Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты трудовых правоотношений.






Субъектом может быть и иностранец (и как работник, и как представитель работодателя), а также работодателем может быть и отдельный гражданин, принимающий работника в качестве домработницы, личного водителя.

работник — физ. лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;

работодатели — физ./юридич. лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником;

Трудовой коллектив - все работающие в организации работники, включая и должностных лиц администрации, с которыми организация заключила трудовой договор;

социальные партнеры — объединения работодателей и объединения работников в лице избранных (назначенных) представителей;

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деят-ти, создаваемое в целях представительства интересов и защиты их социально-трудовых прав.

органы занятости населения;

органы по разрешению трудовых споров;

органы надзора и контроля в сфере труда.

 

 

Содержание трудового правоотношения.

Содержание любого правоотношения составляют права и обязанности его субъектов (право на достойную ЗП, условия труда или право расторгнуть договор, обязанность исполнять свою работу в полном объеме, не портить имущество работодателя....см ТК РФ).

Содержание ТП определяется трудовым договором и распространяющимся на работника в результате заключения этого договора трудового законодательства, а также коллективным договором и социально-партнерскими соглашениями.

 

Статья 21 Трудового кодекса определяет основные права и обязанности работника.

Права:

· на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены законодательством;

· предоставление работы, обусловленной трудовым договором;

· рабочее место, соответствующее стандартам организации и безопасности труда;

· своевременную и в полном объеме выплату ЗП в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

· отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени;

· полную достоверную информацию об условиях груда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

· проф. подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;

· на объединения, включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

· защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

· разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку;

· возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей;

· обязательное соц. страхование в случаях, предусмотренных ФЗ, и другие, предусмотренные законодательством.

Работник обязан:

· добросовестно исполнять свою трудовую функцию;

· соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину;

· выполнять установленные нормы труда;

· соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

· бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

· незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя, и другие предусмотренные законодательством.

 

Основные права и обязанности работодателя перечислены в ст. 22 Трудового кодекса:

Права:

- право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в соответствии с ТК РФ и иными ФЗ.

- право вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры

- право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

- право требовать от работников добросовестного исполнения ими своих трудовых обязанностей, соблюдая правила внутреннего трудового распорядка организации, бережного отношения к имуществу работодателя.

- право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, а нарушителей трудовой дисциплины привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности.

- право принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании и др.

Обязанности:

- обязан соблюдать законы, иные НПА, регулирующие трудовые отношения, предоставлять всем работникам работу, обусловленную трудовым договором, своевременно и в полном объеме оплачивать труд работников и пр.

- обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

- обязан рассматривать представления соответствующих органов, в том числе избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов, содержащих нормы трудового законодательства, принимать меры по их устранению и обязательно сообщать о прямых мерах соответствующим органам и представителям.

- обязан возместить ущерб, причиненный работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред, причиненный работнику неправомерным действием или бездействием работодателя.

- отвечает за ущерб, причиненный работником третьим лицам при исполнении своих трудовых обязанностей (ст. 1068 ГК РФ).

- обязан осуществлять обязательное соц. страхование работника в порядке, установленном ФЗ.

 

7. Характеристика отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями.

 

 

Отношения, непосредственно связанные с трудовыми (ОТСТ) – правоотношения, связанные с трудовыми, наличие которых предполагает существование в настоящем, в будущем или в прошлом трудовых правоотношений, без которых этих производных отношений не было бы.

 

К ним относятся правоотношения по:

· содействию в обеспечении занятости и трудоустройства у данного работодателя;

· организации труда и управлению трудом;

· соц. партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

· участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применению трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

· профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации у данного работодателя;

· надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

· разрешению индивидуальных трудовых споров и коллективных трудовых споров.

 

ОТСТ в зависимости от времени их возникновения, развития и прекращения (применительно к трудовым правоотношениям) подразделяются на 3 группы:

Предшествующие появляются до трудовых и прекращаются с их возникновением:

- правоотношения по содействию в обеспечении занятости и трудоустройства.

Процесс трудоустройства может быть разнообразным: во-первых, человек может сам искать работу; во-вторых, он может обратиться в коммерческое кадровое агентство; в-третьих, может обратиться в гос. службу занятости. Трудовым правом регулируется, по существу, только третий вариант трудоустройства.

Отношения между службой занятости и работодателями по поводу определения вакантных рабочих мест. Законодательство о занятости населения устанавливает обязанность работодателей сообщать в государственную службу занятости населения информацию об имеющихся вакансиях рабочих мест.

