Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Структура психики, структура сознания. Уровни развития психики. Концепции происхождения психики. Формы общественного сознания.






Психика состоит (краткое содержание структуры) из:

1. Сознания – целенаправленная активность человека в разных видах деятельности.

2. Бессознательная структурная единица – связана с неосознаваемыми актами человеческой деятельности – работа организма

3. Подсознание – характеристика неосознаваемой мыслительной деятельности, связана с интуицией

Выделяют четыре основных уровня развития психики и живых организмов:

1. Раздражимость это свойство, которое отличает живую материю от неживой. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, называемый «тропизм» (вынужденное движение). Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них фигуры, при чем их реагирование по своему характеру реактивно, т.е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

2. Чувствительность (ощущения). Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А.Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Отличительной чертой чувствительности по сравнению по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды.

3. Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение) – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности (чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведения). Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

4. Сознание человека ( самодетерминированное поведение) – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения, сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувсвенных и умственных образов, непосредственно представших перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание. В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т.е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития. Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходит в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью. Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.

 

Деятельность - человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического процесса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

 

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития материи - стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.

2. Возникновение психики человека обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

 

Существует несколько различных точек зрения в отношении происхождения психики:

· С одной точки зрения – идеалистической - психическое (душа) в своем происхождении не связана с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение.

· С другой точки зрения – дуалистической - у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.

· С точки зрения - материалистической – феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи.

 

По концепции Л.С. Выготского, человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Эта концепция сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. В современной науке нет однозначного ответа на вопрос о происхождении психики, хотя объяснить ее происхождение пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философия, религия, физиология и т.д.

Если психика – свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективного мира, то сознание - высший, качественно новый уровень развития психики, свойственный только человеку способ отношения к окружающей действительности, опосредованный формами общественно-исторической деятельности людей.

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1889-1960) важнейшими атрибутами психики считал:

- переживания (эмоции, чувства, потребности),

- познание (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление),

Свойственные как человеку, так и позвоночным животным, и отношение, присущее только человеку. Отсюда можно сделать вывод, что сознание есть только у человека, психика - у позвоночных животных, имеющих кору головного мозга, а у насекомых, как и у всей ветви беспозвоночных животных, как и у растений, психики нет.

Сознание имеет общественно-исторический характер. Оно возникло в результате перехода человека к трудовой деятельности. Поскольку человек - существо социальное, на его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым и принадлежит решающая роль.

Животное отражает только те явления или их стороны, которые отвечают их биологическим потребностям, а у человека действия и поступки подчинены специфически человеческим потребностям и интересам, т.е. побуждаются социальными, а не биологическими потребностями.

Структура сознания:

· Сознание – это совокупность знаний

· Отделение Я от не Я

· Целенаправленная деятельность

· Отношение к окружающему миру

 

Свойства психики:

· Возбудимость

· Подвижность

· Инертность

· Чувствительность

Сознание меняется:

1. В историческом плане – в зависимости от социально-экономических условий.

2. В онтогенетическом плане – в ходе жизни одного человека.

3. В гностическом плане – от чувственного познания к абстрактному.

 

Сознание осуществляется в форме теоретического мышления, т.е носит обобщенный и абстрактный характер в форме познания существенных связей и отношений окружающего мира, оно неразрывно связано с языком, в котором отражаются цели действий людей, пути и способы их достижения, происходит оценка поступков. Благодаря языку человек отражает не только внешний, но и внутренний мир, самого себя, свои переживания, желания, сомнения, мысли.

Явления психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.

Вместе с тем, многие переживания, отношения, чувства мы не можем осознать, или осознаем неправильно. Однако все они воздействую на наше поведение, нашу деятельность, побуждают их. Данные явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознанно.

 

В отличие от психики животных психики человека, его сознание имеют следующие существенные отличия:

1. наряду с наследственность и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентации в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова. Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта.

2. Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности. Сознание – это отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды.

3. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным и моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.

4. Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием.

 

Различают четыре формы, сферы, общественного сознания:

· Наука – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентаций.

· Соционормативная сфера общественного сознания – система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества.

· Искусство – специфический вид духовно-нравственного освоения действительности образными средствами, образное моделирование различных сторон человеческого бытия.

· Религия, вера – культ сверхъестественной силы, воплощающей в себя идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания. Вера – особое психическое явление, сверхсознательная связь с идеальным объектом, не определяемая эмпирическими и логическими основаниями. Все формы общественного сознания вместе формируют идеологию – систему базовых ценностей, основополагающих идей, которая регулирует отношение людей к действительности и друг другу, жизнедеятельность общества.

· Сознание связано с самосознанием, с саморефлексией. Осознавая мир вокруг себя, человек соотносит себя с ним. Самосознание - это система ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции.

 

Сознание высший уровень развития психики, самостоятельный в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляции человеком своего поведения на основе присвоения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта.

Сознание характеризуется:

· Активностью, т.е. динамикой, обеспечивающей жизненно значимые связи индивида с действительностью.

· Интенциональностью (предметной направленностью)

· Поленезависимостью – преимущественной ориентацией человека на внутренние эталоны и модели.

· Рефлексивностью – способностью к самооценке, предохранению от неадекватного отражения

· Различными уровнями ясности и организованности.

 

Структуры индивидуального сознания формируются в раннем онтогенезе через присвоение ребенком (интериоризацию) структур внешней социально опосредованной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.