Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брязгунов И. П. Ваш ребенок сверхподвижен






 

Печатается по изданию: Брязгунов И. П. «Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей" –М.: Просвещение, 1992, с. 5–14. В книге дается информация учителям и родителям о функциональных заболеваниях в детском возрасте и принципах профилактики. Показана роль родителей и учителей в сотрудничестве с медицинскими работниками в решении комплексной программы оздоровления ребенка.

В последние годы становится довольно острой проблема так называемых расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей. И если еще несколько лет назад в начальных классах их было по одному – два на класс, то сейчас – до десяти и более.

 

Своим поведением расторможенные дети в полном смысле индуцируют, возбуждают класс, затрудняют проведение учебных занятий. Никому от них житья нет:

 

ни одноклассникам, ни педагогам, ни обслуживающему персоналу. А о родителях и говорить не приходится, поскольку именно на них и замыкаются все издержки поведения их питомцев. С учебой у таких детей не все гладко, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. До сих пор многие педагоги, Да и часть врачей оценивают такое поведение как пороки воспитания.

 

При этом мало кто задумывается, что же в конечном итоге происходит с такими ребятами. Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания за свое поведение в школе и дома, они, вслед за учителями, считают себя совершенно никчемными, абсолютно неисправимыми, постепенно свыкаясь с этой мыслью. В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность и более того для возникновения случаев правонарушений, антисоциальных поступков.

 

В последнее время двигательная расторможенность в сочетании с другими симптомами стала рассматриваться как болезнь. Информацию о ней должны иметь и учителя, и родители.

 

Среди детей с расстройствами поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность» и т. д. Но суть всех названий в одном–такое заболевание есть, его необходимо выявлять и проводить соответствующее лечение. | И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка.

 

По данным многочисленных исследований это заболевание встречается довольно часто–от 2 до 20%.

 

В последнее время интерес к этой проблеме значительно возрос. Врачи сталкиваются с лавиной публикаций в периодической медицинской литературе, посвященной легкой дисфункции мозга. Если в конце 50-х годов публикаций на эту тему было порядка 30, то к 1980 г. их число возросло до 7000. Эти публикации дают информацию медицинским работникам и массовому читателю о причинах заболевания, различных методах лечения и профилактики, педагогических проблемах.

 

Следует подчеркнуть две особенности заболевания. Во-первых, чаще всего им страдают дети в возрасте от б до 12 лет и во-вторых, у мальчиков оно встречается в 9 раз чаще, чем у девочек.

 

Признаки заболевания следующие: повышенная двигательная активность ребенка, перцептуально-двигательные нарушения, эмоциональная лабильность (неустойчивость), общие нарушения координации, нарушение внимания (невозможность длительной концентрации внимания), импульсивность, нарушение памяти и мышления, специфическая неспособность к учебе в отношении какого-либо предмета (арифметика, письмо, чтение); нарушение речи, произношения, слуха, наличие минимальных неврологических изменений и изменений на электроэнцефалограмме (запись биотоков мозга).

 

Все вместе перечисленные признаки заболевания встречаются далеко не всегда. Кроме того, есть ряд заболеваний, сходных по симптомам с легкой дисфункцией мозга, но таковыми не являющимися.

 

Поэтому диагноз «легкая дисфункция мозга» ставит только врач.

 

Теперь более подробно о встречающихся симптомах заболевания. Нарушение двигательной активности в основном выражается в. состоянии гиперактивности, когда ребенок находится в постоянном движении, переходит от одного объекта к другому или просто чрезвычайно беспокоен и суетлив, или в гипоактивности (что наблюдается довольно редко), когда ребенок замедлен в движениях, в мышлении, разговоре. Гиперактивность может также проявляться многоречивостью, дезорганизацией мышления, наблюдаются тики, гримасничание, повышенный тремор (дрожание) пальцев рук.

 

У некоторых детей гиперактивность, повышенная возбудимость, импульсивность проявляются с раннего детства. Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность в дальнейшем часто ведут к конфликтам в семье, школе. Эмоциональные нарушения характеризуются выраженной лабильностью, недостаточным контролем над эмоциями, быстрой их сменой.