Отношения между службой занятости и гражданами, желающими трудоустроиться, по поводу их регистрации в качестве безработных, определения их квалификации и поиска подходящей для них работы. Данная подгруппа включает в себя обучение безработных, не имеющих профессии, информационное обеспечение о наличии свободных рабочих мест и некоторых других вопросов.

- правоотношения по проф. подготовке и повышению квалификации работников непосредственно на производстве, включая подготовку работников по ученическому договору или повышение квалификации до начала работы в организации.

Особенности ученических отношений отражены в гл. 32 Трудового кодекса РФ, которая определяет, что ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ).

Сопутствующие возникают и существуют вместе с трудовыми, обеспечивая их:

- правоотношения по организации труда и управлению трудом.

Работодатель организует труд работников по своему усмотрению и управляет трудом также по своему усмотрению. Но при этом он не должен нарушать трудового законодательства и прав работника, установленных законодательством, коллективным договором, трудовым договором.

- правоотношения по соц. партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Соц. партнерство - отношения между работниками и работодателями в лице их представителей, осуществляемые, как правило, при участии органов гос. власти или органов местного самоуправления, которые направлены на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в сфере труда.

Система соц. партнерства охватывает все уровни социально-трудовых отношений — начиная от локального и заканчивая уровнем РФ. На всех уровнях федеративного устройства может осуществляться договорное регулирование отношений, складывающихся в сфере труда. На локальном уровне результатом является коллективный договор, а на более высоком уровне правового регулирования (уровень региона, отрасли народного хозяйства, субъекта РФ) результатом являются социально-партнерские соглашения. На уровне РФ уже на протяжении 20 лет каждые 3 года заключается Генеральное соглашение.

- правоотношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применению трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

 

Основные формы участия работников в управлении организацией обозначены в ст. 53 ТК РФ:

ü учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

ü проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

ü получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

ü обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

ü обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

ü участие в разработке и принятии коллективных договоров;

Если оценить характер участия работников и профсоюзов в установлении тех или иных условий труда, то все случаи их участия можно разделить на две части:

- ситуации, при которых участие работников или их представителей обязательно, и без него решение работодателя не может считаться правомерным. Например: создание комиссии по трудовым спорам (КТС), заключение коллективного договора и др.;

- ситуации, когда решение работодателя требует согласования с мнением представительного органа работников или решение принимается с учетом пожеланий работников. Например: составление графика отпусков, принятие локальных нормативных актов с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 372 ТК РФ) и др. При несогласии с мнением работников или представительного органа работодатель вправе принять собственное решение.

- правоотношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда):

1) надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, который в первую очередь осуществляют такие гос. органы как Федеральная инспекция труда и прокуратура, а также контроль на общественном уровне осуществляют профсоюзы, которые в случае отказа работодателя устранить нарушения могут обратиться в гос. органы надзора;

2) надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, в котором, кроме вышеназванных органов общего надзора и контроля, участвуют также специальные гос. органы: Роспотребнадзор — за соблюдением санитарных правил, Пожарный надзор — за пожарной безопасностью, Энергонадзор — за правилами использования электроприборов, Атомнадзор — за использованием ядерной энергии, Ростсхнадзор — за правилами эксплуатации опасных механизмов, теплоустановок, проведением горных, взрывных и других работ.

Все эти и некоторые другие органы контролируют деят-ть, требующую соблюдения специальных правил безопасности работ с целью сохранения жизни и здоровья работников, что и составляет суть охраны труда.

- правоотношение по проф. подготовке и повышению квалификации, если обучение производится наряду с действием трудового правоотношения.

- правоотношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

Материальная ответственность - обязанность одной из сторон трудового договора возместить ущерб, причиненный в результате ее виновного противоправного деяния, другой стороне трудового договора в порядке и размере, установленных законодательством.

Материальная ответственность - самостоятельный вид юридич. ответственности, которая наступает независимо от привлечения к иным видам юридич. ответственности. Исключение составляет гражданско-правовая ответственность в случае причинения ущерба работником имуществу работодателя или иных лиц при исполнении возложенных на него трудовых обязанностей. В этом случае работник привлекается к материальной ответственности.

- правоотношения по обязательному соц. страхованию в случаях, предусмотренных ФЗми.

Обязательное соц. страхование работников основано на применении двух основных ФЗ — «Об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваниях» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, а также «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ.

Можно выделить 3 направления соц. страхования в сфере труда:

- соц. страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний - оно пришло на смену материальной ответственности работодателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников;

- соц. страхование по временной нетрудоспособности - предусматривает сохранение в определенных размерах заработка работника на период его болезни и иных случаев (период карантина, санаторно-курортного лечения, ухода за больным членом семьи). Сама медицинская помощь основана на обязательном медицинском страховании, которое изучается правом соц. обеспечения, что определяет связь этих отраслей права;

- соц. страхование в связи с отпуском по беременности и родам, что определяет связь с правом соц. обеспечения.

