Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Глава 1. Социальные сети как частный случай интернет-зависимости 6

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Социальные сети как частный случай интернет-зависимости 6

1.1. Понятие и виды зависимостей.............................................................. 6

1.2. Интернет-зависимость как одна из форм зависимостей...................... 9

1.2.1. Понятие интернет-зависимости....................................................... 9

1.2.2. Причины и механизмы формирования интернет-зависимости... 10

1.2.3 Проявления интернет-зависимости................................................ 13

1.3. Социальные сети как особый феномен............................................... 16

1.3.1. Понятие социальных сетей............................................................ 16

1.3.2. Виды социальных сетей................................................................ 19

1.3.3. История развития социальных сетей............................................ 21

1.4. Специфика коммуникации в социальных сетях................................. 24

1.5. Феноменологическое поле зависимости от социальных сетей.......... 26

Выводы по главе 1...................................................................................... 29

Глава 2. Исследование представлений об общении, у людей зависимых от социальной сети........................................................................................... 31

2.1. Организация и проведение исследования.......................................... 31

2.2. Анализ представлений об общении у Интернет-пользователей, зависимых от социальных сетей....................................................................................... 36

2.2.1. Интернет-пользователи 18-25 лет................................................. 36

2.2.2. Интернет-пользователи 25-30 лет................................................. 50

2.2.3. Интернет-пользователи старше 30 лет......................................... 60

Выводы по главе 2...................................................................................... 71

Заключение.................................................................................................. 74

Список литературы..................................................................................... 75

Приложения................................................................................................. 79

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определяется двумя основными факторами – массовостью профессии психолога, возросшей за последние 10 лет с увеличением количества учебных заведений, осуществляющих соответствующую подготовку, и невозможностью отбора абитуриентов с учетом их личностных профессионально-важных характеристик при приеме в ВУЗ на психологические специальности. Поэтому нам представляется необходимым изучение возможностей формирования и развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности на том этапе профессионального становления, когда выбор направления профессионального развития уже совершен – на этапе обучения в ВУЗе.

Тем не менее, несмотря на неоспоримость важности сформированности профессионального самосознания психолога для успешности выполняемой им деятельности, на данный момент слабо разработаны технологии, направленные на его целенаправленное формирование именно в процессе обучения в ВУЗе. В существующих учебных программах по подготовке практических психологов не предусматриваются формы обучения, обеспечивающие развитие самосознания психолога. Содержание учебных программ в основном имеет четкую направленность на профессиональную вооруженность психологическими знаниями и умениями, навыками работы с клиентами. В программах практически без внимания остается аспект личностного развития самого психолога. Оно как бы подразумевается «дополнительным» результатом профессиональной подготовки (Чиркова 2003).

К сожалению, методы формирования профессионального самосознания рассматриваются, как правило, только на уровне описания ситуации или видов деятельности. Исследователи описывают тот результат, которого необходимо достичь, актуальную ситуацию и вид деятельности, в рамках которого достижение результата представляется им наиболее эффективным. Однако за рамки обсуждения выносятся те конкретные способы достижения результата (технологии) и механизмы, которые при этом задействуются.

Отсюда, проблемой является отсутствие операционализированных технологий направленного влияния на становление профессионального самосознания, которые могли бы использоваться как комплексно, так и отдельными блоками, сохраняющими при этом свою эффективность.

В то же время существуют ресурсы, которые в этой области на данный момент не используются – возможности внеучебного контекста при формировании профессионального самосознания студентов, где весь процесс будет включен в систему реально существующих социальных связей студента, т.е. основан на использовании микросоциальных технологий.

Объект – профессиональное самосознание психолога.

Предмет – микросоциальные технологии воздействия на профессиональное самосознание студентов-психологов в рамках внеучебного контекста.

Цель исследования – разработать и эмпирически оценить эффективность системы микросоциальных технологий, направленных на становление профессионального самосознания студентов-психологов, основанных на использовании внеучебного контекста.

Основными задачами исследования являются:

1.

2.

3.

4.

5.

Гипотеза исследования: результатами направленного воздействия на профессиональное самосознание студентов-психологов с использованием микросоциальных технологий будут являться: 1) повышение структурированности профессионального самосознания студентов (более четкое оформление когнитивных категорий профессионального самосознания) и 2) актуализация в самосознании студентов значимости заданных профессионально-важных личностных характеристик психолога.

Методологической базой исследования послужили:

- работы в области общего и профессионального самосознания (Артемьева Е.Ю., Битянова М.Р., Бодалев А.А., Божович Л.И., Грановская Р.М., Деркач А.А., Ефремов О.Ю., Зелинченко А.И., Климов Е.А., Кон И.С., Кузьмина Н.В., Лисина М.И., Маркова А.К., Миронова Г.Л., Митина Л.М., Москаленко О.В., Реан А.А., Рубинштейн С.Л., Сапогова Е.Е., Спиркин А.Г., Столин В.В., Чеснокова И.И., Шадриков В.Д. и др.);

- работы в области профессионального самосознания психолога, его составляющих и его развития (Братусь Б.С., Брылева О.А., Вачков И.В., Волберг Л.Р., Гомбс Н., Гуггенбюль-Крейг А., Ефремов О.Ю., Завалишиная Д.Н., Зелинченко А.И., Климов Е.А., Козырева Е.А., Кочюнас Р., Лэндрет Г.Л., Маркова А.К., Миронова Г.Л., Митина Л.М., Мэй Р., Просекова В.М., Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., Пузырей А.А., Роджерс К., Сапогова Е.Е., Сторр А., Страпп Р., Хамитова И.Ю., Хиллман Дж., Цапкин В.Н., Шнейдер К., Юнг К.Г. и др.);

Методы исследования:

Для решения поставленных задач в диссертации был использован общенаучный поисковый метод: анализ научной, методической литературы и электронных информационных средств по ключевым для данной работы вопросам.

В эмпирическом исследовании были использованы (перечислить методики)

Результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики: факторный анализ, кластерный анализ, а также методы качественного анализа.

Эмпирическую базу исследования составили несколько процедур, в которых приняли участие в общей сложности 287 студентов факультета психологии Тюменского государственного университета 1-5 курсов.

Теоретическая новизна настоящего исследования заключается в том, что:

- обосновано использование микросоциального контекста для решения задач по управлению процессом становления профессионального самосознания;

- разработано и введено в научный оборот понятие «микросоциальные технологии»;

- разработана теоретическая модель построения микросоциальных технологий, направленно воздействующих на структурный и содержательный аспекты профессионального самосознания в рамках внеучебного контекста;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Структура мозга. Кора головного мозга. Межполушарная ассиметрия. | Треугольник




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.