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональная деятельность психолога в различных сферах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Основные требования к личности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Этические аспекты деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 6-7
|
| Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Студент – психолог как субъект учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 8-9
|
| Основы построения взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями и администрацией учебного заведения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
| |
| |
| | | зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе ВПО)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор.
практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
|
| Общее представление о профессии и профессионализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее представление о профессии психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 1-2
|
| Психология как наука. Основы научно-исследовательской деятельности в психологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональная деятельность психолога в различных сферах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Основные требования к личности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Этические аспекты деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 6-7
|
| Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Студент – психолог как субъект учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 8-9
|
| Основы построения взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями и администрацией учебного заведения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
| |
| |
| | | зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор.
практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
|
| Общее представление о профессии и профессионализации.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее представление о профессии психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 1-2
|
| Психология как наука. Основы научно-исследовательской деятельности в психологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональная деятельность психолога в различных сферах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Основные требования к личности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Этические аспекты деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 6-7
|
| Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Студент – психолог как субъект учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 8-9
|
| Основы построения взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями и администрацией учебного заведения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
| |
| |
| | | зачет
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года 8 месяцев на базе СПО)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор.
практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
|
| Общее представление о профессии и профессионализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее представление о профессии психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 1-2
|
| Психология как наука. Основы научно-исследовательской деятельности в психологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональная деятельность психолога в различных сферах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Основные требования к личности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Этические аспекты деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 6-7
|
| Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Студент – психолог как субъект учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам 8-9
|
| Основы построения взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями и администрацией учебного заведения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
| |
| |
| | | зачет
|
|