Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определения дизайна






· «Дизайн - это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка (В. Папанек)

Автор удивляется: столь различны эти определения. Создается впечатление, что каждое из них говорит о чем-то своем, не похожем на всё остальное.

Чтобы разобраться в значении самого слова " дизайн", обратимся к его этимологии. Впервые слово " disegno", обозначающее " рисунок", " проект", " чертеж" встречается в текстах историка и теоретика архитектуры XV века Альберти. В переводе с латинского " designare" имеет значение " определять", " обозначать". Слово " дизайн" в его современном звучании и значении перекочевало в английский язык из итальянского.
" Design" - это одновременно и вещь (проект, чертеж, конструкция, расчет, рисунок, эскиз, узор, композиция, план, замысел, (умысел), и процесс (планировать, проектировать, конструировать, рисовать, эскизировать, изображать, задумывать, замышлять). Поэтому в текстах о дизайне необходимо различать " дизайн" - глагол: он занимался дизайном (проектировал) и " дизайн" - имя существительное: этот дизайн (проект) производил хорошее впечатление.

В России имя профессия дизайнера имеет свою историю. Рождается дизайн с названием " производственное искусство". Художники-конструкторы - это проектировщики, пополнившие ряды сотрудников ВНИИ и КБ промышленных предприятий в эпоху тоталитарного советского государства. Теория дизайна, наука о методах формирования гармоничного предметно-пространственного окружения человека - " техническая эстетика". Слово " дизайн" несло в себе отпечаток враждебной культуры Запада и, поэтому было неприемлемо. Вот какое определение дизайну можно прочитать в документе Министерства образования Российской Федерации под названием " Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования" по направлению " дизайн":

 

Есть несколько официальных определений дизайна. Приведем два наиболее распространенных.

В 1969 г. на конгрессе ИКСИД (1CSID) — Международного совета по промышленному дизайну — было принято определение, предложенное еще в 1950-х гг. президентом этой организации, ученым и педагогом знаменитой Ульмской школы дизайна в Германии Томасом Мальдонадо: «Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью^™ качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством».

Спустя более 30 лет Н.В. Воронов сформулировал еще одно определение, более точно отвечающее современным представлениям: «Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином " дизайн" может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат»2.

6 Хромолитография (др.-греч. χ ρ ῶ μ α — «цвет, краска», λ ί θ ο ς — «камень», γ ρ ά φ ω «пишу») — цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делается на камне или цинковойпластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Техника хромолитографии достаточно широко использовалась во второй половине ХIХ и в начале ХХ века. В начале ХХI в она практически полностью вытеснена современными (в том числе фото-механическими) методами передачи изображения.

Патент на хромолитографию был выдан в 1837 году французу Годефрою Энгельману (англ.)русск., однако существуют свидетельства того, что техннология хромолитографии использовалась и ранее, в частности, для производства игральных карт[1].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.