 

Нарушаются зрительно-двигательная координация, внимание. Ребенок не может сконцентрировать внимание на длительный период времени при выполнении домашних заданий, в классе. Это наблюдается также при чтении, письме и рисовании. Психологи о таких детях говорят «flow» – «по течению». Мышление у них беспорядочное, в основном конкретное; отмечается недостаточная способность к абстрактному мышлению. Как показывают психологические исследования, у детей с легкой дисфункцией мозга выявляются сниженный запас слов, скудость излагаемого, неточность в определении понятий и видовой дифференциации, пониженная способность абстрагирования.

 

У ребенка часто возникают трудности с такими абстрактными понятиями, как время и пространство; у него плохая память как на короткий, так и на длительный период времени.

 

Указанные нарушения могут влиять на умственные способности детей. У некоторых наблюдаются нарушения речи – замедленность развития, неправильность, возможно легкое нарушение слуха.

 

Изменения в речи тесно связаны с функциональной незрелостью центральной нервной системы и недостаточной общей воспитательной стимуляцией, т. е. недостаточным использованием воздействия на зрительный, слуховой, кинетический анализаторы ребенка. Восполнить этот пробел в нормальном развитии ребенка может педагог.

 

Психологические исследования, проведенные на большой группе детей с легкой дисфункцией мозга, обнаруживают признаки невротизации, главным образом беспокойство, повышенную утомляемость, нарушение сна, невротические навыки в сочетании с инфантильным поведением. Отсюда нарушения в поведении, отставание в учебе, что значительно осложняет жизнь ребенка.

 

Нарушение общей координации проявляется в том, что дети выглядят неуклюжими, неловкими. Наблюдаются нарушения координации движений пальцев, неспособность стоять на одной ноге (симптом Ромберга), выполнять не только тонкие мышечные движения (при письме, рисовании), но и более грубые–при ходьбе, езде на велосипеде.

 

Для родителей будет интересна возрастная характеристика признаков легкой дисфункции мозга.

 

У новорожденных это прежде всего выраженное беспокойство, повышенная раздражительность и нарушение сна. Следует обращать внимание на то, как ребенок сосет грудь, часто ли мигает.

 

В клинической картине легкой дисфункции мозга у детей грудного возраста наблюдается двигательная активность, некоординированность и неточность движений, быстрая утомляемость, плохая приспособляемость к новой среде. Эти признаки удается уловить при внимательном наблюдении за ребенком.

 

В дошкольном возрасте с этими детьми бывает трудно справиться, они агрессивны, постоянно конфликтуют. Такой период негативизма продолжается долго. Дети любят играть в разрушительные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами несмотря на то, что любят коллектив. За ними трудно уследить.

 

Дети школьного возраста не могут усидеть на одном месте, неорганизованны, их поведенческие реакции часто парадоксальны.

 

Помимо повышенной двигательной активности, отмечаются также невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость и плохая успеваемость в школе. Школьник часто завязывает контакты с незнакомыми людьми, в чужом окружении старается привлечь внимание, часто неправильными, своеобразными методами. Нарушения в поведении являются постоянными в любой обстановке.

 

Для постановки диагноза требуется не только полная медицинская, но и педагогическая, психологическая, социальная характеристика ребенка. Поэтому участие в диагностическом процессе родителей, педагогов крайне необходимо.

 

Помощь родителей требуется в первую очередь при сборе врачом целенаправленного анамнеза (истории болезни). Он должен выяснить, когда у ребенка появились первые специфические признаки заболевания (гиперактивность, повышенная возбудимость, импульсивность, нарушение внимания), детально выяснить течение и выраженность симптомов. Особое внимание обращается на развитие двигательных функций и речи.

 

Врача интересует окружающая ребенка среда, так. как известно, что повышенная двигательная активность может наблюдаться и у здорового ребенка при ненормальной обстановке дома и в школе. В таких случаях гиперактивность не является патологией.

 

Важное значение имеет выяснение школьной успеваемости, поведения ребенка в классе, для чего необходим контакт и с учителем.

 

Особое значение для диагностики, а также лечения и реабилитации этих детей имеет психологическое обследование, которое проводит психолог или педиатр. Для оценки образовательного уровня проводится детальное исследование способностей ребенка к чтению, письму, произношению.

 

Психологическое обследование дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования свидетельствуют, что уровень интеллекта таких детей выше, чем это представляется окружающим.