Отношения, вытекающие из трудовых - возникают при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров.

Трудовой спор - неурегулированные разногласия между участниками трудовых отношений, поступившие на рассмотрение специального юрисдикционного органа.

 

Всем правоотношениям (как элементам единой системы) свойственны общие черты - регулирование нормами трудового права, связанность основными принципами трудового права. Они различаются по субъектам и содержанию, основаниям возникновения и прекращения, характеру прав и обязанностей.

 

8. Социальное партнерство: понятие, принципы, система и формы.

 

 

Соц. партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (или представителями), органами гос. власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права.

 

(включает все виды взаимодействия между работниками (представителями), работодателями (представителями) и органами гос. власти или местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера).

Цель соц. партнерства - согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деят-ти организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

 

Основные принципы социального партнерства.


Равноправие сторон. Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и соц. развития, в создании комиссий по регулированию соц.-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений.
Уважение и учет интересов сторон.
Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.
Содействие государства в укреплении и развитии соц. партнерства на демократической основе (прежде всего путем законодательного урегулирования, позволяющего каждой стороне проявлять инициативу, отстаивать свою позицию и т.д.). Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
Соблюдение сторонами законов и иных НПА (условия соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями трудового законодательства, недействительны). Требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов.
Полномочность представителей сторон - представители обязаны иметь письменные документы, подтверждающие их полномочия на ведение переговоров и подписание соглашений.
Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда - содержание и структура договоров устанавливаются только по соглашению сторон.
Добровольность принятия сторонами на себя обязательств - давление на стороны недопустимо, все спорные вопросы решаются путем переговоров.
Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами - все принимаемые обязательства должны быть реально выполняемыми, за их неисполнение виновная сторона может быть привлечена к ответственности.
Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений - все коллективные договоры и соглашения обладают юридич. силой, за их неисполнение предусматривается юридич. ответственность.
Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляется сторонами).

Ответственность сторон/представителей за невыполнение по своей вине коллективных договоров, соглашений.

 

Стороны соц. партнерства - работники и работодатели (или в лице их представителей). Стороной может быть орган гос. власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.
представителями работников выступают профсоюзы и их объединения, различные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники в результате тайного голосования могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

В организации, где отсутствуют профсоюзные ячейки, тоже может быть коллективный договор, т.к. ст. 29 ТК РФ допускает и иных представителей работников. Если работник не является членом профсоюза, работая в организации, где имеется первичная профсоюзная организация, он может уполномочить профсоюзную организацию представлять его интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст.30 ТК РФ).

Интересы работодателя представляют руководитель организации, работодатель-индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗми и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами юридич. лица (организации) и локальными нормативными актами.
Представлять работодателей в лице гос. и муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, могут о рганы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Также интересы представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства законных интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами гос. власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются ФЗ «Об объединениях работодателей».

 

В отличие от сторон соц. партнерства его участниками являются соответствующие органы гос. власти или органы местного самоуправления. Когда такой орган, как ранее указывалось, сам является работодателем, то он также выступает и как сторона соц. партнерства.

 

Соц. партнерство включает как двусторонние отношения между работниками и работодателями (представителями), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов гос. власти или местного самоуправления. Создание трехсторонних органов социального партнерства возможно на всех уровнях, кроме организации.

При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе соц. партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и тп.

Органы соц. партнерства - создаваемые на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон комиссии по регулированию соц.-трудовых отношений, ведению коллективных переговоров и подготовке проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Комиссии формируются из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
1) На федеральном уровне - постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию соц.-трудовых отношений, от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
2) В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию соц.-трудовых отношений на территории данного региона. Их деят-ть осуществляется на основании законов этих субъектов РФ.
3) На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию соц.-трудовых отношений, деят-ть которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
4) Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения могут образовываться отраслевые комиссии как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.
5) На уровне организации создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

 

Система соц. партнерства включает несколько уровней:

1. федеральный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

2. межрегиональный (-/-/- в 2х и более субъектах РФ);

3. региональный (в 1 субъекте РФ);

4. отраслевой (в отрасли/отраслях);

5. территориальный (в муниципальном образовании);

6. локальный, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Нет обязанности сторон взаимодействовать на всех уровнях. Они свободны в избрании как форм соц. партнерства, так и уровней их осуществления.

Помимо заключения коллективных договоров и соглашений на каждом уровне может осуществляться сотрудничество в иных формах. Например, консультации и обмен информацией могут проводиться на всех уровнях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.