 

Причины легкой дисфункции мозга могут быть различными: результат генетических отклонений, кровоизлияния в перинатальном периоде, заболевания или травмы в периоды критического развития и созревания центральной нервной системы или другие органические причины неизвестной этиологии. Одной из причин заболевания может быть повреждение мозговой ткани, которое возникает во время или в первые годы после родов. Этиологическими моментами легкой дисфункции мозга могут быть серологический конфликт (несовместимость крови матери и ребенка), гиперпирексия (повышенная температура тела), недоношенность. У недоношенных детей даже легкая гипоксия (недостаток кислорода) может быть причиной повреждения структур мозга, влияющих на уровень двигательной активности.

 

В ряде исследований четко зафиксирована корреляция между нарушением поведения детей в школе и низким весом при рождении, осложнениями при беременности и родах.

 

Частота заболевания связана и с материальными условиями семьи, в которой живет ребенок. В неполных, Малообеспеченных семьях с плохими жилищными условиями заболевание отмечается чаще. Установлена также связь гиперактивности детей и антисоциального поведения их родителей (алкоголизм, аффективные нарушения). Причем эта связь прослеживается даже в тех случаях, когда дети были отделены от родителей сразу после рождения, что свидетельствует о генетической предрасположенности к легкой дисфункции мозга. Родители больных детей рассказывают, что у них в детстве наблюдались те же самые проявления. Так, 8 из 50 отцов, дети которых имели повышенную двигательную активность, были гиперактивны в детстве.

 

На сегодняшний день все причины легкой дисфункции мозга можно объединить в следующие группы:

 

1) пренатальные – заболевание краснухой во время беременности, прием некоторых медикаментов, например, талидомида; 2) перинатальные – родовая травма; 3) постнатальные – отравления, энцефалиты, менингиты, отравление угарным газом, болезни сердца; 4) генетические; 5) биохимические нарушения в организме; 6) нарушение созревания центральной нервной системы.

 

Итак, диагноз поставлен. Следующий этап – лечение ребенка с легкой дисфункцией мозга. Идеальным является тот случай, когда в лечении участвуют педиатр, невропатолог, психиатр, психолог, педагог. Причем медицинские и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

 

На практике педиатр чаще всего является и невропатологом, и психиатром, и психологом. Под опеку специалистов–невропатологов и психоневрологов–попадает лишь самая незначительная часть детей с легкой дисфункцией мозга. Это в основном тот контингент больных, у которых легкая дисфункция мозга сочетается с ночным недержанием мочи, различными нервными тиками. Что касается другой, гораздо большей части больных детей, то они очень часто остаются вне поля зрения не только данных специалистов, но и педиатра. Все дело в том, что окружающие ребенка взрослые, прежде всего педагоги и родители, не считают его больным.

 

И действительно, какой это больной ребенок, если он своей энергией может, что называется, горы свернуть. А раз так, то зачем идти к специалисту.

 

Надо учитывать еще одно немаловажное обстоятельство. Многие родители панически боятся контактов с психоневрологами, так как считают, что постановка на учет к психоневрологу может осложнить жизнь сына или дочери в дальнейшем, при получении справки № 286 – о состоянии здоровья для поступления в учебное заведение.

 

Можем сразу развеять сомнения на этот счет. Легкая дисфункция мозга–это не тот диагноз, который может «испортить» медицинскую справку № 286.

 

К сожалению, следует признать, что далеко не все педиатры достаточно хорошо знакомы с этим заболеванием, находящимся на стыке педиатрии, психиатрии ч психологии. Поэтому они мало внимания уделяют таким детям, считая их здоровыми, и нередко оказываются беспомощными, если требуется оказать помощь, дать рекомендации родителям, педагогам. Сказывается здесь и односторонность «видения» проблемы каждым узким специалистом. Результат–отсутствие комплексного лечения, под которым подразумевается забота о состоянии здоровья в целом: организация среды, нивелирование нарушений поведения и корректировка затруднении в учебе. Достигается это соответствующей работой врача с родителями, учителями и детьми, воспитательными мерами (правильный подход к ребенку в школе и дома), поведенческой терапией и в ряде случаев фармакотерапией.

 

В первом ряду лечебных мероприятий стоит правильное отношение родителей и учителей к больному ребенку. В особом внимании нуждаются дети из неблагополучных семей.

 

Конечно, не у каждого ребенка отдельная комната, где он может спокойно заниматься своими делами. Но добиться, чтобы ребенок в определенное время питался, ложился спать и вставал, в состоянии каждый родитель. В режиме дня следует предусмотреть часы для выполнения домашних заданий, игр, просмотра телевизионных передач и т. д., т. е. ребенка следует приучить к строго определенному распорядку дня.

 

Обстановка дома должна быть спокойной, исключаются различные раздражители, в частности предметы, которые могут отвлекать ребенка.

 

Описываемая проблема носит интернациональный характер. В мире уже разработаны методики реабилитации таких больных. В частности, как лечебный фактор рассматривается создание специализированных классов.

 

Оптимальная наполняем ость таких классов 10–12– 15 человек, продолжительность уроков до 35 минут. Занятия проводятся по специальной программе и методике, но объем изучаемого материала остается тем же, что и в обычных классах.

 

Оборудование и атмосфера в специальном классе должны настраивать детей на спокойный деловой тон: минимальное количество отвлекающих предметов, например картин и др.; каждый ученик сидит отдельно, на значительном расстоянии друг от друга и т. д. Учащиеся с наиболее выраженной активностью сидят на передних партах, чтобы исключить их влияние на других учеников.

 

Врачи пришли к выводу, что наличие таких классов в обычных школах полезно не только больным детям, но и здоровым, так как отсутствие в классе детей с легкой дисфункцией мозга создает лучшие условия для успешной учебы здоровых школьников.

 

Однако далеко не все дети с легкой дисфункцией мозга должны учиться в специальных классах. Этот вопрос находится только в компетенции врача.

 

По мнению большинства врачей, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявляемые неврологические изменения постепенно нивелируются. Но без проведения соответствующего лечения в подростковом возрасте возможен переход в психопатическую личность. Поэтому вопрос о лечении стоит однозначно: оно должно быть обязательно. Подтверждением этого служат и данные о том, что среди подростков-правонарушителей процент страдавших легкой дисфункцией мозга достаточно велик.

 

Так в комплексном лечении детей с легкой дисфункцией мозга врачи рекомендуют назначать физические упражнения в виде длительного и равномерного тренинга легкой и средней интенсивности, ограничение упражнений с эмоциональным акцентом (игры, соревнования и др.). Наиболее подходящими для этого являются летний и зимний туризм, бег трусцой, плавание.

 

Попросту говоря, ребенка следует каждый день «выгуливать», и уровень двигательной активности должен быть таким, чтобы, приходя домой, он падал от усталости. Конечно, последнее больше относится к дошкольникам, так как у них нет домашних заданий.

 

В последние годы в нашей стране начали разрабатываться проблемы детской психологии. Однако эти исследования часто не выходят за рамки научных экспериментов. В школах же практически отсутствуют детские психологи. В других странах наоборот. Например, в США идут по пути развития клинической психологии, которая, по мнению американских ученых, как раз и должна заниматься отношениями психологического и поведенческого порядка в школьном возрасте. В 70% школ крупных городов США работают детские психологи.

 

Было время, когда при лечении легкой дисфункции мозга широко использовалась лекарственная терапия. Но в настоящее время больше внимания уделяется нефармакологическим методам лечения, о которых упоминалось выше. Лекарства используются только в тяжелых случаях, когда исчерпаны все другие возможности. Но в любом случае выбор лечебных мероприятий производится после тщательного наблюдения за ребенком, причем не только врачом, но и родителями, и учителями.

 

Прогноз заболевания в первую очередь зависит от ранней постановки диагноза и назначения лечения. При этом имеют значение психосоциальные факторы, которые могут влиять не только на течение, но и на исход заболевания. На прогноз заболевания также влияют тяжесть заболевания, состояние родителей и состояние самого ребенка в перинатальном периоде, а также возможность применения специализированного подхода при обучении. Особо неблагоприятный прогноз заболевания наблюдается в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, страдают психическими расстройствами и т. д.

 

Залогом успеха в лечении является неукоснительное выполнение назначений врача, который при необходимости осуществляет соответствующую коррекцию в лечении.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.